Урок физики "Электризация тел. Два рода зарядов"; 8 класс


Электризация тел. Два рода зарядов.

Цель:

  • Ознакомить учащихся с явлением электризации тел.

  • Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

  • Развитие познавательного интереса к предмету.

  • Уметь применять знания в новой ситуации.

  • Формирование навыков коллективной работы в группе и рационального разделения труда.



Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Две девицы под окном

Стали шарик надувать

Раз надули

Два надули

Захотелось поиграть

Кинули друг другу шарик

Ничего ни произошло

А давай потрем об волос

Предложила вдруг одна

Вмиг они осуществили

И натерли от души

Кинули друг другу шарик

Что случилось? Почему?

Шарики вдруг прилепились

К стенке и потолку

Мы поставим себе цель,

Чтоб после этого урока

Могли друг другу рассказать

В чем причина сего явления

И получить за это «5».

СЛАЙД 1- тема урока


ДЕМОНСТРАЦИЯ.

На столе маленькие бумажки поднести к ним шарик – бумажки притянуться к шарику. Такой же эффект вызывает и потертая стеклянная палочка о шелк. СЛАЙД 2


Наблюдаемые явления в начале 17 века были названы электрическими (от греческого слова электрон – янтарь). Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано, или что ему сообщили электрический заряд.


ДЕМОНСТРАЦИЯ.

Если потереть эбонитовую (каучук с примесью серы) палочку о мех, то будет ли палочка притягивать листочки? А мех? (ответы учащихся) проверим? (один ученик выполняет эксперимент) и делают вывод.

Вывод: при электризации электризуются оба тела.


СЛАЙД 3 – вставьте пропущенные слова

1) Явления, в которых тела приобретают свойства …….. другие тела, называют …..

2) В электризации всегда участвуют … тела. При этом электризуются …. тела.

ДЕМОНСТРАЦИЯ. Два султана.

Оба султана заряжают стеклянной палочкой о шелк. (демонстрацию выполняют учащиеся). При взаимодействии волосы султана отталкиваются.

Один султан – стеклянной, второй – эбонитовой о шерсть. При взаимодействии – отталкиваются.

Чем может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел? (ответы учащихся)


Вывод: электрические заряды, появившиеся при электризации разные.

Электрические заряды условились называть положительными и отрицательными.


СЛАЙД 4

Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовой – отрицательным.


При взаимодействии дух положительных – отталкиваются, двух отрицательных – отталкиваются, разноименные – притягиваются.

Составьте схему. СЛАЙД 5


ДЕМОНСТРАЦИЯ. Гильза.

Электризация тел может осуществляться не только при трении. Например, если прикоснуться к телу каким-либо предварительно наэлектризованным предметом, то оно электризуется. Это можно проверить, если поднести к гильзе наэлектризованное тело.


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕЛ.

Приборы и материалы: бумажная гильза на шелковой нити, подвешенная на штативе, оргсекло, резиновая полоска, пленка полиэтиленовая, бумажная полоска, кусок капроновой ткани.

Порядок выполнения работы:

  1. Наэлектризуйте друг о друга (трением) оргстекло и резиновую полоску (оргстекло при взаимодействии с резиной заряжается положительно).

  2. Зарядите бумажную гильзу, висящую на нити, при помощи оргстекла.

  3. Поднесите заряженное оргстекло и резиновую полоску поочередно к заряженной бумажной гильзе, не касаясь ее, и наблюдайте их взаимодействие. Какими зарядами заряжены гильза и резиновая полоска?

  4. Определите с помощью заряженной гильзы знаки зарядов

    • у оргстекла после электризации об полиэтилен;

    • у оргстекла после электризации об бумагу:

    • у оргстекла после электризации об капрон;

    • и т.д.

  5. Результаты занесите в таблицу.


Электризуемые тела

Об оргсекло

О резину

О полиэтилен

О бумагу

О капрон

Оргстекло

0

+




Резина

-

0




Полиэтилен



0



Бумага




0


Капрон





0



СЛАЙД 5 – таблица


Вы хорошо справились с работой. Где вы в жизни встречались с изученным сегодня на уроке явлением. (ответы учеников)


СЛАЙД 6 – продолжите предложение

  1. Я понял что …

  2. Теперь я могу …

  3. У меня получилось …

  4. Я попробую

  5. Меня удивило …

  6. Я приобрел …

  7. Я смог …



Заключение. Д.з. приготовить сообщение на данную тему






Слайд 1
Электризация тел. Два рода зарядов.
Слайд 2
Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела – наэлектризованно, т.е. ему сообщили электрический заряд.
Слайд 3
Вставьте пропущенные слова: 1)Явления, в которых тела приобретают свойства …….. другие тела, называют….. 2)В электризации всегда участвуют …..тела. При этом электризуются …. тела.
Слайд 4
+ - + - + + + стекло - эбонит
Слайд 5
+ + + - -
Слайд 6
Исследование электризации различных тел: Электризуемые тела Оргстекло Резина Полиэтилен Бумага Капрон Об О О О оргсте резину полиэт бумагу кло илен О капро н 0 0 0 0 0
Слайд 7
1) Какими зарядами заряжены оргстекло и резина? 2) Какими зарядами заряжены полиэтилен и капрон? 3) Какими зарядами заряжены бумага и полиэтилен? 4) Какими зарядами заряжены резина и оргстекло? 5) Какими зарядами заряжены капрон и бумага?
Слайд 8
Продолжите предложение: 1. Я понял, что … 2. Теперь я могу … 3. У меня получилось … 4. Я попробую…. 5. Меня удивило … 6. Я смог … 7. Я приобрел …
Слайд 9
Д/з п.26, сообщение
Слайд 10

Полный текст материала Урок физики "Электризация тел. Два рода зарядов"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Наталья Борисовна  Новикова
01.01.2012 0 7363 1022

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК