Статья "Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе"



Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации современного урока.


В этом году у меня 3 ребенка в классе. Андрей 4 класс, Саша 5 класс и Влада 4 класс (СИПР). У них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Задумавшись, как же можно исправить положение, я пришла к выводу, что для этого необходимы эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Мне нужно так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам каждого ребенка. Я понимаю, мне, как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы - это форма взаимодействия обучающихся и учителя, при которой учитель и ученик взаимодействуют друг с другом в ходе урока и ребёнок здесь не пассивные слушатели, а активный участник урока.


Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Наиболее эффективными активными методами обучения являются:


  1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок


  1. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций (ситуация неожиданности, ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация предположения; ситуация выбора)


  1. Организации релаксации и подведения итогов урока.



  1. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др.



  1. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода, организация групповой деятельности школьников (работа в парах) и самостоятельной работы детей.

  1. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки- исследования и др.

  2. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

1.Активные методы начала урока

Эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе такие методы, как

  • «Здороваемся глазами»

  • Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

  • «Улыбнемся друг другу»

  • Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

  • «Приветствие»

Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия. Хорошо применять данную форму особенно в таком классе как мой, когда дети с трудом запоминают даже своё имя, а тут нужно ещё вспомнить имя одноклассника.

Метод «Самолётик пожеланий».

Из чистых листов формата А4 , в моём случае, я сама складываю самолётики и на крыльях записываю пожелания классу. Запускаю самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.

Эти методы воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками и учителем.

На начальной стадии урока при организации групповой и индивидуальной работы использую метод «Корзина идей» для актуализации имеющихся у детей знаний и опыта. На доске помещается корзина, в которой условно собирается всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме – понятия, термины. К концу урока эта корзина пополняется новыми знаниями по теме. Например, мы готовились к новому году и мы в эту корзинку складывали все понятия, все знакомые и незнакомые слова. И потом можно сделать обобщающий урок по этой теме.

Активные методы презентации учебного материала

Вот здесь- то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала помогают следующие методы:


Метод « Магазин» (использовался на уроке русского языка) Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: тема «Имя существительное» - на доске картинки с изображениями предметов. Учитель говорит: покупаем только предметы которые отвечают на вопрос что? Или предметы которые отвечают на вопрос кто? Или предметы только женского рода. Изучая одушевленные и неодушевленные, имена существительные объясняют также свой выбор. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю ручку потому, что слово отвечает на вопрос что?»

Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (кто купил больше картинок). Можно дать другие задания по выбранным картинкам: купил картинку, потом с этим словом нужно составить предложение, поставить знак ударения, провести звуко-буквенный анализ слова и т.д. Каждый ребенок получает задание индивидуально, чтобы был результат успеха.

Метод «Логическая цепочка» (по другому мы называем составление синквейна)

Данный метод требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов» и литературного чтения при составлении характеристики героев произведений.

Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания данной цепочки таковы:

Дети вместе с учителем читают маленькие рассказы, например о каких то животных.

Например, составим синквейн слова «лиса» (к уроку литер.чтения)

На первой строчке пишем слово «лиса»

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему (хитрая, рыжая).

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, перехитрила)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула).

Метод закрепления изученного материала «Парный выход»

(можно использовать на уроке русского языка)

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Учитель вызывает к доске ученика. Показывает ему картинку. Ученик записывает слово, обозначающее данный предмет. Выходит его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

На уроках математики можно использовать метод «Составь пример» например на устном счёте На столе у детей лежат цифры от 1-10, до 20 или больше. Один ребёнок поднимает одну цифру, другой ребёнок поднимает другую цифру, другой ребёнок ставит или знак плюс или знак минус, следующий ребёнок поднимает правильный ответ. Когда в системе, то получается очень быстро. Можно так со знаками больше, меньше или равно.

Активные методы релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Активные методы -«физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

«Делай как я»

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим. Упражнение «Четыре стихии» - это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.



Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы, что положительно влияет на повышение качества обучения.





Полный текст материала Статья "Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бойваленко Елена Николаевна  Публикатор
31.10.2025 0 64 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.