Статья "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ"


Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ



Из опыта работы учителяинформатики
МОБУ СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина г. Якутска
Протодьяконова А.В.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день представляется социализация детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ учатся сегодня не только в коррекционных школах, но и в обычных общеобразовательных школах.   Главная задача учителя – приобщить детей с ОВЗ к окружающему социуму, дать им почувствовать себя на уроках наравне с обычными обучающимися.

Мотивация обучения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), как правило, выше , чем у обычных ребят, в условиях вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Работа учителя с такими детьми заключается в помощи детям реализовать особые образовательные потребности (выявление интереса ребенка к отдельным предметам, определенным видам деятельности, составление индивидуального маршрута)

В своей педагогической деятельности использую метод проекта. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора обучающегося, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач.

Метод проектов осуществляю не только в рамках урочной, но в во внеклассной и внеурочной деятельности.

При планировании и разработке того или иного проекта, необходимо учитывать возможности обучающегося, возрастные способности и их потребности (то, что подходит для определенного возраста, то, что будет интересно самим детям).

Целями проектного обучения являются:

- развитие у учащихся с ОВЗ умения сотрудничества и коммуникабельности;

- способствование повышению уверенности в своих силах;

- развитие исследовательских умений;

- развитие мышления учащегося с ОВЗ, умения искать и находить пути решения поставленных задач.

Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

  • ставить цели;

  • планировать свою работу;

  • работать с разными источниками информации;

  • перерабатывать информацию;

  • выбирать способы реализации целей;

  • выделять главное;

  • оценивать свою деятельность

  • общаться с другими детьми.

Для проектной деятельности детей с ОВЗ на уроках информатики применяются следующие программы;

  • LibreOfficeПрезентация

  • LibreOfficeЭлектронная таблица

  • LibreOfficeТекстовый документ

  • Paint

  • Блокнот

  • Скретч (Scratch) программирование

Возможными итоговыми результатами проекта могут быть:

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.Конечным продуктом могут быть: плакат, компьютерная игра на языке Scratch , кроссворд, web сайт, калькулятор в Python, дизайн(проект).

  2. Исследовательский проект напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой и анализ получен­ных результатов.

  3. Информационный проект представляет собой сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации. Конечным продуктом могут быть: газета, буклет, инфографика, доклад. видеофильм

  4. Творческий проект — это максимально нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов. Проектными продуктами могут быть открытка, альбом, видеофильм , анимация с использованием Power Point и на языке Scratch  , web сайт

В таблице представлены проекты, которые смогла реализовать в ходе работы с детьми ОВЗ

Название проекта

Вид проекта

Класс

1

«Новогодний сюжет»

Всероссийский творческий

6

2


Игра «Веселые старты»

Республиканский практико-ориентированный

6

3

Компьютерные игры

Республиканский исследовательский

8

4


Сайт «Исследование маршрута по пути следования Великой Северной экспедиции»

Всероссийский практико-ориентированный

9


Метод проекта актуален и очень эффективен в развитии детей с ОВЗ. Метод проекта способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает и развивает коммуникативные навыки, творческие способности, умению публично выступать и работать в команде. Воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду и успешно адаптироваться в окружающем социуме выполняя разные социальные роли.

Литература

  1. Жданова Н.В.: «Проектная деятельность с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС». Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования//Альманах.- 2019 №9(23). Образовательный журнал.

  2. Обухова А.С.: «Исследовательская деятельность учащихся». Научно-методический сборник в двух томах : Теория и методика. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 701 с.

  3. Полат Е.С.: «Метод проектов». Статья на сайте журнала «Вопросы интернет Образования »

  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157. Научно-образовательный журнал.

  5. https://issledovatel-researcher.ru/ «Модели исследовательского обучения»// Исследователь/Researcher - 2019 №3 (27). Научно-методический журнал.






Полный текст материала Статья "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Протодьяконова Анна Валентиновна  Публикатор
01.11.2024 0 49 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК