Доклад на тему: "Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ АО НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №26»

город Харабали








Доклад


«Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище»








Подготовила:

учитель физики-информатики

ГБОУ АО НПО «ПУ №26»

Гофман Т.П.







г. Харабали 2012г




Содержание.

1.Введение.

  1. Создание условий для развития индивидуальных возможностей учащихся

2.1.Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

2.2.Создание благоприятного психологического климата в группе.

2.3. Политехнический принцип обучения с применением интегрированных уроков.

2.4. Гуманитаризация обучения

3.Заключение.

4.Список используемой литературы.

















1. Физика - это наука, изучающая основные законы природы. Свою главную цель она видит в том, чтобы найти систему знаний и представлений, объясняющую как можно больший круг физических явлений. Известный академик Л.А. Арцимович говорил: «...Современная физика - это своего рода двуликий Янус. С одной стороны - это наука с горящим взором, которая стремиться проникнуть в глубь великих законов материального мира. С другой стороны - это фундамент новой техники, мастерская смелых технических идей, опора обороны и движущая сила непрерывного индивидуального процесса».

Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает понять окружающий нас мир, а ее знания и методы широко используются в самых разных областях человеческой деятельности. Изучение основ физики дает обучаемому представление об истинно научном знании и научном методе, о процессе познания, а также о многом - многом другом, что так важно для формирования личности каждого человека.

« Главные тайны природы вскрывает физика, а физик был и остается королем точных наук»

Известно, что учащиеся профтехучилищ изучают общеобразовательные дисциплины с гораздо меньшим желанием, чем специальные. Физику они считают трудной и непонятной. Как же побудить их к изучению этого предмета? Много сил и времени приходится тратить, чтобы из бывших троечников сделать знающих,умелых, любящих труд молодых рабочих.


2.Создание условий для развития индивидуальных возможностей учащихся


2.1. Уже несколько лет я работаю над темой «Оптимизация формирования знаний на уроках физики». На современном этапе эта тема, особенно, актуальна, так как наряду с традиционными способами и методами обучения постоянно добавляются новые методы с использованием современных технологий, которые дают хороший результат.

Ни для кого не секрет, что в ПУ идут дети со слабыми знаниями, то есть те учащиеся, которые в школе были на втором плане. Попадая в новую группу, в которой нет «отличников» и «ударников», за чьими спинами он просидел, ему волей - неволей приходится учиться. И тут выясняется самое главное, что учиться он не умеет; нередко слышишь такие реплики, как: « Да я в школе возле доски последнее время (2-3 года) ни разу не был, а вы от меня еще что - то хотите». И получается, что большинство учащихся, пришедшие из школы, не желают работать на уроках, потому что у них еще со школы сложилось твердое убеждение в собственном бессилии, в невозможности усвоить новый материал. Поэтому очень важно изменить представление учеников об учебной работе, о своих собственных способностях, побудить их интерес к изучению предмета.

Одними словами, убеждениями, вряд ли достигнешь успеха и поэтому необходим целый комплекс воздействий приемов и методов с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Традиционно работа в новой группе проходит по трем этапам.

  1. диагностирование группы

  2. обнаружение пробелов в знаниях и дифференциация учащихся на условные группы.

  3. обучение приемам и навыкам учебы на протяжении всего курса.

При диагностике группы проводится изучение личных дел уч-ся, беседы на классных часах, беседы с родителями, использование анкет. В результате определяется морально-психологический климат всей группы в целом и отдельных учащихся.

Для обнаружения пробелов в знаниях в начале занятий по плану выделяется 12 уроков. В течение этого времени выявляются пробелы в знаниях и хотя бы частичная их ликвидация.

На первом уроке проводится не сложная контрольная работа. Обычно с ней справляются 4-5 человек. На протяжении следующих уроков идет продуктивная работа по повторению материала за школьный курс обучения.

Параллельно повторению материала решаем задачи. Используемые на уроках элементы игры и соревнования дают хороший результат. По мере проведения этих уроков группы дифференцируется на три подгруппы: сильную, среднюю, слабую.

Обучение приемам и навыкам учебы осуществляется на протяжении всего курса обучения. Наряду с традиционными методами обучения я стараюсь применять более оптимальные методы, основанные на современных мультимедийных средствах.


Применение мультимедийных технологий.


По некоторым разделам физики мною разработаны уроки с применением мультимедийных презентаций. Повышение эффективности учебного процесса при проведении таких уроков происходит за счет следующего:

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.











Кроме своих презентаций часто использую электронные учебники, например программный продукт «Физика, серия Репетитор» и «Кирилл и Мефодий», в которых иллюстрации представлены не только неподвижными картинками, но и «движущимися» схемами, позволяющими наглядно показать ход того или иного процесса.

Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими:

1. Учитель объясняет тему с использованием презентации.

2. Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.

3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.

4. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.

5. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

6. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

7. Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки.

Хороший результат дают карточки-задания с использованием мультимедийных презентаций. По таким карточкам учащиеся сами выбирают вариант задания с которым они могут справиться. Например

5 Ом 20 Ом

2 Ом 1,4 Ом 2,6 Ом

700 Ом 1,3 кОм







1. Вычислитьобщее сопротивление


2. Вычислитьобщее сопротивление

В электрическую цепь включены две лампы, сопротивления которых 200 Ом и 300 Ом. Напряжение на источнике тока 120 В. Определить силу тока в каждой лампе, силу тока в подводящих проводах, общее сопротивление участка цепи,состоящего из двух ламп.





3. Амперметр А показывает 18 А, амперметр А1 показывает 5 А. Каковы показания второго амперметра?





Таких слайдов у меня достаточно много, практически по каждой теме




  • Начертите схему электрической цепи.


2. Укажите на схеме какой из приборов – амперметр? Вольтметр?


?


?

Ребята с удовольствием работают с заданиями такого характера.


Используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью сложности освоения учебного материала

Использование компьютерных технологий эффективно при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков.

Ещё одним из оптимальных методов обучения является использование тестов. Традиционные формы контроля (устный опрос, контрольная работа и т.д.) не достаточно оперативны, и для их проведения требуется достаточно значительное время. Исходя из этого возникает потребность в совершенно новых видах проверки знаний. Действенной единицей измерения при проведении контроля является тест, так как с его помощью можно валидно и надежно оценить знания учащихся, кроме того – это объективное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Я в своей практике использую в основном тестовые виды следующих типов.

  • тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);

  • тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Виды тестовых заданий.


Форма тестового задания

Инструкция

Закрытого типа

альтернативный выбор

испытуемый должен ответить «да» или «нет»

установление соответствия

испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

множественный выбор

испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

установление последовательности

испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Открытого типа

дополнение

испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

свободное изложение

испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

Тестовые задания

Эталон ответа

Существенные операции

1

Тема: Молекулярная физика. Тепловые явления.



1.1.

Основы МКТ.



1.1.1

Укажите неверное утверждение

а) молекула - мельчайшая частица

б) молекулы одного и того же вещества одинаковы

в) атомы – составные части молекул

г) при нагревании тела молекулы вещества увеличиваются в размерах.

г

4

1.1.2.

Дополните определение

Величина равная отношению числа молекул N в данном теле к постоянной Авогадро NА называется ___________

количеством вещества

2


Найти массу молекулы водорода

а) 3,3*10-27

б) 3,3*1027

в) 3,1*10 29

а

3

1.1.3.

Выберите правильный ответ

Количество вещества находится по формуле

а) m = m0N

б) N= NA

в) M=m0NA

г)

г

4

1.1.4.

Установите соответствие между веществом и состоянием.

1 Молекулы расположены почти вплотную друг к другу

2 Молекулы находятся непосредственно друг возле друга

3 Расстояние между молекулами во много раз больше размеров самих молекул.

а) газы

б) жидкости

в) твердые тела

1-б

2-в

3-а





6

1.2.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.



1.2.1

Определите недостающие параметры.


m, кг

М кг/моль

p, Па

V, м3

T, K

1

?

3,2*10-2

1,5*106

0,83

300

а) 15,9 кг б) 1,59 кг в) 159 кг г) 1 *10-2 кг





а





4


    1. Создание благоприятного психологического климата в группе.

