Статья "Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования"
Тема «Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования».
Воспитательный компонент- самый важный, самый многогранный, самый неисследованный, самый трудноизмеримый ресурс современного урока.
Современный
урок – это такой урок, на котором ученик
из пассивного слушателя превращается
в активного участника процесса, где
учитель и ученик - это единое целое, где
мы учимся вместе, помогаем друг другу
и воспитываем друг друга.
Одна
из проблем, стоящая перед современной
школой – соединение обучения и воспитания
в единый целенаправленный воспитательный
процесс, формирующий гармонически
развитую личность, гражданина нашей
страны.
Воспитание и развитие – непрерывный процесс, который происходит независимо от того, прикладывает педагог усилия или нет. От учителя зависит только - насколько управляем будет этот процесс.
В жизни школьника одно из ведущих мест занимает урок. Например, современный школьник только в начальной школе посещает порядка четырех тысяч уроков. И именно они оказывают непосредственное влияние на выработку характера и специфику поведения учащегося. Таким образом, от построения урока и особенностей учебного материала зависит формирование полноценной личности. При этом нет большой разницы, какой преподается предмет. В любой школьной дисциплине кроется глубокий смысл и цель по формированию целостной личности. Но при этом необходимо учитывать, что даже при одинаковом материале возможно получить различный воспитательный эффект. Это зависит, прежде всего, от специфики методов и приемов используемых педагогом в ходе обучения.
Особенно эффективно комплексное образовательное воздействие, которое сочетает в себе стилистику образовательного процесса, дидактическую структуру урока и методику преподавания.
Именно в оптимальном сочетании этих элементов и кроется мастерство настоящего педагога.
Какие задачи можно было бы отнести к воспитательным задачам урока?
Нравственное воспитание на уроках осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений людей в процессе деятельности. Учитель должен подбирать задания, в условиях которых содержаться описания вышеперечисленных ситуаций. Условия заданий следует согласовывать с содержанием изучаемого материала. Регулярное выполнение этих заданий позволяет научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и другим людям, а по сути- научить их нравственному поведению.
Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у школьников умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей деятельности на уроках. К сожалению, не всегда разработаны системы развития этих важных умений. Наряду с обычными заданиями и упражнениями для каждого урока, необходимо планировать и специальные задания для развития этих важнейших умений. Вряд ли можно считать личностью человека, который не умеет самостоятельно учиться. А ведь многие выпускники не умеют этого делать, а иногда и просто не хотят.
Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей учащихся осуществляется путем дифференциации и индивидуализации обучения. В любом классе нет и никогда не будет двух учеников, имеющих одинаковые интересы и обладающих одинаковыми способностями по предметам. Задача учителя состоит в том, чтобы подготовить для уроков дифференцированные задания, прежде всего творческого характера, и индивидуальные программы обучения для сильных и слабых учеников. Первым это необходимо для углубленного изучения предмета, вторым- для постепенного устранения пробелов в знаниях и умениях, без ущерба для вновь изучаемого материала. За последние годы изданы разнообразные учебные пособия практически по всем предметам с дифференцированными заданиями, задача- составить системы заданий разного уровня сложности, используя эти материалы
Воспитание коммуникативных умений у детей осуществляется в процессе обучения их умениям руководить учебной работой на отдельных этапах урока, работать в группах, общаться ( краткость, яркость, конкретность). Эти умения воспитываются путём постоянного обучения детей правилам общения перед началом выполнения различных заданий на уроках.
Как видно из вышесказанного, воспитательных задач не мало. Следует осознать, что они столь же важны, как учебные и развивающие задачи уроков.
Но первоначальная задача урока - формирование эмоционально - положительного отношения к обучению как увлекательному процессу и достижения сотрудничества. Это является одним из задействованных педагогических механизмов повышающих способность обучающихся к обучению и воспитанию таких качеств как заинтересованность, коммуникабельность, оптимизм и дружелюбие. Для решения этой задачи я использую игры: «Познакомимся спиной», «Шторм», «Здравствуйте», «Какие мы разные, но мы друзья», кратковременные музыкальные физминутки
Большое внимание уделяю саморегулируемому обучению, которое является основой воспитания самостоятельности, целеустремлённости, ответсвенности. При подготовке к урокам я подбираю такие задания, которые подводят к тому, чтобы ученики смогли сами сформулировать тему урока. Мною используются различные задания: кроссворды, загадки, ребусы, логические задачки, наводящие вопросы, тесты. Определив самостоятельно тему урока, ребята могут догадаться и сказать, что нового они узнают на уроке, что они хотели бы узнать.
Также хорошо формируют и воспитывают в ребенке творческие и личностные качества, уроки с сюжетной структурой. Например уроки-сказки. Они повышают заинтересованность, активность и несут в себе нравственную окраску.
Можно провести уроки математики по сказке «Колобок». На каждом уроке ребята встречаются с новым героем, они самостоятельно или в парах собирают сказочного героя из геометрических фигур, помогают ему избежать опасности, так они проявляют доброту, стремление помочь, решав различные задания.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Чтобы они могли проявить свои дарования, на уроках я применяю исследовательский, частично-поисковый, проблемны й методы, групповые формы работы и работу в парах, творческие и разноуровневые задания, импровизации, игры.
Большое внимание уделяю групповой работе и работе в парах.
В групповой работе через диалог ученики учатся строить свою учебную деятельность, сравнивая, анализируя свои идеи и идеи своих одноклассников.
Групповая форма работы создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. В групповой работе ученик не может просто сидеть на уроке, увлекаясь в диалог со сверстниками, он мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. В процессе учебной дискуссии идёт взаимообучение и взаимовоспитание. Ученики учатся обсуждать задание, искать пути её решения, реализовывать на практике и представлять результат. Учатся слушать и слышать друг друга, уступать или отстаивать, дополнять, исправлять – учатся работать вместе на один результат. Они учатся вести диалог и аргументировать, развивается доказательная речь, что способствует формированию таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.
«Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд, и поддержать его успех». Рефлексия деятельности в конце урока – обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
-На слайде примеры, как провести рефлексию в начальных классах
Самая любимая рефлексия для моих учеников это «Машенька» из мультфильма «Маша и медведь», с её разными эмоциями. Кроме рефлексии можно использовать при оценивании – весь урок за ответы и работы раздаю таких «Машенек», различные эмоции – разные и оценки, в конце урока подводим итоги.
Воспитание человека, формирование
свойств духовно развитой личности,
любви к своей стране, потребность творить
и совершенствоваться есть важнейшее
условие развития нашей страны.
Учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, станут в будущем хорошими людьми.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Бойваленко Елена Николаевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.