Статья "Наставничество в современных условиях управления образовательной организацией"
Гордеева Татьяна Владимировна,
преподаватель специальных дисциплин
Вурнарского сельскохозяйственного техникума
Минобразования Чувашии
Наставничество в современных условиях управления образовательной организацией
Аннотация
Рассмотрены аспекты производственного наставничества и социального партнерства. Анализируется работа наставников и студентов на учебно-производственных площадках. Обсуждается работа наставников в чемпионате «Молодые профессионалы» Чувашской Республики.
Ключевые слова: наставник, социальное партнерство, система образования, наставничество, сотрудничество.
Сегодня система образования может быть охарактеризована как «время инноваций». И это очевидно, ведь как показывает статистика, инновации в профессиональных технологиях, интеграция научных знаний, рост различных прикладных задач междисциплинарного направления ставят перед системой профессионального образования задачу: подготовить специалиста, готового к самосовершенствованию, творческому созидательному действию в постоянно обновляемой профессиональной деятельности. Поэтому в разных областях тема наставничества наравне с инновационными технологиями не теряет свою актуальность, и в современной теории образования наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации определяет наставничество как форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество [1].
Определено, что основу наставничества составляет общение.
Одной из важнейших сторон нашего современного мира как раз является повседневное общение с людьми, которое в профессиональной деятельности преобразуется в общение деловое, и способствует установлению и развитию отношений сотрудничества, партнерства между наставником и стажером.
Доказано, что только при грамотно выстроенном деловом общении процесс наставничества проходит эффективно. Статистика показывает, что система наставничества сегодня активно применяется в современных организациях, причем практически повсеместно. В некоторых организациях институт наставничества организован и функционирует целенаправленно, в других это происходит «по умолчанию», но принципы применения его очень похожи. На сегодняшний день выделяют следующую цель наставничества: обеспечение профессионального становления и адаптация к квалифицированному исполнению должностных обязанностей.
Таким образом, при общественной и государственной поддержке система наставничества может и должна активизироваться для профессионального и социокультурного развития современной молодежи.
В нашем техникуме система наставничества присутствовала всегда, она имела разные подходы к ее организации, так как со временем менялись формы, аспекты и содержание.
С 2021 года в образовательном учреждении реализуется проект «Система наставничества в ГАПОУ Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования Чувашской Республики, в рамках которого существует несколько направлений наставничества: профессионально-педагогическое наставничество, методическое наставничество, производственное наставничество, конкурсное наставничество, предпринимательское наставничество, студенческое наставничество, социальное наставничество. Самым развитым направлением в настоящее время является производственное наставничество.
В профессиональном образовании оно должно обеспечивать: рост уровня трудоустройства выпускников;
гарантии и стабильность в обеспечении прохождения производственной практики;
повышение качества результатов прохождения практики;
усиление практикоориентированной составляющей при реализации образовательных программ (участие в разработке программ, КОСов и т.д.);
получение объективной информации об уровне сформированности профессиональных и общих компетенций у студентов;
повышение мотивации студентов к обучению;
формирование резерва молодых педагогов и наставников на базовых предприятиях из числа выпускников.
Сотрудничество наставника и наставляемого (стажера) проявляется в том, что наставник повышает свой статус в компании, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды. Наставляемый (стажер) в свою очередь получает своевременную помощь на этапе знакомства с компанией, поддержку в своем профессиональном становлении. Невозможно говорить о наставничестве, не затрагивая тему социального партнерства. Ведь именно через систему социального партнерства происходит становление отношений с наставником.
Система социального партнерства создана для того, чтобы у студентов не возникало трудностей с адаптацией в предприятии на производственной практике в период обучения, а также дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности первые годы работы на предприятии. Первое знакомство студентов с наставниками происходит в период практики, где осуществляется погружение в профессию, адаптация на рабочем месте. И здесь все зависит от опыта работы самого предприятия в этом аспекте, от вида практики и структурных компонентов образовательной программы. В любом случае работа с наставниками приносит больше пользы, чем работа преподавателями на учебных занятиях в техникуме. Как правило, студенты, прошедшие все виды практики в одном предприятии, остаются работать в них же. Это очевидная выгода и для предприятия, так как кандидат на вакансию уже знаком со спецификой его деятельности, владеет необходимыми профессиональными навыками, и нет необходимости дополнительной стажировки на рабочем месте. Одной из форм сотрудничества наставников и студентов в нашем колледже является работа на учебно-производственных площадках. Сегодня заключены договора с предприятиям: ООО «Вурнарский мясокомбинат», ООО "БЕЛОУСОВЫ" БУ ЧР "Вурнарская Районная СББЖ"Госветслужбы Чувашии СХПК «Коминтерн» Красночетайский район село Атнары, об организации учебных занятий на их территории. Занятия проходят при непосредственном участии специалистов предприятий (наставников). Еще одним современным направлением для развития профессиональных компетенций на сегодня является Молодые Профессионалы. Совместно с наставниками осуществляется подготовка студентов для участия в чемпионате «Молодые профессионалы» Чувашской Республики.
Таким образом производственное наставничество и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
С одной стороны мы добиваемся обучающей цели, а с другой - осуществляем комплексную оценку знаний.
Список используемых источников:
1 Сайт правительства России: официальный сайт. – Москва, 2020 −
2 «Молодые профессионалы (Волдскиллс официальный сайт. – Москва, 2014-2020 −
3 Кларин, М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века/ М.В. Кларин // Этап: Экономическая Теория, Анализ, Практика. − 2016 − № 1-2. С. 92−112. – Текст: непосредственный.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Гордеева Татьяна Владимировна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.