В настоящее время, когда отводится большое внимание психологическому направлению в воспитании детей, особым вопросом нужно выделить вопрос об эмоциональном отношении между учениками и учителем. Эмоции - важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторовчеловеческогоповедения.Психологи решили выяснить, что влияет на успеваемость учащегося: квалификация учителя, его затраты времени и сил на одного ученика, увлечение педагога предметом, оборудование учебного кабинета и другие факторы. Оказалось, что важно все. Но больше всего сказывается на учебе положительный настрой классного коллектива.

Только при установленном благоприятном психологическом климате в группе можно рассчитывать на успех учения учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности. Эмоции бывают разные положительные и отрицательные.

« Плохо, плохо Иванов,- говорит учитель. Бери пример с Гусевой. Я ей за контрольную очередную « пятерку» поставил. А твою работу не приятно в руки брать: оформлена безобразно и по содержанию оставляет желать лучшего.» Эта тирада вызывает лишь негативные эмоции. И вряд ли она поможет учению. А ведь еще К.Д. Ушинский рекомендовал не сравнивать одного ученика с другим: «ребенка можно сравнивать только с самим собой. С тем, что у него было раньше и с тем чего он может достигнуть в дальнейшем».

При проведении своих уроков я взяла за правило в начале урока, по мере возможности, настраивать учеников на позитив. Советую подумать о чем - нибудь приятном, затем предлагаю просто улыбнуться. Так созданная положительная установка важный шаг к залогу успешного учения. Пробудить положительные эмоции одного ученика нетрудно, классного коллектива — много сложнее, но тем почетнее задача как же ее решать. Решение этой задачи зависит от субъективных факторов,связанных с личностью педагога, его отношение к ситуации, уверенности в себе, доброжелательности, приветливости.

Ещё одним из способов создания положительных эмоций на уроке является юмор. «Радостное удивление»- так называл смех В А. Сухомлинский. Известный педагог был убежден, что смех, радость стимулирует интеллектуальные силы ученика.

Увидеть физику с неожиданной стороны, повысить интерес и познавательную активность учащихся позволяют примеры пособия «Физика в шутках и литературных анекдотах»

Пример 1. Молодой человек прогуливается с девушкой по городу. Проходят мимо ресторана. Девушка говорит: «Ой, как вкусно пахнет!» - « Тебе понравилось? Хочешь, еще раз пройдем?»

Вопрос. Почему запахи распространяются в воздухе?

Пример 2. На уроке учитель спрашивает

  • Скажи, ты знаешь разницу между молнией и электричеством ?

  • Да мосье: молния — это бесплатное электричество.

Вопрос. Оцените, сколько может « стоить» молния. Энергию молнии применять равной 109Дж.

Подобные примеры имеют некоторое дидактическое значение («на ошибках учатся») и воспитательное воздействие вспомним слова Л.Н Толстого: «ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех», а также поднимают эмоциональный тонус учащихся на уроках, а он как известно положительно влияет на внимание, побуждает ребят к высказываниям.


    1. Политехнический принцип обучения.

Так как в ПУ идут дети в основном для того чтобы получить конкретную профессию, существенным становиться применение на уроках физики такого приема обучения, как политехнический. В педагогике под политехническим понимают обучение, дающее знания о главных отраслях и научных принципах производства и вооружающее человека общетехническими практическими навыками, необходимыми для участия в производительном труде. Принцип политехнического обучения объединяет систему знаний, умений и навыков учащегося, которая создается в процессе общеобразовательного, общетехнического и профессионального обучения. Задача политехнического обучения — вооружать учащихся такими знаниями, умениями и навыками, которые позволяют, с одной стороны, хорошо разбираться в технике и технологии данного производства, хорошо ориентироваться в производстве в целом, а с другой стороны — успешно выполнять работу в разнообразных производственных условиях как на основном участке работы, так и на смежных.

Физика — научная основа техники. Поэтому физике как учеб­ному предмету принадлежит ведущая роль в политехническом обу­чении. Содержание учебного предмета физики представляет большие возможности для ознакомления учащихся с физическими принци­пами главных отраслей производства, с технологией многих про­цессов и организацией труда.

Политехнический принцип обучения традиционно осуществляется на базе профилированного обучения, посредством изложения материала с учетом конкретной профессии. Когда материал излагается с учетом профессиональной направленности, ребята воспринимают его с большим интересом, причем даже самый отстающий ученик чувствует себя уверенней.

