Разработка урока физики 9 кл. по теме "Практическое применение законов постоянного тока"
Урок по физике. Тема:
«Практическое применение законов постоянного тока»
Общеобразовательная программа.9класс.
Учитель: Бражникова Татьяна Александровна.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Налобихинская средняя общеобразовательная школа им.Г.С.Титова»
Косихинский район.
Естественнонаучные дисциплины. Направление: Формирование и развитие исследовательских умений у школьников на уроке физике.
Технология проектного обучения.
Автор учебника:Громов С.В., РодинаН.А.
Программа основной школы.Физика.7-9кл.Авторы:ГромовС.В.,Родина Н.А.-М.:Дрофа.
Методические комментарии к уроку «Законы постоянного тока и их практическое применение(2ч)
Одним из вариантов реализации идеи Развития мышления учащихся является метод проектов, суть которого заключается в том, что, исходя из своих интересов , дети вместе с учителем проектируют один из вариантов решения какой-либо задачи. Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, приобретение ими универсальных умений, навыков исследовательской деятельности.
При работе над проектом формируются еще и такие компетенции, как:
- коммуникативная- ученик стремится быть понятным;
-социальная- школьникам нравится работать в группе, занимать определенное положение в ней;
-предметная –проявление способностей в области физики.
При проведении урока, задача учителя мобилизовать учащихся на познавательную деятельность; поставить проблему и ввести учеников к ее решению. Наш проект: проблема - идея – расчеты - практика. Класс делится на три группы. Рассматриваемые проекты – это модели реальных электрических цепей. Учащиеся выполняют свой проект парами. Конструкторское задание обсуждается и выполняется совместно. В конце урока учащиеся защищают свои проекты у доски, тем самым осуществляется контроль правильности выполнения задания. Урок рассчитан на 2 часа, т. к. за 45 мин спроектировать и защитить проект не рационально.
Такая работа позволяет обеспечить возможности для творчества «неуспешных учеников», создание ситуации успеха для каждого ребенка. Работа в парах, проговаривание вслух действий , дает комфортную психологическую обстановку на уроке для каждого ученика, которая способствует снижению уровня агрессии, формированию положительного отношения к учению, устойчивой познавательной мотивации.
Организация работы над проектами
Этапы работы |
Содержание работы на этой стадии |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Организационные формы |
Организа- ционный
|
Определение темы проекта, целей. Организация рабочих групп |
Обсуждение проблемы. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование, уточнение целей. Формирование рабочих групп. |
Создание проблемной ситуации и постановка проблемы. |
Рассказ, Беседа, Лекция. |
Планирование |
1. Определение источников информации.2. Определение способов сбора и анализа информации. 3. Определение способов представления результатов 4. установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. |
Формируют задачи. Уточняют информационные источники. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха, форму отчета. |
Актуализирует мотивационные состояния учащихся. Предлагает идеи. Совместно с учащимися устанавливает критерии оценок, консультирует. |
Беседа |
Осуществление целей |
Проверка правильности выбора целей. Доказательство Гипотез. |
Собирают и уточняют информацию. Корректируют цели. Уточняют ход действий. Проводят лабораторные исследования. |
Наблюдает, консультирует, поддерживает положительные эмоции и состояние уверенности учащихся в своих делах. |
Семинар(«мозговой штурм»), практикум, самостоятельная работа. |
Оценка достижений, рефлексия |
Анализ выполнения проекта, Оценка частных и общих целей. |
Анализируют и обобщают полученные результаты. Формулируют проблему для нового проекта.
|
Наблюдает. Направляет процесс анализа. |
Семинар, консультация. |
Защита проекта |
Оформление и коллективная защита проекта |
Защищают проект и участ- вуют в оценке |
Участвует в анализе и оценке результ. |
Беседа, консультация |
При выполнении домашней работы учащимся предлагается проведение опытных работ, наблюдений. Такого рода домашние задания развивают у учащихся изобретательский подход при построении весьма простых приборов, на действии которых выясняются те или иные физические свойства. Задания дают широкий простор инициативе учащихся при проявлении собственного изобретательства; именно в этом творческом процессе действенность физических понятий проявляется в высшей степени.
Домашние опыты и наблюдения , проводимые самими учащимися:
- дают новую возможность нашей школе расширить область связи теории с практикой,
- развивают у учащихся интерес к физике и технике,
- будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству,
- приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе,
- вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность,
- приучают учащихся к сознательному целесообразному труду
Тема: Практическое применение законов постоянного тока.(2ч)
Цель:
-Создать условия для развития умения применять теоретические знания;
-Содействовать проверки и корректировки системы физических знаний , умений, навыков по теме «Практическое применение законов постоянного тока», необходимых для общего образования, практической деятельности и в повседневной жизни.
-Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения, исследовательской работы.
-Прививать культуру умственного труда; воспитывать чувство ответственности, умения работать в группе.
Формы работы:
- индивидуальная
- парная
- работа в группах
- фронтальная
Вид урока (по форме проведения) – деловая игра.
Тип урока (по образовательной цели) – проверка и обобщение знаний .
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, предохранители, провода, ключи, электродвигатели, реостат, резисторы, лампы накаливания.
Литература:
1. Физика: Учебник для 9кл Громов С.В., Родина Н.А.-М.:Просвещение,2004г
2. Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика-.М.:Просвещение2003г.
3. Мартынова Н.К. Рабочая тетрадь по физике.-М.:Просвещение2003.
4.Школьная энциклопедия для детей. -М.: 2000г.
5. Покровский С.П. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. -М.:1951г.
6. Усова А.В. Формирование учебных умений и навыков
учащихся на уроках физики.- М.: Просвещение.1988г
7. Гузеев В.В.Метод проектов как частный случай интегральный технологии обучения \\ Директор школы- 1995.-№6.
План урока
1. Организационный момент(1мин)
2.Актуализация имеющихся знаний(10мин)
3. Проблемные задания (2мин)
4.Планирование работы над проектом(2мин)
5. Осуществление идей(35мин)
6. Оценка достижений, рефлексия(8мин)
7. Оценка проекта (20мин)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Полученный результат |
Организа- ционный (1мин) |
Приветствие ребят. В дирекцию НИИ поступило заявление из ряда лабораторий о том , что сотрудниками сделаны важные научные открытия. Дирекция института предлагает защитить научные проекты на расширенном заседании ученого совета НИИ и в случае успешной защиты просить патентное бюро выдать соискателям патент на открытие. |
Готовятся к работе |
Заинтересованность, мотивация |
Актуализация имеющихся знаний (2мин) |
Для допуска к работе предлагается обсудить ответы на вопросы, проговаривая вслух, работая в парах. 1.Закон Ома для участка цепи. 2. Законы последовательного и параллельного соединения проводников. 3. Работа и мощность электрического тока. 4.Закон Джоуля-Ленца. |
Учащиеся проговаривают вслух ответы на вопросы 1.J=U/R 2. J=J1=J2 U=U1+U2: R=R1+R2 3. A=JUR 4. Q=J2Rt |
Повторяют основные законы по теме.
|
Обсуждение проблемных вопросов (5мин) |
1. Правила включения в цепь амперметра и вольтметра.
2.Укажите, без какого элемента цепи в ней не будет идти электрический ток: аккумулятор, ключ, амперметр.
3.Чем отличается короткое замыкание от перегрузки цепи. Какие устройства применяют для защиты цепей, как они устроены?
4.Устройство реостата, его назначение.
5.Проверка домашнего экспериментального задания.
5.Проверка домашнего экспериментального задания
Задание№1 Вечером, когда зажигают свет, снимите показание вашего комнатного счетчика, точно отметив время. Через 1ч подойдите к счетчику и снова запишите показание. Определите, сколько электроэнергии израсходовано за 1ч., если 1киловатт-час стоит 1р05к. Задание№2 Изготовление плаката на тему «Электрическая цепь» -схемы различных электрических цепей; -показать способы соединения проводников и источников тока(параллельное ,последовательное) -рисунки и схемы различных приемников тока. -рисунки и схемы измерительных приборов(амперметров, вольтметров) -рисунки и схемы приборов, регулирующих ток(реостатов, магазинов сопротивлений) |
Отвечают на поставленные вопросы 1.Амперметр включают в цепь песледовательно с тем прибором, в котором измеряют силу тока 2. Аккумулятор 3. Короткое замыкание – соединение концов участка цепи проводником, сопротивление которого очень мало по сравнению с сопротивлением участка цепи .Перегрузка цепи возникает при одновременном включении в цепь мощных потребителей. 4. Для регулирования силы тока применяют реостат. Проволока ,с Большим удельным сопротивлением, покрытая слоем окалины, непроводящей ток,намотана на керамический цилиндр. Над обмоткой расположен металлический стержень, по которому перемещается ползунок.
Индивидуальное домашнее задание
Отчет об экспериментальном задании (см. приложение 4)
Изготовление плаката на тему «Электрическая цепь» Группы защищают плакаты |
Учащиеся в активной форме повторили изученный материал, подготовились к выполнению проекта.
Коллективное обсуждение и самооценка группы. |
Проблемное задание(2мин)
Планирование (2мин) |
Поступили заявки на разработку проектов по темам: « Освещение», «Обогрев», «Вентиляция» |
Выбирают тему, форму отчета |
Приступают к выполнению работы |
Осуществление идей (35мин) |
Наблюдает, консультирует, поддерживает положительные эмоции и состояние уверенности учащихся в своих делах. Задания: «Освещение» 1.Конструкторское задание Составьте проект электрической схемы освещения помещения. Подберите необходимое оборудование. Схема должна обеспечивать выполнение следующих условий: -осуществление освещения тремя лампами накаливания с отдельным выключателем; -свечение лампы накаливания при перегорании одной из них; -автоматическое отключение цепи от источника тока при коротком замыкании; -напряжение источника тока3В; -сопротивление каждой лампы12Ом. 2Инженерное задание Для электрической схемы рассчитайте силу тока и напряжение на отдельных участках цепи.Укажите какой предохранитель надо взять. 3.Практическое задание: Соберите электрическую цепь по разработанной схеме Измерьте силу тока и напряжение на потребителях Сравните их с расчетами «Обогрев» 1.Конструкторское задание Составьте проект схемы электрической цепи, по которой можно собрать установку для обогрева складского помещения. Схема должна обеспечивать выполнение следующих условий: -осуществление обогрева тремя одинаковыми обогревателями; -прекращение работы обогревателей при сгорании одного из них; -плавное регулирование выделяемого нагревателями количества теплоты; -возможность включения и выключения нагревателей; - автоматическое отключение цепи от источника питания при коротком замыкании; -использование в качестве обогревателей резисторов сопротивлением 2 Ом; - напряжение источника тока 4В. 2. Инженерное задание Определить количество теплоты , выделяемое нагревателями в течение 1ч., а также вычислите, на какую силу тока должен быть рассчитан каждый обогреватель и предохранитель. 3.Практическое задание Соберите схему и измерьте максимальное значение силы тока, сравните его с расчетным. Объясните , какие изменения происходят в работе цепи, когда изменяется положение ползунка реостата. Вентиляция 1.Конструкторское задание Составьте проект электрической схемы установки для вентиляции помещения . Схема должна обеспечивать выполнение следующих условий: - осуществление вентиляции двумя одинаковыми электродвигателями; -соответствие рабочего напряжения каждого двигателя напряжению источника тока; -возможность включения и выключения обоих двигателей одновременно; - защита цепи от короткого замыкания; -напряжение источника тока 4В. 2.Инженерное задание Рассчитайте мащность тока в цепи при условии, что допустимая сила тока для электродвигателя равна 1А.Чему равна работа тока в течение 1ч? Укажите, какие измерительные приборы нужны для определения мощности тока в цепи? 3.Практическое задание Соберите электрическую цепь по разработанной схеме. Измерьте силу тока и напряжение на потребителях. Укажите пределы измерений амперметра и вольтметра. |
Проводят лабораторные исследования, расчеты
При параллельном соединенииU=U1=U2=U3=3В J1=U/R1: J1=3B:12Ом=0,25А I2=0,25А,J3=0,25A, R=R/n Если R1=R2=R3, R=12:3=4(Ом) J=3:4=0,75(А) Предохранитель надо взять на 0,75А т.к. общая сила тока потребителей 0,75А.
При последовательном соединении проводников J=J1=J2=J3; R=nR1. R=3 2=6(Ом) J=U/R, J=3:6=0,5A J1=J2=J3=0,5A. Q=J2Rt: Q=0,526 3600=5400(Дж)
При параллельном соединении двигателей R=R1n ;R1=U/J1 Для измерения мощности тока необходим амперметр и вольтметр.R1=3:1=3(Ом); R=3:2=1,5(Ом),Р=U2/R; P=32/1,5=6Bт.А=92 3600/1,5=21600Дж. Предохранитель понадобиться на 2А. |
Выполнение проекта |
Оценка достижений, рефлексия
|
Наблюдает, направляет процесс |
Анализируют и обобщают полученные результаты |
Подготовка к защите проекта |
Защита проекта (20мин) |
Участвует в анализе и оценке результата |
Защищают проект и участвуют в оценке |
Проверка и корректировка знаний , умений, навыков по теме «Законы постоянного тока».Развитие мышления учащихся посредством анализа, сравнения, исследовательской работы. |
Итог урока (2мин) |
Учитель вместе с учащимися подводят итог урока .Что получилось, на что надо обратить внимание при выполнении исследовательской и проективной работы. Обращает внимание детей на практическое применение и пользу знаний. |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бражникова Татьяна Александровна
→ Фиалка 26.03.2009 1 4976 2226 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.