Статья "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ"
Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ
Из
опыта работы учителяинформатики
МОБУ
СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина г.
Якутска
Протодьяконова
А.В.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день представляется социализация детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ учатся сегодня не только в коррекционных школах, но и в обычных общеобразовательных школах. Главная задача учителя – приобщить детей с ОВЗ к окружающему социуму, дать им почувствовать себя на уроках наравне с обычными обучающимися.
Мотивация обучения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), как правило, выше , чем у обычных ребят, в условиях вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Работа учителя с такими детьми заключается в помощи детям реализовать особые образовательные потребности (выявление интереса ребенка к отдельным предметам, определенным видам деятельности, составление индивидуального маршрута)
В своей педагогической деятельности использую метод проекта. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора обучающегося, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач.
Метод проектов осуществляю не только в рамках урочной, но в во внеклассной и внеурочной деятельности.
При планировании и разработке того или иного проекта, необходимо учитывать возможности обучающегося, возрастные способности и их потребности (то, что подходит для определенного возраста, то, что будет интересно самим детям).
Целями проектного обучения являются:
- развитие у учащихся с ОВЗ умения сотрудничества и коммуникабельности;
- способствование повышению уверенности в своих силах;
- развитие исследовательских умений;
- развитие мышления учащегося с ОВЗ, умения искать и находить пути решения поставленных задач.
Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:
ставить цели;
планировать свою работу;
работать с разными источниками информации;
перерабатывать информацию;
выбирать способы реализации целей;
выделять главное;
оценивать свою деятельность
общаться с другими детьми.
Для проектной деятельности детей с ОВЗ на уроках информатики применяются следующие программы;
LibreOfficeПрезентация
LibreOfficeЭлектронная таблица
LibreOfficeТекстовый документ
Paint
Блокнот
Скретч (Scratch) программирование
Возможными итоговыми результатами проекта могут быть:
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.Конечным продуктом могут быть: плакат, компьютерная игра на языке Scratch , кроссворд, web сайт, калькулятор в Python, дизайн(проект).
Исследовательский проект напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой и анализ полученных результатов.
Информационный проект представляет собой сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации. Конечным продуктом могут быть: газета, буклет, инфографика, доклад. видеофильм
Творческий проект — это максимально нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов. Проектными продуктами могут быть открытка, альбом, видеофильм , анимация с использованием Power Point и на языке Scratch , web сайт
В таблице представлены проекты, которые смогла реализовать в ходе работы с детьми ОВЗ
№ |
Название проекта |
Вид проекта |
Класс |
1 |
«Новогодний сюжет» |
Всероссийский творческий |
6 |
2 |
Игра «Веселые старты» |
Республиканский практико-ориентированный |
6 |
3 |
Компьютерные игры |
Республиканский исследовательский |
8 |
4 |
Сайт «Исследование маршрута по пути следования Великой Северной экспедиции» |
Всероссийский практико-ориентированный |
9 |
Метод проекта актуален и очень эффективен в развитии детей с ОВЗ. Метод проекта способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает и развивает коммуникативные навыки, творческие способности, умению публично выступать и работать в команде. Воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду и успешно адаптироваться в окружающем социуме выполняя разные социальные роли.
Литература
Жданова Н.В.: «Проектная деятельность с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС». Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования//Альманах.- 2019 №9(23). Образовательный журнал.
Обухова А.С.: «Исследовательская деятельность учащихся». Научно-методический сборник в двух томах : Теория и методика. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 701 с.
Полат Е.С.: «Метод проектов». Статья на сайте журнала «Вопросы интернет Образования »
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157. Научно-образовательный журнал.
https://issledovatel-researcher.ru/ «Модели исследовательского обучения»// Исследователь/Researcher - 2019 №3 (27). Научно-методический журнал.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Протодьяконова Анна Валентиновна
→ Публикатор 01.11.2024 0 49 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.