Часто бывает так: плохо разбирается в математических расчетах, но в достаточной мере владеет техническими навыками. Например, перед объяснением темы: «Принцип действия тепловых двигателей» учащимся задаются вопросы: «Какие тракторы и машины имеются в нашем ПУ-26?», При помощи каких двигателей они приводятся в движение?», «Какие двигатели лучше - дизельные или карбюраторные?» С подобными вопросами способны справиться и учащиеся со слабой теоретической подготовкой, что помогает им получив одобрение учителя, поверить в свои силы. Серию таких вопросов можно задавать и по другим темам.

При изучении темы « Закон сохранения энергии» я знакомлю учащихся с использованием этого фундаментального закона на примере работы гидроэлектростанций, а именно на примере работы Волжской ГЭС, которая находится в двухстах километрах от нас. Следует также рассказать о чрезвычайно интересных в этом отношении гидроаккумулирующих электростанциях.

Действенным приемом является использование жизненного опыта учащихся. Если приведенные выше вопросы рассчитаны в основном на слабоуспевающих учащихся, то метод обращения к бытовым познаниям ребят хорош, как для средних, так и для сильных учащихся.

Так, например, мопед, практически знакомый всем учащимся, особенно мальчикам, содержит все принципиально важные составные части любой тепловой машины; холодильник дает образец тепловой машины (или теплового насоса), работающей с обратным циклом; транзисторный приемник позволя­ет легко обнаружить определенную направленность излучения и приема радиоволн, экранирующее действие электропроводящих ма­териалов. Все это приучает ученика видеть физику и ее применение «вокруг нас», формирует определенный политехнический образ мышления. Одновременно формируются и некоторые умения управ­ления техникой.

Желая помочь учителю, в группе всегда найдутся ребята, старающиеся наперебой объяснить устройство двигателя внутреннего сгорания, трансформатора, электродвигателя, генератора и т.д. Это яркое свидетельство их профессиональной заинтересованности.


Оптимальным вариантом качества профессионального обучения является такой прием, как интеграция форм учебных занятий. Проведение интегрированных уроков требует от преподавателя не только высокого профессионализма, но и определенных познаний различной профессиональной направленности. Большое значение имеет совместная работа преподавателей общеобразовательного цикла и спец дисциплин. Интегрированные уроки помогают учащимся полнее раскрыть свои возможности, оптимизируют процесс формирования профессиональных умений и навыков за счет теоретических обще училищных знаний

На основе создания разработанных профилированных программ в нашем училище осуществляется интеграция второго уровня

Примером могут служить - темы « Кипение» и « Влажность воздуха», тесно связанные с темой по спецтехнологии « Способы обработки почвы с целью сохранения влаги». Используя знания учащихся по спецтехнологии о способах обработки почвы, о роли испарения и влажности почвы, вводятся такие понятия, как парциальное давление, относительная влажность воздуха, точка росы.

В обобщающей беседе учащиеся получают дополнительные сведения о том, что в воздухе, заполняющем промежутки между комочками почвы, вода задерживается в виде пара. При охлаждении почвы пары воды превращаются в капельки, образуя росу, которая называется внутрипочвенной.

Растения поглощают в основном именно внутрипочвенную росу и «капиллярную» воду, поступающую при впитывании дождей, тающего снега. При закреплении материала проводится лабораторная работа: «Определение влажности почвы и запаса влаги в ней» вместо обязательной лабораторной работы: «Определение влажности воздуха». Эта работа дает учащимся полезные навыки сельскохозяйственной деятельности. Слабым учащимся предлагается следующее задание: используя знания спецдисциплины, назвать систему орудий для обработки и орошения почвы (бороны, культиваторы, дождевальные установки). Подробно описать устройство одной из установок. Как правило учащиеся с работой справляются и получают заслуженную удовлетворительную оценку.

Многие обязательные лабораторные работы, предназначенные для фронтальных занятий и практикумов, уже имеют политехническую направленность. Она заключается в том что в процессе выполнения этих работ, постепенно усложняющихся по содержанию и используемому оборудованию, учащиеся собирают технические установки, знакомятся с рядом приборов, проводят с ними наблюдения и измерения, приобретают умения, которые затем переходят в навыки.

