Доклад "Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ с применением современных образовательных технологий"



Доклад «Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ с применением современных образовательных технологий»

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

О формировании духовно-нравственного мира детей и условиях, в которых это следует осуществлять ёмко сказано В.А. Сухомлинским. Осторожно, чтобы не навредить взрослые должны подбирать и духовную пищу, тщательно удаляя вредные, отравляющие источники.

Воспитание ребёнка - трудный и ответственный процесс, требующий много

времени и терпения, сил и знаний. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается ещё большими сложностями и проблемами. Необходим правильный подход и знания, тогда можно будет увидеть значительный прогресс в развитии особенных детей.

Необходимо помнить традиции, память к исторической культуре, бережное отношение к природе и толерантное понимание между людьми - все это не только формирует, но и оказывает влияние на процесс воспитания личности. И так как духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс, нацеленный на приобщение человека к Высшему миру, постепенно восстанавливается целостная структура личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Нравственные ценности личности закладываются в процессе жизни человека, а базой для формирования этих качеств являются чувства любви и привязанность к своей культуре, своему народу, чувство ответственности за свою страну. Дети глядя на взрослых людей копируют эталоны нравственных и этических поступков, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся детской личности.

В сам процесс воспитания мы включаем следующее:

1) Воспитание этического поведения и нравственные чувства. Здесь подразумевается развитие понимания между плохими и хорошими поступками, уважительное отношение к себе и близким людям, бережное отношение ко всему живому.

2) Воспитание у детей трудолюбия. Здесь мы рассматриваем значение труда и творчества, формируем уважения к труду, учим навыкам коллективной работы (дежурство, ежедневные и генеральные уборки, субботники).

3) Воспитание гражданственности. Ознакомление с историей и государственными праздниками, любовь к своему городу и стране, умение отвечать за свои поступки (посещение социокультурный мест города и экскурсии по достопримечательностям).

И в нашей школе большое внимание уделяется духовно – нравственному воспитанию и проводится много различных мероприятий.

Больше значение в воспитании нравственности с детьми ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрывание различных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причём нужно не только их читать, но и анализировать после прочтения, делать выводы.

У детей сказки, сценки пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей и сценок ребёнок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.

Сценические образы – образы обобщённые, и поэтому каждый конкретный образ всегда несёт ребёнку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Необходимо расширить участие работ детей в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, так как это не только повышает их творческий потенциал, приобщает их к духовной жизни общества, но и убеждает детей в том, что это актуально, современно и жизненно необходимо для успешной адаптации в социум.

Ребята принимают активное участие в мероприятиях посвящённых «Дню учителя», «Дню Матери», «Новый год», «8 марта» и многих других мероприятиях.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. И мы проводим такие мероприятия: «День Защитника Отечества», « День Победы» Это формирует у подрастающего поколения гражданственность, сопричастность к героической истории России.

По понедельникам в школе проводится торжественный подъем флага Российской Федерации с исполнением гимна. Затем мы проводим классный час «Разговоры о важном». Ребята активно участвуют в их проведении.

Участвуют в различных акциях например «Накорми птиц», школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.

Посещают школьный музей, где проходят занятия, посвящённые Великой Отечественной войне, а также тематические классные часы к памятным историческим датам.

Участие в общественно-полезном труде, «Чистый участок», «Дни рождения» (что не все родители это понимают и не приветствуется в нашей школе)

Дети проводят большую часть времени в школе, то на неё ложится ответственность за формирование основных жизненных ценностей – патриотизм, любовь к Родине, активная гражданская позиция, толерантность, уважение к людям.

О воспитании духовно-нравственных качеств у детей можно говорить только в том случае, если педагог обладает нравственной и эмоциональной культурой и является для детей примером нравственного и гражданского поведения.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентом образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых детей, поможет им найти своё место в жизни, использовать полученные знания и умения в жизни.







Полный текст материала Доклад "Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ с применением современных образовательных технологий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овсянникова Елена Александровна  Публикатор
12.11.2025 0 58 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.