Статья "Профессиональные конкурсы и олимпиады"


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Цыба Ольга Юрьевна,

преподаватель,

ГБПОУ «Горловский колледж промышленных

технологий»

г. Горловка

 

Аннотация. В статье представлены формы и методы проведения профессиональных конкурсов и олимпиад с использованием современных информационных технологий. Представлен опыт внедрения нестандартных форм проведения интеллектуальных состязаний и олимпиад в ГБПОУ "Горловский колледж промышленных технологий ". 

Ключевые слова: профессиональный конкурс; экономический квест; нестандартные формы олимпиад; квест-олимпиада.

 

Постановка проблемы. Любые экономические кризисы, которые сопровождаются спадом производства и не зависят от причин возникновения кризиса, приводят к снижению покупательского спроса и нехватки у предприятий денежных средств на реализацию различных проектов. В этом случае производители вынуждены экономить и сокращать свое производство, используя один из самых распространенных способов экономии - сокращение рабочего персонала. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость [1].

В такой ситуации у молодежи снижается интерес к получению качественного профессионального образования, они не представляют, как сложиться их жизнь за стенами учебного заведения. Не секрет для многих педагогов, что такое положение дел плохо сказывается на активности студентов, что в свою очередь приводит к снижению качества знаний. Перед педагогом стоит задача не только дать студенту необходимый «багаж знаний», но и развить в нем оптимистический взгляд на жизнь, убедить его в том, что он сделал правильный профессиональный выбор.

Для того чтобы заинтересовать подростка в получении профессиональных знаний и в саморазвитии, необходимо вовлечь его в процесс созидания новых знаний. Современная молодежь уже трудно себя представляет без современных гаджетов.

Наши педагоги поставили перед собой задачу: глобальную информационную паутину направить в русло получения профессиональных знаний. Мы уверены, что умелое сочетание использования современных информационно-коммуникационных технологий будет способствовать не только развитию личности, ее интеллектуальных, творческих способностей, но и профессиональному патриотизму. В своей профессиональной практике я широко использую следующие формы работы с целью повышения интереса к изучению профессиональных дисциплин: предметные олимпиады, Интернет-проекты, в том числе создание и участие в дистанционных олимпиадах и квест-олимпиадах.

Состязания практической направленности служат исключительно благоприятной почвой освоения профессиональных компетенций. Наработка практического опыта во время подготовки конкурсантов происходит путем регулярного решения практических задач в области изучаемой дисциплины.

Это могут быть профессиональные задачи, ориентированные на отработку как элементарных навыков, так и задачи близкие по уровню к олимпиадным заданиям и даже превосходящие их по сложности.

Данные виды внеаудиторной работы позволяют повысить уровень профессиональной компетентности студента в рамках изучаемой дисциплины, приобрести знания сверх программы и получить больший практический опыт, чем студенты, не занятые в профессиональных соревнованиях.

Активная подготовка конкурсантов способствует также и профессиональному самоопределению студентов, также усиливается понимание студентом самой сути изучаемой дисциплины и возможностей ее практического применения в дальнейшей профессиональной деятельности.

Я пытаюсь отойти от шаблонов проведения олимпиад и профессиональных конкурсов. Нахожусь в постоянном поиске нестандартных форм их проведения.

Мне хотелось данные серьезные мероприятия превратить в развлекательно-познавательное, тем самым создать возможность апробировать свои силы большему числу студентов, снять барьер страха, дать понять обучающемуся, что гениями не рождаются - ими становятся.

В моей педагогической копилке есть множественные примеры нестандартных форм проведения олимпиад. Так, например, я заменила решения предметных задач на защиту проектов.

Для объективности и значимости мероприятия было создано жюри, которое общалось с участниками дистанционно. Было два тура: очный и заочный.

Заочный тур предполагал знакомство с участниками «вслепую», работы оценивались без указания автора. Очный тур – защита работы по скайпу. Побеждал тот, кто набрал максимальное количество баллов. Интрига была до последнего, так как даже члены жюри не знали, кто победил.

Данный опыт показал высокую степень заинтересованности студентов и преподавателей-наставников в результатах олимпиады. Студент сам выбирал для проекта материал, это повышало степень ответственности, стимулировало его к личностному росту, повышению интеллектуальных и креативных способностей.

Еще одним нестандартным элементом проведения олимпиады являлось составление заданий на основе реальных событий. Студенты получали базовое условие задачи, а потом им предоставлялся видеоряд выпусков новостей. Их задачей было обнаружить риски и учесть их влияние при решении задания.

В последнее время мной широко применяются картинки-ассоциации.

Экономические понятия и термины шифруются с помощью образов, студенты с большим азартом разгадывают предложенные им задания. Данный прием является актуальным при проведении семинарских занятий, организации самостоятельной работы, выполнения творческих заданий.

Экономический квест заключался в поиске понятий в матрице букв. Экономический марафон – разгадывание картинок-ассоциаций. Данный методический прием не только повышает познавательную активность обучающихся, но и способствует развитию логического и креативного мышления. Опыт проведения семинаров показал, что решение логических цепочек и разгадывание картинок вовлекает всю студенческую аудиторию независимо от уровня успеваемости. Каждый студент может почувствовать ситуацию личностного успеха.

На первый взгляд может показаться, что все очень просто, однако, решение требует обширного кругозора в разных областях знаний, в этом есть еще один плюс данного приема. И если студенту не всегда хочется «ломать» голову над стандартной задачей, то для решения задачи-загадки он приложит все свои усилия.

Хотелось бы еще отметить проведение квест-олимпиады. мною был апробирован опыт проведения квест-олимпиады по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов технических специальностей. Олимпиада состояла из нескольких туров. Результат выполнения каждого тура имел значение для другого.

Так, например, решение экспресс-задач определило пункты поиска заданий для последующих туров. Чем лучше студент справлялся с выполнением заданий, тем больше информации он собирал для последующего использования на этапах олимпиады. Для победы участнику было необходимо не только владеть практическими и теоретическими знаниями по дисциплине, но мгновенно реагировать на изменение ситуации, уметь ориентироваться в неизвестном ему пространстве. Приобретенный опыт показал, что такая форма проведения значительно повысила интерес участников к данному мероприятию.

Подводя итоги хотелось бы почеркнуть, что одним из наиболее эффективных путей, способствующих достижению высоких образовательных результатов, выявлению одаренных студентов и повышению общего интереса к выбранной специальности, являлись и по-прежнему являются студенческие мероприятия, носящие состязательный характер.

Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции обучающихся, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.

Список использованных источников

 

  1. Оринина Л.В. Экономический патриотизм молодежи как полиаспектный объект современного профессионального образования


Полный текст материала Статья "Профессиональные конкурсы и олимпиады" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Цыба Ольга Юрьевна  132425
31.10.2025 0 39 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.