Фронтальные лабораторные работы по направлениям можно условно разделить на три группы:

  1. Работы целиком посвящены изучению технических устройств и принципа их действия («Сборка электромагнита и испытание его действия» и др.)

  2. Работы на формирование умений и навыков пользования прибором, применяемым в быту и технике («Измерение массы на рычажных весах» и др.)

  3. Работы на наблюдение физических явлений и измерения физических величин («Изучение параллельного соединения проводников» и др.)


При отработке навыка решения задач по изучаемой теме я часто использую задачи с техническим содержанием, которые содержатся в используемых на уроке и дополнительных задачниках.

Если учащиеся усвоили « Общие элементарные законы физики», то работа проделанная учителем, не напрасна для будущих молодых рабочих.


Ещё одним приемом профилированного обучения можно считать работу самих учащихся по профориентации. Ребята нашего училища на уроках информатики создают проекты « Мы и наше училище», «Моя профессия лучше всех!»








    1. Гуманитаризация знаний.

Гуманитаризация знаний— система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности

В официальном документе Министерства общего и профессионального образования РФ « Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования» (1992 ) отмечается, что прежде всего «гуманитаризация направлена на поворот образования к целостной картине мира, и прежде всего - мира культуры, мира человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного и системного мышления. Одновременно она влечет повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин при радикальном их обновлении»(219, c.14) .

Физика — предмет интересный и грани ее общения с другими предметами разнообразны. В настоящее время важная роль отводится гуманитаризации преподавания физики. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы показывает, что под гуманитаризацией обучения надо понимать «насыщение содержания: образования объектами, идеями, ценностями, проблемами, представляющими общечеловеческий интерес».

Гуманитаризация знаний одна из важных концептуальных установок учителя, способствующая развитию творческих возможностей и жизненной адаптации молодых людей. «Очеловечивание знаний» предполагает включение в содержание обучения разделов типа «Физика и искусство», «Физика в литературе», «Физика в природе». Важнейшая задача этого приема перекладывать физические законы на человеческие проблемы.

Такая постановка вопроса вполне естественна и правомерна, поскольку отражает единство природы и человека.Еще Л.Н Толстой писал: «... мир духовный противопоставляется миру материальному, но это несправедливо: противоположения этого нет. Оба мира так тесно соприкасаются, что нет никакой возможности провести линию, отделяющую один мир от другого».

Действительно, без знаний законов и умения пользоваться ими

невозможно безопасное и продуктивное существование человека в окружающей среде. Человек должен только на благо себе и другим применять достижения науки и техники. Надо, чтобы он со всей ответственностью осознал это и своими поступками не нарушил гармонического единства системы « человек — природа».

Среди ценностей, имеющих общепланетную значимость, центральное место занимает ЧЕЛОВЕК, его жизнь, духовность, нравственность.Решить эту задачу помогает ознакомление ребят с историей науки, жизнью и деятельностью ученых, чьи имена упоминаются в школьном: курсе физики. Поэтому при использовании метода гуманитаризаци физики основная задача концентрируется не столько в том, чтобыпреподнести какой-то учебный материал, а чтобы пробудить у учеников желание познавать, расширять свой кругозор, творчески применять знания в жизни и быту. Ибо обращение к истории, поэзии, позволяет ввести в процессе физического образования эмоциональную компоненту. « А без надежной эмоциональной основы невозможно не только успешное, но и вообще нормальное обучение», - писал В.А Сухомлинский.

И именно этой задаче посвящена разработанная мной серияуроков под названием « Биография атома», помогающая мне в работе в течении уже 10 лет. С целью повторения и подготовки к выпускным экзаменам весь материал курса физики делится на группы, близкие по содержанию . Так, например , первый раздел физии « Основы М.К.Т» и последний « Физика атомного ядра объединяются и идут под общим названием « Биографии атома» . На протяжении всех уроков рассматривается проблема- ученый как личность , как человек. За неделю до уроков учащимся предлагается историко - физическая викторина, в которую входят вопросы : физики и война, крупнейшие физики мира, интересы и увлечения известных ученых физиков, физики и борьба за мир.

Эпиграфом к урокам служат слова великого физика А. Максвелла «Наука захватывает нас тогда, когда заинтересовавшись жизнью великихисследований, мы начинаем следить за историей их открытий».

На доске плакат - древо « Родословная атома» Выше над доской -портреты ученых, представленные « древом» атома ( Курчатов, Мария Скл-Кюри, П. Кюри, Ломоносов, Менделеев и др.)

Каждый урок (а их пять), кроме зрительной выразительностинасыщен эмоциональным эффектом, связанным либо с прослушиванием музыкального фрагмента, либо поэтическим моментом.

Непосредственное участие принимают сами учащиеся, выступая с
сообщениями, презентациями, докладами, чтением стихов, На протяжении всех уроков ребята « прикасаются» к личностям ученых открывают духовный мир такие их человеческие качества, как целеустремленность, работоспособность, преданность науке и Отечеству, высокую духовность.

Заканчивается эта серия мультимедийными презентациями по теме «Атомная энергетика и её экологические проблемы», на основе многочисленных достоверных фактов учащиеся анализируют и делают выводы по следующим вопросам:

Существует ли опасность мирного атома?

Опасна ли атомная энергетика?

Загрязнение окружающей среды АЭС

Последствия Чернобыльской катастрофы.



При любых возможностях я стараюсь на своих уроках использовать: живопись, музыку, исторические факты, сообщения о малоизвестных фактах (например: немецкий поэт Гете утверждал, что желтый цвет радует глаз, улучшает работу сердца; синий цвет представляет все в печальном виде;зеленый цвет - ускоряет реакцию, обостряет зрение и т.д (« Дисперсия света»).

Рассказывая о строении вещества зачитываю фрагмент поэмы Лукреция «О природ веществ».

Без знаний законов природы порою трудно осознать литературно произведение. Простой пример-стихотворение Н Матвеевой

Море наклонилось в сторону прибрежья

В глубине пробрезжил рыжий отсвет ила-

Из волны передней вырезалась пена,

И волна упала преклонив колено, перед кромкой суши.

Чуткий и наблюдательный поэт она очень точно описала процесс волновыхявлений. Таких примеров можно привести множество, практически к каждому уроку,они оживляют уроки и делают их более интересными.



  1. Заключение.

Известный американский физик И Раби сказал однажды, что физика-
сердцевина гуманитарного образования нашего времени. И в связи с этим
еще раз хочу подчеркнуть, что связь физики с природой, литературой,
историей многогранна, как многогранна сама жизнь. Курс физики в
общеобразовательных и учебных заведениях призван решать познавательные воспитательные задачи обучения. Не случайно многие деятели культуры разделяют мнение известного английского писателя и ученого физика У. Слоу, который называет тех, кто не владеет основами физики, людьми «Эпохи неолита». Ведь известны довольно удачные попытки объяснить «всю физику» на примере автомобиля, машины. Это приводит к тому, что в сознании учащихся физика связывается преимущественно с неживой природой, а это наносит ущерб формированию верного мировоззрения.

Учитывая специфику профессионального образования, я считаю, что оптимизация формирования знаний на уроках физики достигается путем основных аспектов, указанных в плане доклада. И особенно важно, чтобы курс физики знакомил учащихся с фундаментальными физическими теориями, имел практическую политехническую направленность, подводил к основным мировоззренческим выводом. В учебном процессе средних профессионально - технических училищ курс физики должен давать учащимся не только общеобразовательную подготовку, но и, учитывая их будущую профессиональную деятельность, учить на практике творчески применить физические законы.































4.Список используемой литературы.


1. К.Д. Ушинский «Проблемы развития психики», Москва, т 5 стр179

2.А.С. Выгодский « Педагогическая технология» / Наука и жизнь 1995г №2

3. Л.Н. Толстой «Плоды просвещения», Москва 1993г

4. В.А. Сухомлинский «О воспитании» Москва 1975г

5. Политехническое обучение БСЭ.

6. Гуманитаризация Образования-Педагогический словарь - Энциклопедия & Словарь

5. http://bse.csi-lib.com/article093200.html - электронная версия большой советской энциклопедии.

6. http://yandex.ru/yandsearch

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Политехническое

8. http://enc-dic.com/pedagogics/Gumanitarizacija-Obrazovanija-445.html







Полный текст материала Доклад на тему: "Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гофман Татьяна Петровна  Tanay54
18.10.2012 0 2751 512

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК