Урок физики по теме "Давление твёрдых тел" для 7 класса


Тема урока ____________________________________

_______________________________

Д ействие сила _______________________________ [ F ] =

_______________________________




Давление тел: ______________________________________________________


Сила давления это… ______________________________________________

___________________________________________________


Факт. Результат давления зависит от F и S.

ПЗ. Ввести физическую величину, описывающую давление тел.


S 1 = S 2 S 1 < S 2 S 1 > S 2


С пособ

О ценки _______________ _______________ _______________

свойства F2 F1 F2 F2

F1 2Н 50см2 100см2 F1


Название, обозначение ____________________________________________


Определительная формула ________________________________________


Определение. Давление – это ФВ, которая показывает,…

____________________________________________________

____________________________________________________


Единица измерения ________________________________________________


Производные единицы: ____________________________________________

____________________________________________


Домашнее задание: § 33, упр. 12 (1, 2, 3*).

Задания по давлению тел

П. (Организует выполнение заданий 1, 2 и контроль).

Задание 1. Найдите давление, которое оказывают тела, в следующих ситуациях.

  1. Мотосани массой 200 кг имеют основание площадью 1 м2 и движутся горизонтально.

  2. Космонавт массой 70 кг «сидит» в кресле космического корабля, занимая площадь 0,08 м2.

  3. Теннисист несет ракетку, на которой лежит мяч массой 0,05 кг. Площадь ракетки 0,1 м2.

  4. Трактор массой 6000 кг имеет площадь обеих гусениц 2 м2. Трактор спускается по наклонной местности.

  5. Человек нажимает на лопату силой 690 Н, ширина лезвии лопаты 0,023 м, толщина режущего крал 0,0003 м.

  6. Оса вонзает свое жало силой 0,00001 Н. Площадь его острия 0,000000000003 см2.

  7. Девочка, играющая в «классики», стоит на одной ноге. Масса девочки 40 кг. Площадь клетки «классиков» 0,25 м2.

  8. Вода массой 100 кг в водопаде скользит вдоль отвесной скалы, соприкасаясь с поверхностью площадью 3 м2.

  9. Человек кидает копье, которое вонзается в стену, действуя силой 600 Н. Площадь острия копья 0,0001 м2.

  10. Кошка массой 5 кг свернулась клубочком, заняв место площадью примерно 0,05 м2.


Способ выполнения

Решение ситуации №1

  1. Выделите тело, на которое производится давление

  2. Найдите модуль силы (F, Н), действующей перпендикулярно поверхности соприкосновения

  3. Найдите площадь поверхности соприкосновения тел (S, м2).

  4. Найдите отношение F/S

  1. Земля под мотосанями


  1. F = 200 кг 10 м/с2 = 2000 Н



  1. S= 1м2


  1. р = 2000 Па

Задание 2. Установите, как изменяется давление тел, в следующих ситуациях.

  1. Для рыхления почвы используют бороны. При рыхлении плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы.

  2. Охотник, придя на зимовье, взял запас продуктов. Чтобы не проваливаться в снег, он поменял беговые лыжи на более ши­рокие и отправился в тайгу.

  3. Канистра с водой кубической формы, стоявшая на скамье, упала на пол, перевернувшись при этом на боковую грань.

  4. Гвоздь пытаются вытащить из стены сначала плоскогубца­ми, а затем клещами, действуя на него одинаковой силой.

  5. Акробаты в цирке, выстроившиеся в виде пирамиды (не­сколько человек стоят на плечах друг у друга), спрыгивают последовательно на манеж.

  6. Человек копал землю лопатой овальной формы, а затем
    сменил ее на лопату прямоугольной формы.

  7. Человек, провалившийся в прорубь, при попытке вы­браться самостоятельно потерпел неудачу, так как лед обламы­вался под тяжестью его тела. Он смог выбраться только с по­мощью широкой и длинной доски, которую положили на края проруби.

  8. Турист нес рюкзак, имеющий узкие ремни. После того как ему пришлось забрать часть вещей товарища, он подложил под ремни широкие кожаные прокладки, чтобы они не врезались в плечи.

  9. Тяжелый танк, идущий по асфальтовой дороге, не разру­шает ее, но раздавливает кирпич, попавший под его гусеницу.




