Статья "Интернет-технологии в образовательном процессе"
Тема: Интернет-технологии в образовательном процессе
Стремительное развитие информационной культуры привело к тому, что современный человек начинает освоение компьютера с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовательном процессе на сегодняшний день является объективным и естественным процессом, а актуальность данной проблемы не вызывает сомнения.
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехника, Интернет.
Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в глобальной сети Интернет.
Согласно ФГОС, информационные технологии рассматриваются как базовая педагогическая технология, и они должны пронизывать весь образовательный процесс. В этих условиях современный учитель обязан уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться ресурсами глобальной сети Интернет.
Интернет-технологии, в частности, сетевые образовательные ресурсы, как компонент информационных технологий с каждым годом приобретают все большую актуальность в образовательном процессе. Сегодня практически каждый педагог начального образования понимает важность внедрения Интернет-технологий в педагогический процесс, видит все преимущества их использования: повышение мотивации учения, скорости усвоения знаний, качества обучения, активности учащихся.
Особенности применения Интернет-технологий в образовательном процессе.
Применение Интернет-технологий в школе имеет ряд характерных особенностей. Эти особенности обусловлены возрастными психофизиологическими возможностями детей, а также социальными условиями их развития.
Школьный возраст – это переломный этап в развитии ребенка, это период интенсивного развития мышления, речи, памяти, восприятия, воображения и самосознания.
Опыт работы показывает, что большинство детей с 6-7 лет уже имеют начальные практические навыки «общения» с компьютером. Однако дети школьного возраста воспринимают компьютер как средство развлечения, а не источник информации. В работе с учащимися школы применение ресурсов глобальной сети Интернет можно начинать с того момента, когда все дети уже владеют техникой чтения.
Знакомство с Интернетом можно начинать применять с внеурочных мероприятий, целью которых является разъяснение детям безграничных возможностей глобальной сети и всевозможных опасностей, которые их подстерегают. В ходе мероприятия дети учатся ориентироваться в бесконечном потоке информации, отличать полезную информацию от спама. Закрепить на практике полученные знания по Интернет-безопасности детям помогает различные интерактивные игры и сетевые квесты.
После инструктажа по Интернет-безопасности можно приступать к применению ресурсов Интернет в образовательном процессе. Следует помнить, что сетевые ресурсы, используемые в школе, должны быть адаптированы для детей соответствующего возраста: графическая информация должна преобладать над текстовой, навигация должна быть максимально упрощена, приветствуется использование анимации, аудио- и видеоматериалов.
Применение Интернет-технологий в младших классах чаще всего сводится к использованию развивающих флеш-игр, онлайн-раскрасок, прохождению интерактивных тестов, просмотру видеороликов, прослушиванию аудиофайлов. В процессе работы с Интернет-ресурсами, дети не только выполняют учебные задачи, но и развивают технические навыки работы с компьютером, учатся ориентироваться в глобальной сети. Пользование Интернетом проходит под руководством педагога или родителей.
Последующие года обучения открывают новые возможности применения Интернет-технологий в школе. Продолжая использовать вышеперечисленные ресурсы Интернет, стараюсь постепенно усложнять задачи, применять технологии интерактивного сетевого обучения. В результате у детей должно сформироваться представление об Интернете как источнике информации.
Особенно эффективно в своей педагогической практике применяю ресурсы глобальной сети Интернет при обучении учащихся основам проектной и исследовательской деятельности. Однако практически на любом школьном предмете в школе можно применять Интернет-технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Следует отметить, что применение Интернет-технологий в начальной школе должно выполнять определенную образовательную функцию, помогать ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. Поэтому Интернет-ресурсы должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности школьника, работа в Интернете должна быть чётко продумана и дозирована, применение компьютерных технологий на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-компьютерных технологий.
Применение Интернет-технологий в школе позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность учителю расширить спектр способов представления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Можно сделать вывод о том, что, применяя Интернет-технологии в школе, необходимо:
- учитывать возрастные особенности школьников;
- использовать разнообразные виды информационных ресурсов;
- обучать детей правилам безопасного пользования Интернетом;
- осуществлять контроль безопасности детей в Интернет-пространстве;
- постепенно усложнять задачи использования учащимися Интернет-ресурсов;
- постоянно стремиться к повышению своего профессионального мастерства.
В условиях современного общества компетентность педагога составляет его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, ведь современные технологии предназначены для тех педагогов, которым небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Практическое задание 1
Обзор образовательных информационных Интернет-ресурсов по различным учебным предметам
Цель: провести исследование образовательных Интернет-ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс.
Задание: проведите анализ информационных ресурсов, хранящихся на различных образовательных Интернет-порталах и сайтах, результаты исследования поместите в таблицу (минимум 5 ресурсов):
|
№ п/п |
Адрес ресурса |
Название сайта |
Краткое содержание |
Интересное для педагогической деятельности |
|
|
|
(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) |
Обширная база цифровых материалов (интерактивные задания, анимации, видео, тесты) по всем предметам школьной программы.
|
Полезно для педагогов:* готовые дидактические материалы для уроков, возможность создания собственных интерактивных заданий, подборка по ФГОС. |
|
|
|
*Федеральный центр информационно‑образовательных ресурсов** |
*Краткое содержание:* каталог электронных образовательных модулей (ЭОР) для общего и профессионального образования, включая симуляции, лабораторные работы, контрольные тесты.
|
*Полезно для педагогов:* стандартизированные материалы, соответствующие ФГОС; возможность интеграции в уроки и дистанционное обучение. |
|
|
|
Федеральный портал «Российское образование» |
Краткое содержание: официальный портал с нормативно‑правовой базой, новостями образования, каталогом образовательных ресурсов, информацией о конкурсах и грантах. |
*Полезно для педагогов:* доступ к документам Минобрнауки, анонсы мероприятий, справочные материалы для аттестации. |
|
|
|
Открытый класс |
*Краткое содержание:* сетевые сообщества по предметам и направлениям, базы уроков, вебинаров, мастер‑классов. |
*Полезно для педагогов:* профессиональные сообщества, обмен инновационными методиками, доступ к записям онлайн‑мероприятий. |
|
|
|
YouTube |
Краткое содержание:* видеохостинг с образовательными каналами, лекциями, экспериментами, анимациями. |
*Полезно для педагогов:* подбор видео для уроков (например, каналы «ПостНаука», «Арзамас»), создание собственных обучающих роликов, онлайн‑экскурсии.
|
Практическое задание 2
Обзор онлайн-программ для обучения
Цель: пополнить базу данных образовательных Интернет-ресурсов.
Задание: провести поиск в сети Интернет онлайн-программ по одному из учебных предметов (на ваш выбор), предназначенных для обеспечения образовательной деятельности:
-
электронные тренажеры;
-
wiki-экнциклопедии;
-
виртуальные лаборатории;
-
онлайн-практикумы;
-
видеоконференции;
-
обучающие и развивающие игры;
-
онлайн-тесты;
-
онлайн-конструкторы и т.д.
Результаты поиска поместить в таблицу (минимум по 2 ресурса каждого вида):
|
Адрес ресурса |
Название программного приложения |
Целевая аудитория (класс, учебный предмет) |
Краткое описание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуемые источники информации
-
(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
-
(Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
-
(Федеральный портал: Российское образование)
-
(Социальная сеть работников образования: материалы для педагогов от детского сада до ВУЗа)
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Белоглазова Ксения
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.