Доклад "Слухоречевая среда в школе - интернате как фактор речевого развития обучающихся с нарушением слуха"


Доклад «Слухоречевая среда в школе - интернате как фактор речевого развития обучающихся с нарушением слуха»

Одним из главных условий эффективности коррекционно-

образовательной деятельности в школе для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В ходе всех учебных и внеклассных занятий школьники имеют возможность на основе зрительного и слухозрительного восприятия речи педагогов получать информацию о таких сторонах звучащей речи как слитность, темп, интонация, словесное ударение, правила орфоэпии, элементы мелодической и грамматической структуры фраз, конструкции диалога и монолога.

Каждый урок должен способствовать развитию познавательных интересов детей и решать воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Урок в школе для детей с нарушением слуха имеет особенности, связанные со специфическими требованиями, которые предъявляются к специальному обучению. Особенности связаны с главной проблемой – преодолением речевого недоразвития учащихся. Поэтому отбор речевого материала, семантизация новых слов и форм и введение их в активную речь учащихся являются задачами любого урока или занятия.

Чтобы наиболее успешно решать эту задачу необходимо соблюдение единой слухоречевой среды всеми сотрудниками школы.

Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых.

Весь речевой материал должен произноситься педагогами голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной, эмоционально окрашенной. Фраза правильно оформленная, без лишних слов.

 Педагог обязан:

¨  на каждом уроке и внеклассном занятии ежедневно проводить фонетическую зарядку, ей отводится 3 – 5 мин. (по любому разделу программы);

¨  на каждом уроке и занятии проводить работу по развитию речевого слуха;

¨  требовать от учащихся выражать все просьбы и задавать вопросы только в вербальной форме;

¨  независимо от темы урока и от хода работы на уроке, помогать ученикам правильно оформить речевое высказывание;

¨  использовать ситуацию для сообщения учащимся новых слов и фраз;

¨  на каждом уроке требовать от учащихся отчёта о выполненной работе или задании;

¨  создавать специальные условия для развития разговорной речи, являющейся необходимым условием для формирования грамматических понятий;

¨  формировать у учащихся умение выполнять задания по устной или письменной инструкциям. Каждое задание должно сопровождаться точной инструкцией;

¨  на всех уроках и внеклассных занятиях обучать учащихся вести диалог учить учащихся вариативности в ответах на вопросы (полный, краткий, связный, развернутый);

¨  предъявлять единые требования к развитию устной речи детей (в соответствии с возрастом и программными требованиями);

¨  использовать дактильную форму речи лишь в том случае, если учащийся не смог слухозрительно воспринять речь педагога после нескольких повторений (2-3 повторения);

¨  применять жестовую форму речи только на больших собраниях;

¨  знать мимику и жесты глухих, чтобы полностью понимать их, и на основе этого понимания обучать словесной речи.

При разговоре надо говорить, повернувшись лицом к собеседнику, при этом лучше сидеть или стоять.

Таким образом, специфика содержания изучаемого материала, особенности развития глухих и слабослышащих учащихся, необходимость преодоления речевого недоразвития и его последствий определяют своеобразие методовприёмов, используемых в образовательной деятельности.

Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухозрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих. Учащиеся должны на уроках и во внеклассное время постоянно использовать индивидуальные слуховые аппараты.

Система оценки достижения учащимися планируемых результатов по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи базируется на результатах систематического мониторинга.

Учителя РСВ и ФП в течение года ведут систематический учёт состояния произносительных навыков учащихся (аналитическая проверка произношения). Данные проверки составляют основу для планирования работы по обучению произношению; на их основе оптимальным образом учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.

В конце первого полугодия проводится проверка уровня внятности речи, которая предполагает определение разборчивости речи учащихся с нарушениями слуха, т.е. степень понимания произносимого им речевого материала слушающими его людьми.

На рабочем месте ученика начальных классов необходимо отмечать дежурный звук, который отрабатывается на индивидуальном занятии.

В течение учебного года проводятся промежуточные (за полугодие) и итоговые (за год) контрольные работы по восприятию речевого материала разными сенсорными способами (слухозрительно и зрительно без опоры на слуховой анализатор). Оценивание знаний и умений учащихся осуществляется в процентном отношении количества правильно воспринятого речевого материала к количеству предъявленного контрольного материала.

Работу в данном направлении нужно также осуществлять всему педагогическому коллективу. Учебную деятельность в школе проводить с использованием звукоусиливающей аппаратурой или с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Уроки, занятия ведутся слухо-зрительно, но часть речевого материала необходимо предлагать для восприятия на слух, используя экран. В этом случае педагогом продумываются заранее определенные виды работы, отдельные приемы для восприятия на слух за экраном слов, небольших фраз и т.д. В классе не должно быть детей, которые не работают, т.е. не воспринимают речевой материал на слух. Для наиболее сильных учеников следует планировать дополнительный речевой материал. Им можно предложить оценивать вместе с учителем ответы одноклассников, или сообщить всем о том, что сказал учитель за экраном. Детям, испытывающим трудности, необходимо оказать помощь: увеличить время и показ табличек и другого наглядного материала, можно сократить объём речевого материала.

Необходимо создавать благоприятные условия для речевого развития детей. Для этого нужно чаще вовлекать детей в речевые, дидактические, сюжетно-ролевые игры, различные инсценировки.



















Полный текст материала Доклад "Слухоречевая среда в школе - интернате как фактор речевого развития обучающихся с нарушением слуха" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овсянникова Елена Александровна  Публикатор
16.11.2025 0 43 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК