Открытые задачи по физике (статья)


Открытые задачи по физике.

Ветрова Ольга Михайловна

учитель физики

МБОУ «СОШ №14»

г. Ангарск, Иркутская обл.


Вся жизнь – открытая задача,

решай и ждет тебя удача!


Одной из целей ТРИЗ-педагогики является научить детей решать открытые (творческие, эвристические, жизненные) задачи.

Мы решаем те задачи, решать которые учили нас в школе. Все они имели четкое условие, способ решения, единственно правильный ответ, который можно было посмотреть в ответах в конце учебника. Эти задачи называются закрытыми.

В ТРИЗ-педагогике выделяют два основных типа открытых задач: изобретательские и исследовательские. А. Гин выделяет три основных требования к условию открытой задачи:

- достаточность условия;

- корректность вопроса;

- наличие противоречия.

Итак, изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: «Как быть?». При решении изобретательской задачи грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков...), как правило, недостаточно.

Исследовательской считается задача, в которой необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему? Обычно условие исследовательской задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

ЗАДАЧА

ЗАКРЫТАЯ ОТКРЫТАЯ


ЧЕТКОЕ


УСЛОВИЕ






ПУТИ РЕШЕНИЯ РАЗНЫЕ

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТИ

ПУТЬ



---- ________ -----

ОТВЕТ -_____ --____ ______

ЕДИНСТВЕННЫЙ НАБОР ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ

Для решения исследовательских задач Гин Анатолий, Кавтрев Александр специально для детей разработали и проверили на практике упрощенный инструмент ТРИЗ-технологии — ПРИЗ (процедура решения изобретательских задач). В таблице представлена структура ПРИЗ.


название шага по ПРИЗ

пояснение

1

Подготовка к работе

Предлагается прочитать условие задачи, сформулировать его своими словами и записать в традиционной форме:

Дано: …

Найти (Объяснить): …

2

Анализ условия

Предлагается проанализировать условие задачи и ответить на следующие вопросы:

Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?

Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?

Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием, а также вокруг него?

3

Выдвижение гипотез

Рекомендуется подумать, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата?

Список явлений:

механические; акустические; тепловые; электрические; магнитные;

электромагнитные (оптические); ядерные; химические; биологические.

4

Отбор гипотез

Рекомендуется отбирать из выдвинутых гипотез наиболее правдоподобные, и расставляют их в порядке убывания правдоподобности.

5

Проверка гипотез

Необходимо предложить эксперименты (в том числе мысленные) по проверке каждой правдоподобной идеи (гипотезы) или выполнить соответствующие расчеты.

Источниками учебных открытых задач могут служить исторические факты, научные и научно-популярные книги, периодика, документальные фильмы и т.д. Приведу примеры открытых задач по физике.

1. Зимой на окнах намерзает ледяная корка, если ваша квартира плохо отапливаемая. Как быть?

2. В двух одинаковых, плотно закрытых пробирках, находится спирт и вода. Надо определить, в какой пробирке находится спирт, а в какой – вода. Помните, пробирки открывать нельзя. Как быть?

3. В холодную влажную погоду стёкла автомобиля часто запотевают и видимость дороги уменьшается из-за рассеяния света мелкими капельками воды на стекле. Как быть?

4.Однажды Алеша на рыбалке поймал большого леща. Ему захотелось определить массу пойманной рыбы. Как он это смог сделать?

5.Коля с сестрой Олей стали мыть посуду после ухода гостей. Коля под струей горячей воды мыл бокалы, и переворачивая, ставил их на стол, а Оля их вытирала полотенцем. Вымытые Колей бокалы плотно приставали к клеенке. Оля некоторые из них с трудом отрывала от неё. Она сказала об этом брату. Коля задумался. Почему так происходит?

6. Маме на день рождения подарили два набора чайных ложек. На вид они были совершенно одинаковыми, но по цене сильно отличались между собой. В одном наборе ложки были серебряные, а в другом из нержавеющей стали. Как определить, где какая ложка, если ложки перемешаны?

7. Ваня решил, пользуясь ванной с водой, в которой купается определить плотность своего тела. Как он это сделал?

8. Известный герой мультфильма Волк, танцуя на коньках, провалился под лед, когда встал на носок конька. Как вы думаете почему?

9. Самолет летит с ускорением. Определить вес тела, находящегося в самолете.

10. Камень бросают со скоростью, υ. На какой высоте окажется камень через время t.

11. В погребе зимой, где хранят овощи, иногда происходит замерзание овощей. Как быть?


Литература

  1. Гин А. А. Задачи-сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002 – 80 с.

  2. Гин А. А. ТРИЗ-педагогика [Электронный ресурс] / http://www.trizway.com.

  3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 112 с.

  4. Гин А. А. Цели и задачи ТРИЗ-педагогики [Электронный ресурс] / http://www.trizway.com.

  5. Гин А. А., И. Ю. Андржевская. 150 творческих задач для сельской школы. – М.: Народное образование, 2007. – 234 с.

  6. Гин А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. - Школьные технологии. – 2000. - № 6, -с. 192 — 195.



Полный текст материала Открытые задачи по физике (статья) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ветрова Ольга Михайловна  olga771222
02.02.2013 2 6825 757

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК