Конспект классного часа "Дорогою добра"; 4 класс


Классный час по духовно-нравственному воспитанию

 «Дорогою добра»

Класс : 4

Форма проведения: путешествие по уголкам доброго сердца. 

Цель: 
• познакомить с понятием «толерантность» 
• формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. 
• расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении, 
• развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; 
• формирование у учеников потребности в понимании другого человека; 
• учить проявлять терпение к недостаткам других; умению считаться с интересами других; 
• развивать готовность идти навстречу друг другу; 
• формировать навык речевого этикета; 
• способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. 
• развитие умения аргументировать свою точку зрения. 
• воспитание доброжелательности, уважения друг к другу. 
• формулирование законов дружбы 
В результате занятия участники смогут: 
• сформулировать понятия «друг», «толерантность», «дружба», назвать правила дружбы. 
• практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем. 
• приобретут навыки работы в сотрудничестве : работа в группах, составление газеты) 
• дать нравственную оценку жестоким поступкам; 
• раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; 
• оценить человеческие достоинства и недостатки. 

Ход мероприятия :

(слайд 1)

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по уголкам большого доброго сердца под этим девизом :

«Стремитесь найти хоть однажды

Звезду человечности в каждом!»


 Но скажите, как вы понимаете понятие человечность?

Людей с каким сердцем, можно назвать человечными?

Вот и наше сердечко доброе, умеет дружить, переживать, всегда готово прийти на помощь. 

Итак, мы отправляемся в уголок доброты. (открыть на сердце часть «Уголок доброты»).


- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, солнце, улыбка, мама, … (дети продолжают)

- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: плохое, беда, ненастье. 

- Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. 

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

- Все вы любите сказки, в которых происходит постоянная борьба добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. 

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками:

Иван – царевич,

Кощей Бессмертный,

Золотая рыбка,

Дюймовочка,

Карабас-Барабас,

Красная Шапочка,

гуси-лебеди,

водяной,

Баба-яга,

Золушка


- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

(Слайд 2)

- Послушайте одну восточную притчу

(читает под музыку «Одинокий пастух»)

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, может принести чудо.


(слайд 3)

- Известный вам писатель Валентин Катаев рассказал всем ребятам об одном удивительном цветке. Вы помните его название?  («Цветик-семицветик»)


- Какие чудеса происходили в ней с девочкой Женей, когда она получила от волшебницы чудо-цветок? 

- Все ли её желания были направлены на благо других?

- Давайте и мы попробуем использовать цветик-семицветик, но загадать желания не для себя.

(Проводится игра: у учителя цветок с 7 разноцветными лепестками, на которых записаны добрые пожелания. Учитель подходит к детям, ребята с места по выбору отрывают 1 лепесток и говорят, кому его отправляют и читают пожелание.)

- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-на­стоящему добрым?      

- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не­легкий. На нем человека ожидают взлеты и паде­ния, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.


(Слайд 4)

 - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? 


(Показ самодельных весов) 

- На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь) 


(дети подходят по одному , берут табличку со злом, читают и кладут на чашу весов)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. 

- Вспомните, какие добрые дела совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. 

(дети подходят по одному , берут табличку с добрыми делами, читают и кладут на чашу весов. Сделать равное количество табличек зло-добро)

- Ребята, посмотрите, а чаши весов находятся на одном уровне. Вспомните каждый, какое-нибудь доброе дело, которое сами совершили, выходите к весам, назовите своё доброе дело и положите на чашу весов, своё сердечко, может быть тогда мы победим зло?

(дети подходят к весам, говорят: недавно я ….., и кладут сердечко на весы)

- Ну вот чаша добра перевесила чашу зла.

-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. 

- Доброго человека можно еще назвать толерантным.

Отправляемся в уголок толерантности (открыть на сердце часть «Уголок толерантности»)

(слайд 5)

Что такое толерантность?

Толерантность – это милосердие 
Толерантность – это доброта души 
Толерантность – это сострадание 
Толерантность – это уважение 
Толерантность – это дружба 
Толерантность – это терпение 


- А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

А теперь мы отправимся в уголок вежливости, ведь толерантный человек обязательно вежлив. (открыть на сердце «Уголок вежливости»)

Здесь я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – потопать. 

• Кто быть вежливым желает, 
Малышей не обижает? 
• Кто быть вежливым желает, 
Старушке место уступает? 
• Кто опрятный и весёлый 
Спозаранку мчится в школу? 
• Кто из вас идет по школе, 
Обдирая стены в холе? 
• А во вчерашний понедельник, 
Кто был грубый и бездельник? 
• Сколько будет пятью пять, 
Кто мне сможет подсказать? 
• Ну, а кто всегда поможет, 
Друга вызволить, кто сможет? 
• Малышей кто обижает, 
Им учиться лишь мешает? 


(Слайд 6)

Итог(прочитать со слайда вместе): Нужно уважать друг друга, несмотря ни на что, быть терпимым и гуманным, вежливым и тогда у вас будет много друзей. 



-Теперь отправляемся в уголок уважения и гуманности (открыли на сердце)

- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это не просто шарик, а сердечко маленького человечка, который пришел к нам и не совсем на вас похож. Например, у него другого цвета волосы, темная кожа, другие традиции в семье (учитель показывает шарик). Сейчас мы ее начнем его обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем причинять сердечку боль, потихоньку его сдувая.

(дети зачитывают фразы с доски: 
Ты не интересный, не похож на нас, глупый и так далее) 


- Посмотрите на шарик - сердечко, изменилось ли оно? Что в нем изменилось и почему? 


Шарик от боли сморщился, как при болезни. – сердце человека от боли страдает. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение?

(Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное). 


- Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем надувать шарик, что бы он стал как прежде. Что бы сердечко стало здоровым. 


- Ребята, а сейчас посмотрите на него, нашему сердечку лучше, но почему он не такой как прежде? 


Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее исправить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». 


- Почему мы дольше помним обиды? 
- Нравиться ли нам, когда нас обижают? 
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? 
- Как быть добрее? 

(Слайд 7)

Итог(читаем со слайда) : не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Нужно быть терпимым и уважительным к людям, которые чем – то не похожи на вас.

- А теперь я попрошу всех выйти ко мне и образовать полукруг, сделать руки «лодочкой». Катю поставить в центр. Поиграем в игру «Фея доброты». Катя будет феей, я даю ей волшебное кольцо. Фея может отдать кольцо любому из вас. Тот, кому в руки попадёт это колечко, становится добрее и внимательнее к людям, и ему хочется дарить комплименты. Фея проходит через ребят, и кому-то оставляет кольцо, а потом говорит «Кто на свете всех добрей, выходи ко мне скорей!». Тот, у кого колечко, говорит фее комплимент и сам становится феей.


Наше путешествие продолжается , открываем «Уголок дружбы».


Что такое дружба? Каждый знает. 
Может быть, и спрашивать смешно. 
Ну а всё же, что обозначает 
Это слово? Значит что оно? 


(слайд 8)


- В толковом словаре С.И. Ожегова: 
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью 

(слайд 9)

В. И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: 
«Дружба - …это бескорыстная приязнь». 


-Зачем дружба нужна людям?

- Кого вы называете своими друзьями ?

- В жизни встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. 

Послушайте стихотворение (дать нескольким ребятам выучить).
“Срочно требуется друг”. (А.Л. Барто) 
Все живут, не тужат, 
А со мной не дружат! 
Бант у Кати расписной, 
Красные колготки 
И характер кроткий. 
Я шепчу: “Дружи со мной, 
Мы же одногодки, 
Как сестрички мы почти, 
Мы как две голубки 
Из одной скорлупки”. 
Я шепчу: “Но ты учти – 
Ты во всем должна идти 
Другу на уступки”. 
Предлагаю Ильиной: 
“Ты дружи со мной одной!” 
Есть разряд у Ильиной, 
Буду знаменита. 
Все пятерки до одной 
У Светловой Нади. 
Я прошу: “А ты со мной 
Подружись хоть на день! 
Мы с тобой поладим: 
Будешь ты меня спасать – 
Дашь контрольную списать”. 
А девчонки на дыбы! 
Говорят: “Молчала бы!” 
Не вставать же на колени, 
Уговаривать подруг… 
Напишу я объявленье: 
Ведущий: Почему с этой девочкой никто не хочет дружить? 

Дети: Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают. 


(слайд 10)

Ребята, а вы помните мультфильм, в котором один герой написал объявление о том, что тоже хочет завести друзей. 


- Кто этот герой? (Чебурашка)

- Но ведь у героев этого мультфильма была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме? 

- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.

- Давайте построим свой дом дружбы, из кирпичиков на доске.

( сделать на магнитах кирпичики с надписями, ребёнок подходит к доске, выбирает любой, читает и прикрепляет к нарисованному дому).

Не выдавать чужие секреты; 
• Всегда быть откровенным с другом; 
• Не бойся попросить прощения; 
• Не груби; 
• Не надо менять друзей; 
• Надо быть постоянным в дружбе; 
• Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим; 
• Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись! 
• Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай! 
• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал). 
• радоваться вместе с другом его успехам; 
• предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи; 
• стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций; 
• защищать друга

Давайте каждый день соблюдать эти правила, чтобы наш дом дружбы был крепким и долговечным.

Наш классный час подходит к концу, давайте подведём итог нашему занятию , прочитаем хором (со слайдов)

(Слайд 11)

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

- Попробуй - и ты увидишь, какими теплыми, радостными станут твои отношения с людьми, какое удивительное чувство согреет твое сердце. Спешите делать добро! Ведь добро творит чудеса!


(Слайды со словами песни)

( Песня «Дорогою добра»)

Спроси у жизни строгой 
Какой идти дорогой, 
Куда по свету белому 
Отправиться с утра. 
Иди за солнцем следом, 
Хоть этот путь неведом, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра. 
Иди за солнцем следом, 
Хоть этот путь неведом, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра. 
Забудь свои заботы, 
Падения и взлёты, 
Не хнычь, когда судьба себя 
Ведёт не как сестра. 
Но если с другом худо, 
Не уповай на чудо, 
Спеши к нему, всегда веди 
Дорогою добра. 
Но если с другом худо, 
Не уповай на чудо, 
Спеши к нему, всегда веди 
Дорогою добра. 
Ах, сколько будет разных 
Сомнений и соблазнов, 
Не забывай, что это жизнь, 
Не детская игра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра. 
Спроси у жизни строгой 
Какой идти дорогой, 
Куда по свету белому 
Отправиться с утра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра. 



Полный текст материала Конспект классного часа "Дорогою добра"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гнездилова Ольга Александровна  Публикатор
20.12.2024 0 23 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК