Доклад "Интонация как средство развития речевых возможностей слабослышащих и глухих детей"


Доклад «Интонация, как средство развития речевых возможностей

слабослышащих и глухих детей»

Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация. Интонация является чрезвычайно сложным по своему строению и малоизученным элементом фонетической системы языка. В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых – изменение громкости и темпа произношения, модуляции голоса и распределение пауз. Различные типы мелодики отображаются на письме с помощью различных знаков препинания. Знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций. Точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак и прочие имеют свои голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего назначения. Отнимите от точки её финальное завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймёт, что фраза окончена, и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него «кваканье» и слушающий не поймет, что ему задают вопрос.

Воспроизведение вопросительной и восклицательной интонации осуществляется только за счет более громкого произнесения главного слова. Наша задача научить правильно использовать невербальные средства: естественные жесты, мимику, контакты глаз, позы, телодвижения.

Для этого я попрошу Вас послушать небольшой текст и ответить на вопросы:

«Сегодня в лесу праздник. У медвежонка день рождения. К медвежонку пришли лисенок, зайчонок, ежонок, бельчонок. Это животные?»

«Они принесли подарки: яблоки, груши. Это фрукты»

Почему Вы на первый вопрос ответили, а на второй нет? Наверное, Вы подумали, что это утверждение? Как Вы определили, что в первый раз я Вас спросила, а во второй раз нет?

Правильно, Вы услышали изменение голоса, интонации.

А как показать ребенку, если он не слышит, изменение интонации? Ребенок считывает с губ, смысл фразы ему понятен, но интонацию не понимает. Я думаю, что это проблема важна и актуальна и об этом и будет наш разговор.

Проблема заключается в том, что дети с нарушениями слуха не понимают лингвистического смысла интонационных структур.

Всем известно, что ярко интонационные конструкции речи представляет диалог.

Диалог – это наилучшая модель общения, поддерживающая социальные контакты.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Детей учить передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя, как естественные ситуации, так и создавать ситуацию. При этом дети имитируют различные чувства, передают их голосом, выразительной мимикой лица. Отражают разнообразные чувства, переживания, душевные состояния говорящего, передают оттенки радости и горя, печали и веселья, ласки и грубости, похвалы и порицания и т.д.

Доступно нашим детям умение изменять силу голоса, произносить фразы громко, тихо, нормально.

Текст должен:

  • быть доступный детям для воспроизведения, т.е. используется речевой материал, состоящий из звуков, которые дети произносят правильно (включая регламентированные и допустимые замены), а также тех звуков, которые закрепляются в его речи в данный период обучения, т.е. учитывается фонетический принцип;

  • быть доступным детям для восприятия;

  • содержать основные интонационные конструкции;

  • отражать конкретные события, ситуации, игры, занятия детей, т.е. коммуникативные ситуации, которые необходимы детям для общения, знакомый им, соответствовать жизненному и эмоциональному опыту, а также ситуации, к участию в которых нужно подготовить обучающихся. Например, при изучении темы «Сезонные изменения природы» можно использовать диалог между девочкой и мальчиком (использовать фигурки).

- Ой! Какой ты грязный!!

- На улице дождь, лужи. Я упал.

- Ой! Ой! Ой! Надо быть осторожней.

- Сейчас переоденусь и пойду опять гулять. Теперь я буду осторожней!

-Ты любишь осень?

- Нет, я люблю лето. Летом тепло, хорошо на улице.

В данном тексте интонационно подчеркиваем слова, выражающие основную мысль, добавляя естественные жесты, мимику, контакт глаз, позы, телодвижения.

Но не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Неумеренная жестикуляция утомляет, может вызвать раздражение.

Наравне со словами-паразитами существуют и жесты-сорняки, отвлекающие собеседника от восприятия речи: почесывать затылок, множество раз поправлять прическу, очки и т.п., теребить пуговицу и др. Движения рук и всего тела должны быть мотивированы, порождаться естественно излагаемой мыслью, чувствами.

При изучении темы «Счет и решение задач» использовать диалог, предназначенный для восприятия и воспроизведения логического ударения и эмоционального содержания высказывания.

Учительница: Ребята! Решите пример на сложение.

Саша: 20+30=40

Лиза: Неверно! Саша ошибся!

Учительница: Лиза, помоги Саше.

Лиза: 20+30=50

Учительница: Верно! Пятьдесят!

Таким образом, работа над фразовой интонацией была и остается самым сложным и самым интересным разделом методики обучения глухих произношению. Успех работы зависит от желания и умения педагога правильно организовать работу в данном направлении.




Полный текст материала Доклад "Интонация как средство развития речевых возможностей слабослышащих и глухих детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овсянникова Елена Александровна  Публикатор
18.11.2025 0 66 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК