Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся со слуховой депривацией"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

учитель русского языка и литературы

Иршенко Лариса Геннадьевна



Духовно- нравственное воспитание обучающихся со слуховой депривацией

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. В настоящее время «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Поэтому перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.

Задачи духовно-нравственного воспитания объединяют в себе практически все направления работы со школьниками со слуховой депривацией.

Я считаю, что каждый человек должен иметь устойчивое нравственное поведение, совершать хорошие поступки, жить в гармонии с другими людьми. Этому я и стараюсь научить моих воспитанников.

Для работы, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников, мною определены следующие задачи: формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности; формирование основ морали, нравственного самосознания личности (совести); формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия; привитие любви к прекрасному (эстетическое воспитание); осознание школьником ценности человеческой жизни; воспитание патриотизма; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; формирование толерантности; воспитание экологической культуры; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; формирование ценностного отношения к семье; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Моя работа имеет несколько направлений: нравственно-патриотическое воспитание; нравственное воспитание; этическое воспитание; эстетическое воспитание; воспитание трудолюбия; экологическое воспитание; воспитание ценностного отношения к здоровью и семье.

В своей работе я использую следующие формы: классные часы; уроки мужества, встречи с интересными людьми; экскурсии (очные и заочные), посещение музеев; анкетирования и тестирования; участие в акциях; внеклассные мероприятия; конкурсы; родительские собрания.

Особое внимание уделяю нравственно-эстетическому воспитанию. Для этого организую различные экскурсии. Мы с классом побывали в областном музее изобразительных искусств города Кемерово, посещаем выставки Краеведческий музей города Анжеро- Судженска, школьный музей боевой славы. Благодаря таким экскурсиям у детей формируется неподдельный интерес к творчеству, нашему наследию, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

Вместе с классом мы посетили Кузбасский ботанический сад. Всё это делает духовный мир обучающихся богаче, воспитывает нравственную личность, помогает научить жить в гармонии с собой и другими людьми.

Также провожу классные часы и внеклассные мероприятия, на которых школьники учатся различать хорошие и плохие поступки («Уроки доброты», «Милосердие – зеркало души» и др.), уважительному отношению к родителям и старшим, доброжелательности к сверстникам и младшим («Без притчи века не изживешь», «Почетные люди моей Родины», «Дружба», «Страна вежливости» и др.). Провожу совместные мероприятия с педагогом-психологом, соц. педагогом («Все профессии важны», «Скажем курению нет», «Основы нравственного поведения», «Я и моя семья» и т.д.).

Особое внимание уделяю воспитанию трудолюбия. Ежегодно участвуем в субботниках, экологической акции «Наша чистая планета».

Ребята любят природу. Ходят в походы по родному краю, помогают птицам зимой.

Считаю необходимым строить работу по духовно-нравственному воспитанию не только с детьми, но и с родителями. В связи с этим провожу родительские собрания по этой тематике: «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка», «Духовно-нравственное воспитание ребенка». Стараюсь привлечь родителей к участию в школьных мероприятиях, провожу анкетирования («Тип воспитания», «Семейные ценности» и др.). В школе проходят выставки семейного творчества, где мои ребята принимают активное участие. В этом году наш класс подготовил большой праздничный концерт «Минута славы» с участием родителей.

Для диагностики применяю различные анкеты и тестирования, учитываю возрастные особенности.

Духовно-нравственное воспитание – сложный и долгий процесс. Это большая плодотворная работа, итогом которой станет потребность ребенка в совершении нравственных поступков.




Полный текст материала Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся со слуховой депривацией" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иршенко Лариса Геннадьевна  Публикатор
14.11.2024 0 84 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК