План-конспект урока "Кипение"; 8 класс


МАОУ «Базарно – Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского района РТ

Учитель физики, высшей квалификационной категории - Нуртдинова Гузалия Хабулловна.



Урок

физики в 8 классе




«Кипение»




Учитель физики

Нуртдинова Г.Х.








28 октября 2010 года



Задачи,

цели: обеспечить в ходе урока усвоение понятия кипения,

температуры кипения, зависимости температуры кипения от

давления.

Научить объяснять процесс кипения на основе

молекулярно-кинетической теории.

Развивать умение применять теоретические знания на

практике.

Воспитывать умение наблюдать и делать выводы,

прививать любовь к физике.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентации, спиртовка, сосуды с жидкостью,

термометр.

Ход урока

I Повторение. Работа с формулами.

1.Формула по определению давления в жидкости.

2.Формула по определению силы тяжести

3.Формула по определению Архимедовой силы

4.Формула по определению количества теплоты при нагревании и

охлаждении.

5.Формула по определению количества теплоты при плавлении.

2. Испарение жидкости. Причины, от которых зависит испарение жидкости.


II Объяснение нового материала.

1.Тема сегодняшнего урока – кипение.

Объясните, а что это такое?

2.Парообразование и кипение тесно связаны.

- испарение жидкости идет при любой температуре;

- молекулы жидкости покидают её лишь с поверхности.

При этом процесс испарения сопровождается уменьшением внутренней энергии жидкости и при отсутствии подвода тепла к жидкости её температура должна неуклонно уменьшаться.

Вид парообразования это – кипение.

3.Демонстрационный эксперимент.

Нагревание воды в колбе. При этом можно заметить на дне и стенках колбы в начале нагрева маленькие пузырьки воздуха: при нормальных условиях в воде много растворенных газов. По мере нагрева давление в этих пузырьках увеличивается за счет увеличения скорости движения молекул, и объем пузырьков растет.

- какие силы действуют на пузырек воздуха, наполненный паром, когда он находится внутри жидкости. (с ростом объема пузырька выталкивающая сила Архимеда, действующая на него, увеличивается, а пузырек начинает всплывать. На поверхности воды пузырек лопается, и пар из него уходит в воздух. Мы наблюдаем процесс кипения)

4.Кипение –процесс парообразования, происходящий по всему объему жидкости при постоянной температуре.

5.Температура, при которой происходит кипение, называется температурой кипения.

Почему температура остается постоянной?

Все количество теплоты от огня уходит на поддержание внутренней энергии кипящей жидкости – ведь воздушные пузырьки с паром уносят значительную энергию при отрыве от поверхности жидкости.

6.Температура кипения жидкости зависит от давления, воздуха над поверхностью воды. При уменьшении давления – воздушным пузырькам легче всплывать. Поэтому, они это делают при меньшей температуре. Именно поэтому высоко в горах, на высотах 6000 – 8000 м не варят еду или кусок мяса.

Температура кипения 70˚ - 50˚С.

- Температуру кипения можно и увеличить. Это можно сделать при помощи автоклавов – мощных котлов, в которых создают избыточное давление. При этом воду можно заставить кипеть при температуре 200˚ -350˚С. Автоклавы используют для стерилизации медицинских инструментов.

- Скороварки, давление – 200 кПа, вода кипения при t = 110˚ -120˚С.

7.Работа с учебником таблица № 5.


III Закрепление.

Ответы на вопросы.

1.Какие силы действуют на пузырек воздуха, наполненный паром, когда, он находится внутри жидкости?

2.Почему самовар с раскаленными углями не распаивается, когда в него налита вода.

- можно ли воду вскипятить кипятком?

(демонстрация эксперимента)

Вода в стеклянном сосуде и отпустить в нее колбу с водой.

Вода в колбе кипеть не будет. Перегородка мешает воде пузырька участвовать в течениях, которые перемещают всю воду в кастрюле. Если в воду добавить соль, температура кипения станет выше.



IV Задание на дом

§ 18, повторить формулы, ответить на вопросы.

Наблюдать за кипением молока.


Слайд 1
Урок физики в 8 классе «Кипение»
Слайд 2
План урока 1. Повторение: - работа с формулами; - ответы на вопросы по изученному материалу. 2. Объяснение нового материала: - презентация учащихся; - теоретический материал; - демонстрационный эксперимент. 3. Закрепление нового материала: - решение задач; - ответы на вопросы по новому материалу. 4. Домашнее задание.
Слайд 3
Кипение - это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
Слайд 4
Температура кипения некоторых веществ Водород Кислород Вода Молоко Свинец Железо -253 °С -183 °С 100 °С 100 °С 1 740 °С 2 750 °С
Слайд 5
С ростом давления увеличивается температура кипения жидкости. Во время кипения температура жидкости не меняется. Температура, при которой жидкость кипит, называется температурой кипения.
Слайд 6
Закрепление 1. Какие силы действуют на пузырек воздуха, наполненный паром, когда он находится внутри жидкости? 2. В каком агрегатном состоянии находится при нормальном давлении спирт при 100 °С, молоко при 90 °С? 3.Почему самовар с раскаленными углями не распаивается, когда в него налита вода?
Слайд 7
Домашнее задание § 18, выучить определения, отвечать на вопросы, повторить формулы. Творческое задание: описать процесс кипения молока.

Полный текст материала План-конспект урока "Кипение"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нуртдинова Гузалия Хабулловна  miss-fizishka
02.03.2011 5 13674 1439

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК