Статья "Зачетная система как технология образования"
Автор: Чебаненко Оксана Павловна
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка»
Татищевского района Саратовской области
Должность: учитель физики
Зачетная система, как технология образования.
Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяются зачеты, как особая форма организации обучения. Они строятся на сочетании индивидуализированных, звеньевых, индивидуализировано-групповых и фронтальных форм обучения.
В ходе зачета ученики выполняют контрольные индивидуальные задания. проводится фронтальная беседа со всем классом, позволяющая подвести итоги и зафиксировать уровень усвоения знаний классом в целом. На зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы. Широкое распространение в практике получили тематические зачеты. При использовании этой формы организации обучения главную роль играют его контрольные функции, побуждающие учеников проявить готовность к оперированию знаниями. Благодаря этому знания школьников становится более гибкими, критичными, оттачиваются умения и навыки. Подготовка к зачету и само занятие способствуют развитию у учащихся логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному усвоению учащимися материала.
Зачет, как форма организации обучения имеет большое воспитательное значение, способствуя формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению.
Введения системы зачетов предполагает специальное планирование изучения разделов программы. В средних и старших классах время для зачетов выкраивается за счет рационального расходования учебного времени на изучение материала программы. Целесообразно использовать сочетание уроков формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, лекций, семинаров, при котором возникает возможность из запланированного на изучение определенной темы времени выделить один час на зачет.
Эти уроки лучше других приучают школьников сосредоточенно работать над решением поставленных задач, экономно расходовать время. При этом учителю следует помнить, что их воспитательная и образовательная функции проявляются эффективнее при работе над заданиями, задачами, составленными с учетом учебных возможностей уч-ся.
Зачет, как форма организации обучения проводиться для проверки качества усвоения уч-ся отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Цель этих занятий- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого ученика, класса с зачетом по основным темам. Зачет, являясь основной частью зачетной системы, проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся.
Необходимость проверки знаний основных положений темы после ее изучения обусловлена, во-первых, тем, что уч-ся к моменту текущей проверки еще не до конца усваивают учебный материал, и, во-вторых, тем, что, изучив все вопросы темы, уч-ся начинают воспринимать ранее изученное с новых позиций, лучше понимают взаимосвязь изученных явлений. Отбор тем для зачета определяется его целью, значимостью учебного материала.
Зачет - массовая форма проверки знаний, умений и навыков учащихся. Следовательно необходимо на зачете проверить знания всех учащихся класса по основным вопросам темы. Зачет следует проводить только в учебное время, выделяя для него 1-2 урока- в зависимости от объема проверяемого материала. Зачеты я провожу систематически в каждом класса после изучения темы или раздела с целью повторения и обобщения пройденного. В зависимости от содержания учебного материала, его особенностей, я провожу зачеты письменными или устными.
Проведение письменного зачета именного по этим темам обусловлено такими особенностями: сравнительно небольшим числом вопросов, которые требуют для изложения длительного связного рассказа, обилием математических выводов, формул, возможностью выражения физических закономерностей словесно, математически, графически и доступностью для учащихся с точки зрения их подготовленности, познавательных возможностей перехода от одной формы выражения к другой.
На письменный зачет вопросы могут выноситься либо по одному (последовательно), либо все сразу (заранее пишутся на доске или раздаются индивидуально каждому).
Или очень часто зачеты провожу в следующей форме. Заранее продумываю к каким вопросам необходимы чертежи, и рисунки. Задаю вопросы и учеников вызываю к доске. У доски одновременно работает 5-6 учеников. Ответив на свой вопрос, они стирают рисунки с доски и садятся на место. Задаю вопросы последовательно один за другим каждый раз другому ученику. Тем самым еще раз повторяется весь материал. В ведомости открытого учета за каждый вопрос выставляется «-« или «+». В конце урока выставляется общая оценка каждому ученику. Вопрос и ответ занимает не более 15-20 секунд. Т.о. каждый ученик ответит на 4-5 вопросов. Если нужно увеличить число вопросов каждому ученику, можно освободить от зачета самых лучших, дав им решать задачи в это время, или отдельных ребят опрашивать письменно. После зачета задаю д/з с целью подготовки к к/р. Следующий урок будет проведен как «урок открытых задач». Поэтому ученики должны просмотреть ранее решенные задачи, выбрать те, которые не получились и требуют дополнительного разъяснения.
В этом случае усиливается воспитывающее воздействие проверки: учащихся понимают необходимость систематической и последовательной работы над каждой темой курса физики, т. к. они вынуждены регулярно отчитываться в своих знаниях перед учителем.
Список литературы:
Никишина Л.М. Дидактический материал по физике 7 класс. Изд. М. – 1972г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чебаненко Оксана Павловна
→ Оксана1975 17.06.2011 3 3502 558 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.