Урок физики "Электризация тел. Два рода зарядов"; 8 класс
Электризация тел. Два рода зарядов.
Цель:
Ознакомить учащихся с явлением электризации тел.
Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.
Развитие познавательного интереса к предмету.
Уметь применять знания в новой ситуации.
Формирование навыков коллективной работы в группе и рационального разделения труда.
Ход урока:
Изучение нового материала.
Две девицы под окном
Стали шарик надувать
Раз надули
Два надули
Захотелось поиграть
Кинули друг другу шарик
Ничего ни произошло
А давай потрем об волос
Предложила вдруг одна
Вмиг они осуществили
И натерли от души
Кинули друг другу шарик
Что случилось? Почему?
Шарики вдруг прилепились
К стенке и потолку
Мы поставим себе цель,
Чтоб после этого урока
Могли друг другу рассказать
В чем причина сего явления
И получить за это «5».
СЛАЙД 1- тема урока
ДЕМОНСТРАЦИЯ.
На столе маленькие бумажки поднести к ним шарик – бумажки притянуться к шарику. Такой же эффект вызывает и потертая стеклянная палочка о шелк. СЛАЙД 2
Наблюдаемые явления в начале 17 века были названы электрическими (от греческого слова электрон – янтарь). Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано, или что ему сообщили электрический заряд.
ДЕМОНСТРАЦИЯ.
Если потереть эбонитовую (каучук с примесью серы) палочку о мех, то будет ли палочка притягивать листочки? А мех? (ответы учащихся) проверим? (один ученик выполняет эксперимент) и делают вывод.
Вывод: при электризации электризуются оба тела.
СЛАЙД 3 – вставьте пропущенные слова
1) Явления, в которых тела приобретают свойства …….. другие тела, называют …..
2) В электризации всегда участвуют … тела. При этом электризуются …. тела.
ДЕМОНСТРАЦИЯ. Два султана.
Оба султана заряжают стеклянной палочкой о шелк. (демонстрацию выполняют учащиеся). При взаимодействии волосы султана отталкиваются.
Один султан – стеклянной, второй – эбонитовой о шерсть. При взаимодействии – отталкиваются.
Чем может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел? (ответы учащихся)
Вывод: электрические заряды, появившиеся при электризации разные.
Электрические заряды условились называть положительными и отрицательными.
СЛАЙД 4
Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовой – отрицательным.
При взаимодействии дух положительных – отталкиваются, двух отрицательных – отталкиваются, разноименные – притягиваются.
Составьте схему. СЛАЙД 5
ДЕМОНСТРАЦИЯ. Гильза.
Электризация тел может осуществляться не только при трении. Например, если прикоснуться к телу каким-либо предварительно наэлектризованным предметом, то оно электризуется. Это можно проверить, если поднести к гильзе наэлектризованное тело.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕЛ.
Приборы и материалы: бумажная гильза на шелковой нити, подвешенная на штативе, оргсекло, резиновая полоска, пленка полиэтиленовая, бумажная полоска, кусок капроновой ткани.
Порядок выполнения работы:
Наэлектризуйте друг о друга (трением) оргстекло и резиновую полоску (оргстекло при взаимодействии с резиной заряжается положительно).
Зарядите бумажную гильзу, висящую на нити, при помощи оргстекла.
Поднесите заряженное оргстекло и резиновую полоску поочередно к заряженной бумажной гильзе, не касаясь ее, и наблюдайте их взаимодействие. Какими зарядами заряжены гильза и резиновая полоска?
Определите с помощью заряженной гильзы знаки зарядов
у оргстекла после электризации об полиэтилен;
у оргстекла после электризации об бумагу:
у оргстекла после электризации об капрон;
и т.д.
Результаты занесите в таблицу.
Электризуемые тела |
Об оргсекло |
О резину |
О полиэтилен |
О бумагу |
О капрон |
Оргстекло |
0 |
+ |
|
|
|
Резина |
- |
0 |
|
|
|
Полиэтилен |
|
|
0 |
|
|
Бумага |
|
|
|
0 |
|
Капрон |
|
|
|
|
0 |
СЛАЙД 5 – таблица
Вы хорошо справились с работой. Где вы в жизни встречались с изученным сегодня на уроке явлением. (ответы учеников)
СЛАЙД 6 – продолжите предложение
Я понял что …
Теперь я могу …
У меня получилось …
Я попробую
Меня удивило …
Я приобрел …
Я смог …
Заключение. Д.з. приготовить сообщение на данную тему
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Наталья Борисовна
→ Новикова 01.01.2012 0 7363 1022 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.