Статья "Интернет-технологии в образовательном процессе"


Тема: Интернет-технологии в образовательном процессе

 

Стремительное развитие информационной культуры привело к тому, что современный человек начинает освоение компьютера с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовательном процессе на сегодняшний день является объективным и естественным процессом, а актуальность данной проблемы не вызывает сомнения.

Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехника, Интернет.

Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в глобальной сети Интернет.

Согласно ФГОС, информационные технологии рассматриваются как базовая педагогическая технология, и они должны пронизывать весь образовательный процесс. В этих условиях современный учитель обязан уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться ресурсами глобальной сети Интернет.

Интернет-технологии, в частности, сетевые образовательные ресурсы, как компонент информационных технологий с каждым годом приобретают все большую актуальность в образовательном процессе. Сегодня практически каждый педагог начального образования понимает важность внедрения Интернет-технологий в педагогический процесс, видит все преимущества их использования: повышение мотивации учения, скорости усвоения знаний, качества обучения, активности учащихся.

Особенности применения Интернет-технологий в образовательном процессе.

Применение Интернет-технологий в школе имеет ряд характерных особенностей. Эти особенности обусловлены возрастными психофизиологическими возможностями детей, а также социальными условиями их развития.

Школьный возраст – это переломный этап в развитии ребенка, это период интенсивного развития мышления, речи, памяти, восприятия, воображения и самосознания.

Опыт работы показывает, что большинство детей с 6-7 лет уже имеют начальные практические навыки «общения» с компьютером. Однако дети школьного возраста воспринимают компьютер как средство развлечения, а не источник информации. В работе с учащимися школы применение ресурсов глобальной сети Интернет можно начинать с того момента, когда все дети уже владеют техникой чтения.

Знакомство с Интернетом можно начинать применять с внеурочных мероприятий, целью которых является разъяснение детям безграничных возможностей глобальной сети и всевозможных опасностей, которые их подстерегают. В ходе мероприятия дети учатся ориентироваться в бесконечном потоке информации, отличать полезную информацию от спама. Закрепить на практике полученные знания по Интернет-безопасности детям помогает различные интерактивные игры и сетевые квесты.

После инструктажа по Интернет-безопасности можно приступать к применению ресурсов Интернет в образовательном процессе. Следует помнить, что сетевые ресурсы, используемые в школе, должны быть адаптированы для детей соответствующего возраста: графическая информация должна преобладать над текстовой, навигация должна быть максимально упрощена, приветствуется использование анимации, аудио- и видеоматериалов.

Применение Интернет-технологий в младших классах чаще всего сводится к использованию развивающих флеш-игр, онлайн-раскрасок, прохождению интерактивных тестов, просмотру видеороликов, прослушиванию аудиофайлов. В процессе работы с Интернет-ресурсами, дети не только выполняют учебные задачи, но и развивают технические навыки работы с компьютером, учатся ориентироваться в глобальной сети. Пользование Интернетом проходит под руководством педагога или родителей.

Последующие года обучения открывают новые возможности применения Интернет-технологий в школе. Продолжая использовать вышеперечисленные ресурсы Интернет, стараюсь постепенно усложнять задачи, применять технологии интерактивного сетевого обучения. В результате у детей должно сформироваться представление об Интернете как источнике информации.

Особенно эффективно в своей педагогической практике применяю ресурсы глобальной сети Интернет при обучении учащихся основам проектной и исследовательской деятельности. Однако практически на любом школьном предмете в школе можно применять Интернет-технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Следует отметить, что применение Интернет-технологий в начальной школе должно выполнять определенную образовательную функцию, помогать ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. Поэтому Интернет-ресурсы должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности школьника, работа в Интернете должна быть чётко продумана и дозирована, применение компьютерных технологий на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-компьютерных технологий.

Применение Интернет-технологий в школе позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность учителю расширить спектр способов представления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Можно сделать вывод о том, что, применяя Интернет-технологии в школе, необходимо:

- учитывать возрастные особенности школьников;

- использовать разнообразные виды информационных ресурсов;

- обучать детей правилам безопасного пользования Интернетом;

- осуществлять контроль безопасности детей в Интернет-пространстве;

- постепенно усложнять задачи использования учащимися Интернет-ресурсов;

- постоянно стремиться к повышению своего профессионального мастерства.

В условиях современного общества компетентность педагога составляет его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, ведь современные технологии предназначены для тех педагогов, которым небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

 

Практическое задание 1

Обзор образовательных информационных Интернет-ресурсов по различным учебным предметам

Цель: провести исследование образовательных Интернет-ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс.

Задание: проведите анализ информационных ресурсов, хранящихся на различных образовательных Интернет-порталах и сайтах, результаты исследования поместите в таблицу (минимум 5 ресурсов):

п/п

Адрес ресурса

Название сайта

Краткое содержание

Интересное для педагогической деятельности

  1.  

 

 

(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

Обширная база цифровых материалов (интерактивные задания, анимации, видео, тесты) по всем предметам школьной программы.

 

 

Полезно для педагогов:* готовые дидактические материалы для уроков, возможность создания собственных интерактивных заданий, подборка по ФГОС.

  1.  

 

 

 

*Федеральный центр информационно‑образовательных ресурсов**

*Краткое содержание:* каталог электронных образовательных модулей (ЭОР) для общего и профессионального образования, включая симуляции, лабораторные работы, контрольные тесты.

 

*Полезно для педагогов:* стандартизированные материалы, соответствующие ФГОС; возможность интеграции в уроки и дистанционное обучение.

  1.  

 

Федеральный портал «Российское образование»

Краткое содержание: официальный портал с нормативно‑правовой базой, новостями образования, каталогом образовательных ресурсов, информацией о конкурсах и грантах.

*Полезно для педагогов:* доступ к документам Минобрнауки, анонсы мероприятий, справочные материалы для аттестации.

  1.  

 

Открытый класс

*Краткое содержание:* сетевые сообщества по предметам и направлениям, базы уроков, вебинаров, мастер‑классов.

*Полезно для педагогов:* профессиональные сообщества, обмен инновационными методиками, доступ к записям онлайн‑мероприятий.

  1.  

 

YouTube

Краткое содержание:* видеохостинг с образовательными каналами, лекциями, экспериментами, анимациями.

*Полезно для педагогов:* подбор видео для уроков (например, каналы «ПостНаука», «Арзамас»), создание собственных обучающих роликов, онлайн‑экскурсии.

 

 

 

Практическое задание 2

Обзор онлайн-программ для обучения

Цель: пополнить базу данных образовательных Интернет-ресурсов.

Задание: провести поиск в сети Интернет онлайн-программ по одному из учебных предметов (на ваш выбор), предназначенных для обеспечения образовательной деятельности:

  • электронные тренажеры;

  • wiki-экнциклопедии;

  • виртуальные лаборатории;

  • онлайн-практикумы;

  • видеоконференции;

  • обучающие и развивающие игры;

  • онлайн-тесты;

  • онлайн-конструкторы и т.д.

Результаты поиска поместить в таблицу (минимум по 2 ресурса каждого вида):

Адрес ресурса

Название программного приложения

Целевая аудитория (класс, учебный предмет)

Краткое описание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемые источники информации

 

  1.  (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

  2.  (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)

  3. (Федеральный портал: Российское образование)

  4.  (Социальная сеть работников образования: материалы для педагогов от детского сада до ВУЗа)


Полный текст материала Статья "Интернет-технологии в образовательном процессе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белоглазова Ксения  Публикатор
07.12.2025 0 13 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.