Статья "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников"
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Аннотация.В статье рассматривается роль гражданско-патриотического воспитания младших школьников в условиях современного общества, где средства массовой информации и цифровые технологии оказывают значительное влияние на формирование личности. Подчеркивается необходимость развития у детей критического мышления для эффективного восприятия информации, что является неотъемлемой частью гражданского воспитания. Описываются методы и практики, используемые в образовательном процессе для формирования у учащихся чувства патриотизма, ответственности и социальной компетентности. Отмечается важность интеграции патриотических элементов в учебный процесс и значимость участия в общественных проектах и мероприятиях для воспитания активных и ответственных граждан.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданское воспитание, младшие школьники, критическое мышление, цифровые технологии, социальные навыки, образовательные программы, ответственность, историческое сознание, взаимодействие с обществом.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников представляет собой одну из ключевых задач современного образования. Перед системой образования стоит сложная и многогранная задача формирования у младших школьников базовых гражданских и патриотических ценностей, которые являются основой для дальнейшей социализации и интеграции личности в общественную жизнь.
Патриотическое воспитание на протяжении десятилетий остается предметом пристального внимания педагогов и общества. Это связано не только с воспитательной задачей школы, но и с необходимостью развития у молодежи чувства ответственности перед обществом и государством. Как подчеркивает Иванов С.П., "первые годы школьного обучения закладывают в ребенке фундамент тех ценностей, на основе которых будет строиться его будущее гражданское самосознание" [1].
Одной из центральных целей гражданско-патриотического воспитания является формирование у младших школьников чувства патриотизма, которое Н.И. Бехтерева определяет как "осознанную и активную любовь к Родине, выражающуюся в деятельности, направленной на ее благо" [2]. Это чувство патриотизма включает в себя понимание истории страны, уважение к ее культуре и традициям, гордость за достижения предков. Однако, формирование такого отношения к Родине требует систематического и целенаправленного подхода.
Систематический подход к формированию гражданско-патриотических качеств основывается на интеграции различных видов деятельности в образовательный процесс. В этой связи особое место занимает использование потенциала различных школьных предметов. По мнению Петровой А.Н., "каждый учебный предмет может стать основой для патриотического воспитания, если преподавание ведется с акцентом на национальные особенности и достижения" [3]. Например, уроки истории и литературы максимально нацелены на формирование у детей основ гражданственности и патриотизма.
Важным аспектом патриотического воспитания также является участие младших школьников в внеучебной деятельности, такой как экскурсии по памятным местам, участие в праздновании государственных праздников и мероприятиях, посвященных памятным датам. Эти формы деятельности не только расширяют кругозор школьников, но и формируют тесную эмоциональную связь с историей и культурой родной страны. Как отмечает Сидоров И.В., "опыт живого участия в социальных мероприятиях учит детей понимать значимость общественных событий и осознавать свою роль в обществе" [4].
Проблематика патриотического воспитания неразрывно связана с вопросами нравственного становления личности младшего школьника. Значительное влияние на этот процесс оказывает семья, которая выступает первым носителем традиций и ценностей. Родители, воспитывающие в детях чувство ответственности и уважения к своей стране, оказывают значительное влияние на становление ребенка. Иванова Е.В. утверждает, что "патриотическое воспитание будет более эффективным, если школа и семья будут действовать в одном направлении, поддерживая и дополняя друг друга" [5].
Кроме того, не стоит забывать о роли средств массовой информации и цифровых технологий в патриотическом воспитании. В современном мире школьники с раннего возраста обладают доступом к огромному количеству информации, что делает критически важным умение отделять достоверные источники от ложных данных. Так, Соловьев А.К. подчеркивает: "В условиях информационного общества школа должна учить детей критически воспринимать информацию, анализировать события и делать выводы" [6]. Это тоже часть гражданского воспитания, направленная на развитие умений и навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Формирование патриотизма невозможно без внимания к социальным навыкам младших школьников. Именно в этом возрасте закладываются основы таких понятий, как справедливость, честь, долг. Лебедев В.С. утверждает, что "младший школьный возраст – это период активного формирования социальных ролей и межличностных отношений, в процессе которого важно направлять детей в направлении гражданской ответственности и толерантности" [7].
Одним из вызовов современности является изменение социальной структуры и культурных ценностей, что увеличивает необходимость адаптации образовательных программ под новые условия. Гражданско-патриотическое воспитание должно учитывать эти изменения, оставаясь при этом приверженным базовым ценностям, которые формируют гражданскую идентичность ребенка. В этой связи важно, чтобы учебные программы и педагогические технологии постоянно адаптировались к требованиям времени.
Из опыта работы также заметим, что в работе учителя начальных классов одно из ключевых направлений — гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Это аспект образовательного процесса, который помогает формировать у детей чувство гордости за свою страну, уважение к её истории и традициям. В ежедневной практике я стараюсь интегрировать патриотические элементы в самые разные уроки, будь то чтение, окружающий мир или изобразительное искусство. Мы часто обсуждаем важные исторические события и знаковые фигуры, которые сыграли ключевую роль в становлении нашей страны. Особенное внимание уделяется участию учеников в различных проектах, таких как создание мини-музеев в классе, где дети могут представить результаты своих исследований о родном городе или известных соотечественниках. Я также организую экскурсии в музеи и проведение тематических классных часов, где у детей есть возможность глубже проникнуть в тему и увидеть значимость своей роли как граждан будущего. Важным элементом является и воспитание через примеры: поэтому каждый год моя группа участвует в акциях и мероприятиях, направленных на развитие чувства солидарности и взаимопомощи. Через такие активности дети учатся не только знать историю, но и становиться её частью, ощущая свою связь с родной землёй и её народом. Введение таких практик способствует не только патриотическому воспитанию, но и общему развитию личности школьников, их нравственному становлению и умению взаимодействовать с окружающим миром на основе уважения и понимания.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников является сложной и многоплановой задачей, требующей комплексного подхода и внимания со стороны всех участников образовательного процесса. Патриотическое воспитание в младшем школьном возрасте предполагает использование разнообразных форм и методов, направленных на формирование устойчивых гражданских и патриотических качеств у обучающихся. При этом важно учитывать роль семьи, значимость участия в общественной жизни и критическое восприятие информации, чтобы воспитать ответственного, активного гражданина, способного к осознанному участию в жизни общества и государства.
Список литературы:
Иванов, С.П. Теория и методика патриотического воспитания: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
Бехтерева, Н.И. Основы патриотического воспитания. – СПб.: Питер, 2017. – 198 с.
Петрова, А.Н. Воспитание патриотизма у младших школьников: педагогические условия и средства. – Казань: Казанский университет, 2019. – 144 с.
Сидоров, И.В. Экскурсии как средство патриотического воспитания. // Педагогика. – 2020. – № 3. – С. 67–75.
Иванова, Е.В. Семья в системе патриотического воспитания. // Начальная школа. – 2021. – № 12. – С. 23–29.
Соловьев, А.К. Информационная культура младших школьников как элемент патриотического воспитания. // Вопросы психологии. – 2021. – № 11. – С. 34–41.
Лебедев, В.С. Социальные роли младших школьников в контексте патриотического воспитания. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2019. – 160 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королева Екатерина Александровна
→ Публикатор 09.10.2024 0 142 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.