Сценарий учебного занятия "Равновесие тел"; 10 класс
Сценарий учебного занятия
Тема: Равновесие тел.
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Цель: Изучение условий равновесия тел.
Задачи:
Учебные: Изучить первое условие равновесия, виды равновесия (устойчивое, неустойчивое, безразличное). Выяснить, при каких условиях тела более устойчивы.
Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса к физике. Развитие навыков сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать внимание, умения высказывать свою точку зрения и отстаивать её, развивать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: проектор, пирамида, призмы, штатив с муфтой и лапкой, «неваляшка», листы самооценки, описания практической работы, спичечные коробки, транспортиры, мелкие дробинки.
План проведения занятия:
1. Мотивация, целеполагание;
2. Проверка домашнего задания;
3. Изучение нового материала;
4. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Мотивация, целеполагание
Приветствие прошу произвести, стоя на одной ноге.
Что вам пришлось сделать, чтобы не упасть?
Тема урока: Равновесие тел. (Записать в тетрадь) Слайд 1.
Если тело покоится относительно ИСО, то говорят, что оно находится в равновесии.
На предыдущем занятии мы начали работу над проектом «Равновесие тел».
Поэтому цель урока: Изучение условий равновесия тел. Слайд 2.
Вы получили опережающие задания, попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе урока.
Формулируют учащиеся
- Изучить условия равновесия тел;
- Познакомиться с видами равновесия;
- Рассмотреть практическое применение и учет условий равновесия.
2. Проверка домашнего задания
Оценим исходный уровень ваших знаний о равновесии.
Перед вами лист самооценки. Подпишите фамилию. Найдите тест № 1.
(Проецируются слайды 3 - 5 с тестовыми вопросами)
Проводим самооценку работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Подсчитайте количество баллов и, в соответствии с критериями, оцените свою работу. Слайд 6.
3. Изучение нового материала
Раздел физики, изучающий равновесие тел, называют СТАТИКА. Найдите в учебнике и запишите определение этого понятия (стр. 136). Слайд 7.
Виды равновесия рассмотрел (ученик с опережающим заданием)…
Объяснение сопровождается наглядной демонстрацией видов равновесия + слайды 8-10 презентации.
Учащимся класса записать определения видов равновесия
При каких условиях тело движется равномерно и прямолинейно (или находится в покое)?
Из курса физики 7 класса вам известно понятие рычаг. Что называют рычагом, и при каких условиях он находится в равновесии?
Рассмотрим первое условия равновесия абсолютно твердых тел.
Вывод первого условия равновесия подготовил (ученик с опережающим заданием)…Слайд 11.
Учащимся класса записать формулировку первого условия равновесия
Для дальнейшего изучения условий равновесия тел необходимо ещё одно понятие – центр тяжести. Слайд 12.
«Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри него точка - такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остается в покое и сохраняет первоначальное положение». Архимед.
Используя оборудование на ваших столах, проведите исследование условий устойчивости тела. (Практическая работа по описанию)
Сформулируйте выводы о зависимости устойчивости от угла наклона и расположении центра тяжести тела при данной площади опоры. Кроме того, укажите практическое значение расположения центра тяжести.
Ученики С.и Д. провели собственное исследование устойчивости тел при помощи наклонной призмы (выступление учащихся, изготовивших модель). Слайд 13.
Одним из примеров сохранения устойчивости тел является известное архитектурное сооружение Пизанская башня (выступление учащихся). Слайд 14.
Вы немного устали? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задание ученикам: сидя на стуле, выпрямить спину, ноги поставить под углом 90. Не наклоняя корпус вперед и не двигая ноги под стул, попробовать встать.
Вопрос ученикам: почему не удается встать? (потому что центр тяжести человеческого тела, который располагается в районе пупка, не пересекает площадь опоры, т.е. стоп).
Теперь задания группам: 1 вариант - попробуйте встать со стула наклоняясь вперед, 2 вариант - широко расставив ноги. Сделайте соответствующие выводы. Учащиеся делают выводы о том, что для того чтобы встать необходимо, чтобы отвесная линия пересекала площадь опоры человека.
А теперь обратимся к областям нашей жизни, где нам необходимо учитывать положение центра тяжести тела.
Выступление учащихся. Слайды 15,16.
Значение равновесия для жизнедеятельности человека рассмотрел (ученик с опережающим заданием)… Слайды 17, 18.
Наш урок подходит к концу.
Оцените вашу деятельность на занятии. Удалось ли нам решить поставленные задачи? Припоминаем их (формулируют учащиеся).
- Изучили условия равновесия тел;
- Познакомились с видами равновесия;
- Рассмотрели практическое применение и учет условий равновесия.
В листе самооценке прошу отметить уровень достижения результатов по предложенной шкале.
Домашнее задание к следующему уроку слайды 19 – 21:
§§ 52, 53, задачи №№ 1- 4 на школьном сайте в «кабинете физики» для 10 класса, Равновесие тел.
Литература:
1. Москалёв А.Н., Готовимся к ЕГЭ, Физика, М., Дрофа, 2008
2. Мякишев Г.Я. Физика 10, М., Просвещение, 2010
3. Трофимова Т.И. Гимназия на дому 10-11, М., Дрофа, 2005
5. http://festival.1september.ru/articles/585071/
6. http://school-collection.edu.ru
Приложение 1 Практическая работа
Тема: Определение условий устойчивости тел.
Цель работы: Изучить зависимость устойчивости от угла наклона для небольшого тела правильной формы.
Оборудование: Спичечный коробок
Несколько монет (или дробинки)
Транспортир.
Ход работы: Определить угол устойчивости спичечной коробки для следующих случаев: а) когда она опирается на узкую короткую грань; б) когда она опирается на узкую длинную грань; в) когда она опирается на широкую грань.
Приставить к концу пустой коробки центр транспортира и отметить наибольший угол, при котором она ещё возвращается в первоначальное положение равновесия. Положив в коробку груз (монеты, дробь), проделывают то же самое измерение.
Записать результаты измерений в таблицу, обосновывать причины различия в углах устойчивости во всех шести случаях:
Грани |
Пустая коробка |
Коробка с грузом |
||||
Узкая короткая |
Узкая длинная |
Широкая
|
Узкая короткая |
Узкая длинная |
Широкая |
|
Угол устойчивости |
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
||||||
Практическое применение: |
Приложение 2 Лист самооценки
(Фамилия, имя)________________________________
Тест № 1 «основные понятия»
№ вопроса |
Ответ |
Проверка |
Балл |
Критерии оценки: 5 баллов – «5» отлично 4 балла - «4» хорошо 3 балла - «3» удовлетворительно 2 балла и менее – «2» неудовлетворительно |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
СУММА |
|
|||
ОЦЕНКА |
|
Самооценка деятельности на уроке:
|
балл |
Критерии оценки: «2» - оптимально «1» - частично «0» - качество отсутствует |
1. Знаю первое условие равновесия тел |
|
|
2. Умею определять виды равновесия окружающих тел |
|
|
3. Могу оценить состояние равновесия, применить полученные знания на практике |
|
|
Сумма баллов
|
|
Назарова Наталья Николаевна Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 пос. Черёмухово Североуральский городской округ
На странице приведен фрагмент.
Автор: Назарова Наталья Николаевна
→ defaultNick2323 03.12.2011 0 6807 902 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.