Статья "Ограниченные возможности или бескрайние?"


МБОУ СОШ 64

ГО г.Лесной Свердловская область

учитель русского языка и

литературы Васильева Е.Н.

Ограниченные возможности или бескрайние…?

Человек с ограниченными возможностями – так называют сегодня инвалидов. Хотя по логике, где находится предел возможности, определить достаточно трудно. Вряд ли можно назвать ограниченными возможности параолимпийцев, когда слаломист с отсутствующей конечностью проходит трассу, которую не по силам пройти здоровому человеку. Ограниченные возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.

В старой доброй сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик» девочка Женя потратила шесть волшебных лепестков на выполнение собственных капризов. Встретив мальчика Витю, который был инвалидом и не мог играть с другими детьми, загадала, чтобы Витя стал здоровым.

В сказке Катаева, на первый взгляд доброй и позитивной, непроизвольно отражено отношение общества к данной категории населения: инвалид не может быть полностью счастлив в своём состоянии. Как это не цинично звучит, но во времена Советского Союза именно таким и было отношение к инвалидам. Их не дискредитировали, не ограничивали в правах, но их стеснялись.

В нашей стране и сейчас проблема социальной защиты инвалидов стоит очень остро: вот подъезжает автобус к остановке, инвалид войти туда не может, потому что площадка автобуса не опускается, войти в типовую дверь ванны в своём доме невозможно, поскольку размер проёма не рассчитан на то, чтобы в него вошла коляска. Подобных примеров очень много!

Моральное здоровье общества можно оценить по тому, как оно относится к наименее защищённой его части – старикам, детям и инвалидам.

Государство наконец-то признало существование проблемы, разработана целая программа по правовой и социально-экономической реабилитации инвалидов, но готовы ли сами люди принять эту категорию граждан в качестве равноправных членов общества? Сегодня мы наблюдаем переосмысление и пересмотр обществом своего отношения к людям с проблемами в развитии, признание их права на равенство в разных областях жизни, включая образование. Образование должно быть доступно для всех без исключения, особенно детей. В данном случае речь идёт о максимальной социализации и интеграции детей в обществе в соответствии с возможностями, способностями и образовательными потребностями.

Включение детей в общеобразовательную среду, их совместное обучение и воспитание на равных с обычно развивающимися детьми составляет основу инклюзивного образования. Инклюзивное образование даёт возможность всем учащимся в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Оно должно обладать ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании» (№273), федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребёнка и протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенцией ООН «О правах инвалидов».

Отношение к инклюзивному образованию участников образовательного процесса неоднозначно. Родители детей с ОВЗ хотят, чтобы их дети посещали общеобразовательную школу. Часть педагогов относится снисходительно к включению таких детей в образовательный процесс. Другая группа педагогов положительно относится к данной категории детей. При этом некоторые педагоги испытывают трудности в принятии инклюзивного ребёнка, т.к. не обладают достаточными знаниями и методиками обучения детей с ОВЗ, и имеют недостаточный опыт в общении с такими детьми.

Современная общеобразовательная школа должна быть готова к решению данных проблем. При этом нужно обеспечить необходимым оборудованием, т.к. проблемы для детей ОВЗ могут начаться на пороге школы. Как войти в школу и добраться до кабинета? Нужны удобные пандусы, кнопки вызова персонала, сопроводительные символы и знаки для полноценного осуществления образовательного процесса.

Главным достоинством российского образования является то, что большинство учащихся (с сохранным интеллектом) получают образование в соответствии с единым государственным стандартом общего образования (за исключением умственно отсталых детей) за счёт использования особых методов, формирования команды специалистов и более продолжительных сроков обучения. Достижение единого уровня образования позволяет выпускникам коррекционных школ трудоустроиться на общих основаниях или продолжить образование в учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования.

Таким образом, методология коррекционного образования формируется на основе знания физиологических и психологических особенностей детей с проблемами в развитии и путей их развития, коррекции, компенсации. Кроме того, специальное оборудование, специальные приёмы в объяснении материала, специальная организация режима и наполняемости классов, комплексное взаимодействие специалистов (дефектологов, логопедов, психологов), всё это сегодня не может в полном объёме предоставить учащемуся с ОВЗ массовая школа. Предоставляя ребёнку с ОВЗ доступ к общему образованию без создания условий, позволяющих удовлетворить его особые потребности в обучении, нарушается его право на качественное образование. Формальная инклюзия, по сути, является скрытой формой дискриминации, поскольку положение ребёнка не улучшается, а наоборот, ухудшается.

Каждой семье с таким ребёнком необходимо предоставить возможность выбора формы организации обучения в зависимости от характера и степени имеющихся нарушений (индивидуальный (надомный, дистанционный), частично индивидуальный, в коррекционном классе, в массовом классе). А также развиваться в своём персональном темпе, получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистом. При этом вовлекать детей ОВЗ к участию в общешкольных или классных праздниках, экскурсиях и др. такое объединение пойдёт на пользу не только учащимся с ОВЗ, но и способствует воспитанию обычных детей. Инклюзивное образование даёт возможность почувствовать себя частичкой детского коллектива, таким как все. А обычным детям даёт возможность сопереживать, более чутко смотреть на обыденные вещи.

Мир «особого» ребёнка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка -

Иногда он нас страшит

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка

Он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих!



Полный текст материала Статья "Ограниченные возможности или бескрайние?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Елена Николаевна  Публикатор
04.11.2025 0 44 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.