Способ выполнения

Решение ситуации №1

  1. Выделите тело (тела), на ко­торое производится давление

  2. Установите, как изменилась сила давления

  3. Установите, как изменилась площадь соприкосновения тел

  4. Сделайте вывод и сформули­руйте ответ

  1. Борона давит на почву


  1. Сила давления бороны с тяжелым предметом больше

  2. Площадь зубьев бороны не изменилась

  3. Давление на почву бороны с тяжелым предметом больше, так как большая сила давления действует на поверхность той же площади


7


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6 г. Ипатово














УРОК

по теме: «Давление твёрдых тел»

(7 класс)

по учебнику А.В. Пёрышкин, «Физика - 7» (2 часа в неделю, 70 часов)

по программе 7 – 9 класс Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 2009 г.











Руденко Елена Борисовна

учитель физики

МКОУ СОШ №6 г. Ипатово,

Цели урока.

1. Учащиеся должны усвоить, что:

  1. сила давления это сила, действующая перпендикулярно поверхности тела;

  2. давление – физическая величина, описывающая действие одного тела на другое и равная отношению силы, действую­щей перпендикулярно поверхности, к площади поверхности соприкосновения тел; единица давления – 1 Па (паскаль).

2. Учащиеся должны научиться:

  1. создавать понятие «давление»;

  2. устанавливать указанные факты;

  3. объяснять конкретные ситуации.

3. Воспитательные: воспитание умения выслушать учителя и других.


В ид доски:



Ход урока

Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с новой физической величиной. Для этого давайте отправимся в путь.


Слайд – 2

I. Мотивационный этап

Вышел бычок на дорожку,

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою».

П. Одинаковый ли результат получится в итоге?

Итак, делаем вывод: масса бычка больше, поэтому и вес его больше, а значит, и воздействие бычка больше.


II. Этап актуализации знаний

П. (Организует проверочную работу). Мы изучили действия тел друг на друга. Вспомним некоторые понятия:

  • Какая величина характеризуют действие одного тела на дру­гое?

  • Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел?

(Организует ответы учащихся).

У. Действие тел друг на друга характеризуют «силой».

Силу измеряют динамометром. Сила имеет числовое значение (модуль), на­правление и точку приложения, единица силы – 1 Н. В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость движения, либо изме­няется форма (деформируется).

П. Отметим это у себя в конспекте.


III. Этап «создания» понятия о силе давления

П. Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Когда мы стоим, то давим на пол, садимся – давим на сиденье, откиды­ваемся давим на спинку стула, прикрепляем листок к доске давим на кнопку и т.д. (Изображает ситуации).

Что общего, с точки зрения физика, у тех воздействий, которые называют в жиз­ни давлением одного тела на другое? (Действие силы на некоторую поверхность.)

Итак, получается, что действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тел, отдельных его частей, т.е. к деформации тела, почему?

У. Одно тело давит на другое.

П. Какова же тогда будет тема нашего урока?

Предлагаю для приведенных случаев построить силу воздействия, сравнить построенные силы (точку приложения, направление, модуль) и выделить общее. У вас 2 мин.

У. (Изображают силы воздействия). Во всех случаях сила перпендикулярна поверхности тела, на которое производится действие.

П. (Организует формулировку определения силы давления).

Слайд – 3

Сила давления – сила, которая приложена перпендикулярно поверхности тела.


IV. Мотивационный этап

П. Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь бывали в цирке? Видели выступление йога?

Слайд – 4

Так вот, йог может выспаться на постели, из которой торчат 10 000 гвоздей. Легче ли будет ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь? Не хотите ли провести испытание? Пусть роль йога исполнит кусок пластилина с гирькой наверху. Будем укладывать его сначала на 10 гвоздей, потом на 9 и т.д. Сравните последствия. Почему они различны?

У. В конце испытания йогу служило одно остриё, а вначале таких опор было много.

Результат (разрушение поверхности) зависит не только от модуля силы, но и от площади поверхности, на которую она дей­ствует.

П. Приведите аналогичные примеры,

(Ученики приводят примеры: погружение в снег на лыжах и без лыж). К чему же может приводить действие одного тела на другое?

Слайд – 5

У. К разрушению этой поверхности (песка, снега).

Значит, чтобы предвидеть результат воздействия в виде больших или меньших разрушений, нужно учитывать не только модуль силы, но и площадь той поверхности, на которую производится воздействие. Нужно ввести величину, описывающую действие на тело другого тела с учетом площади поверхности соприкосновения тел.


V. Этап «создания» нового знания

П. Запишите познавательную задачу.

Слайд – 6

ПЗ. Ввести физическую величину, описывающую давление тел.

Как решаются задачи о введении физической величины?

У. Нужно разработать метод оценки свойства через другие величины, подобрать название и обозначить новую величину, установить ее единицу, составить определение.

П. (Фиксирует на доске действия по решению познаватель­ной задачи). Поскольку результат зависит от модуля силы и площади поверхности, на которую производится воздействие, нужно искать комбинацию двух величин: силы F и площади S. Запишите «Способ оценки свойства». Рассмотрите последовательно три случая: а) раз­ные силы действуют на одинаковые поверхности, б) одинаковые силы действуют на разные поверхности, в) силы и поверхности разные. (Изображает модели ситуаций). У вас – 3 мин.

У. Если разные по модулю силы действуют на поверхности одинаковой площади, то действие будет тем больше, чем больше модуль силы (F1/F2). Если силы одинаковые, а площади поверх­ностей разные, то действие будет тем больше, чем меньше пло­щадь поверхности ( S1/ S2). Если же различаются и силы, и площади по­верхностей, то нужно рассчитать силу, действующую на единицу поверхности, для каждого случая и сравнить это отношение (F/S). Действие одного тела на другое можно оценить отношени­ем модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности тела, к площади соприкосновения тел.

П. Запишите «Название, обозначение». Эту величину приня­то называть давлением и обозначать буквой р. Что еще нужно сделать для введения новой величины?

У. Нужно записать формулу и составить определение.

П. (Записывает формулу.)

Слайд – 7

Давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.

П. Запишите «Единица» и предложи­те единицу давления. У вас 1 мин.

У. Если модуль силы равен 1 Н, а площадь 1 м2, то давле­ние р = 1 Н/м2.

1 Н/м2 – это давление, производимое телом, которое дейст­вует силой давления 1 Н на другое тело при площади поверхно­сти их соприкосновения 1м2.

Слайд – 8

П. Эта единица имеет специальное название в честь Блеза Паскаля, ее обозначают сокращенно «Па». Запишите 1 Па = 1 Н/м2.

П. Ребята, как вы думаете, велико ли давление в 1 Па?

У меня имеется лист массой 100г его площадь 1м2. Поставлю его на пол. Какая сила действует на пол? (1Н). А давление равно 1 Па? Почему? Что надо сделать?

Положу на стол. 1 Па? (Нет). Стол узкий.

Вырежу 1 см2. У вас он находится на столе. Какое давление он производит?

Итак, вы держите 1 Па на ладони. Много это или мало?

Производные единицы: 1 кПа = 1000 Па =103 Па;

1 МПа = 1 000 000 Па = 106 Па;

VI. Этап применения нового знания

П. Пожалуйста, все встаньте. Определите, какое давление вы оказываете на пол? Что для этого вам нужно знать? (Массу своего тела и площадь своей обуви – она у всех разная). А можно ли увеличить это давление, не производя расчёты?

У. Встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек…Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым, увеличив модуль силы.

П. А как уменьшить давление?

У. Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь…Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.

Слайд – 9, 10

П. (Раздать карточки-картинки, приложение 3). Первый вариант отбирает себе те карточки, на которых есть приспособления для увеличения давления, а второй вариант – для уменьшения давления. (Дети работают). Проверяем, называя и комментируя вслух.

Слайд – 11-14


Работа с раздаточным материалом (приложение 2).


Слайд – 15

VII. Подведение итогов

Что мы узнали на уроке?

  1. Сила давления – это сила, действующая перпендикулярно поверхности тела.

  2. Давление – это ФВ, описывающая действие одного тела на другое и равная отношению F, действующей перпендикулярно поверхности, к S поверхности соприкасающихся тел.

  3. Единица давления в СИ – 1 Па.

Чему мы научились на уроке?

  1. «Создавать» понятие о плотности вещества.

  2. Находить плотность вещества в конкретной ситуации.

  3. Осуществлять перевод единиц плотности вещества из одной системы в другую.

Слайд – 16-18


Слайд – 19

VIII. Домашнее задание

§ 33,упр.12 (1, 2, 3*).





Дидактические средства

Демонстрация зависимости результата воздействия от пло­щади поверхности, например, погружение в песок гвоздей на разную глубину при опоре на острия и шляпки.






Источники:

  1. Прояненкова, Л.А. Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику С.В. Громова, Н.А.Родионовой «Физика: учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений» / Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова; под ред. Л.А. Прояненковой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 319, [1] с. – (Серия «Учебно-методический комплект»).

  2. http://telememo.35photo.ru/photo_2030/ - деревянный дом

  3. http://images-photo.ru/photo/skachat_kartinki/kartinki_klipart/muravej/24-0-3271 - муравей

  4. http://900igr.net/kartinki/zhivotnye/Domashnie-7.files/014-Korova-teljonok-poni-variant-1.html - теленок

  5. http://lekarna.ru/page/36/ - йог

  6. http://900igr.net/kartinki/fizika/Davlenie-na-poverkhnost/003-Davlenie-tverdykh-tel.html - давление твердых тел

  7. http://istrasvvt.narod.ru/mex_paskal.htm - Блез Паскаль

  8. http://itsnow.ru/prt/news:211645/ - атмосфера Земли

  9. http://www.kom-sib.ru/catalog/vesy-18/-m-one--m-10-695 - вакуумная камера

  10. http://forum.omsk.com/viewtopic.php?t=186309&postdays=0&postorder=asc&start=630&gue=5d052cdb8a73e7a0d795ab06be414f3f - луноход

  11. http://www.traktora.ru/id-89085.html - трактор

  12. http://www.sxc.hu/gallery/yorren - колесо

  13. http://www.north-capital.ru/look/image_big.html?id=113195 - ДВС

  14. http://www.echo.msk.ru/blog/moscowdoctor/783464-echo/ - оса

  15. http://ktravel.ucoz.ru/board/3-1-0-9 - топор

  16. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7725/Абсолютный адрес страницы - ёж

  17. http://www.sevastopol.su/archiv.php/page/1012/pages_block/2/tid/4 - ж/д

  18. http://www.weblancer.net/users/ghost1989/portfolio/83578.html - нож

  19. http://www.gg12.ru/node/8660 - пчела

  20. http://www.liveinternet.ru/users/1666124/post73711172/ - кактус

  21. http://ariom.ru/forum/p1376641.html&sid=93f9be338a36b7411878bee2bb82dd49 - канцелярские кнопки

  22. http://www.soldiering.ru/military_gallery/il-76/il-76_16.php - шасси

  23. http://foto.oho.lv/pic/1189340 - волк

  24. http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/737/ - гусеничный вездеход

  25. http://2freshok.ru/interest/4354-stroitelstvo-ostankinskoy-bashni.html - строительство Останкинской башни

  26. http://www.photohost.ru/showpicture.php?pictugalleryid=0&days=&sti= - Останкинская башня



Слайд 1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6 г. Ипатово Давление твёрдых тел Руденко Елена Борисовна учитель физики МКОУ СОШ №6 г. Ипатово, Ставропольский край
Слайд 2
Вышел бычок на дорожку, Наступил муравью он на ножку. И вежливо очень сказал муравью: «Можешь и ты наступить на мою» Одинаковый ли результат получится в итоге?
Слайд 3
Сила давления – это сила, которая приложена перпендикулярно поверхности тела
Слайд 4
Факт: результат давления зависит от F и S.
Слайд 5
Примеры давления тел
Слайд 6
ПЗ: ввести физическую величину, описывающую давление тел.
Слайд 7
Определение Давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности
Слайд 8
Единица измерения H p 1 2 1Па м Блез Паскаль 1623 – 1662гг
Слайд 9
Давление в природе и технике Объекты природы и техники Нормальное атмосферное давление Минимальное давление, достижимое современными средствами Давление колеса лунохода на грунт Давление гусеничного трактора на почву Величина, Па 105 атмосфера Земли вакуумная камера 10-13 – 10-14 5.103 5.104 луноход гусеничный трактор
Слайд 10
Давление в природе и технике Объекты природы и техники Величина, Па Давление колеса легкового автомобиля на дорогу 2.105 Давление газов в цилиндре двигателя внутреннего сгорания Давление кончика осиного жала колесо легкового автомобиля двигатель внутреннего сгорания (3 – 6).106 3,1×1010 оса
Слайд 11
I - приспособления для увеличения давления,II – для уменьшения давления.
Слайд 12
Увеличение давления
Слайд 13
Уменьшение давления
Слайд 14
Строительство высотных зда-ний предполагает, что грунт выдерживает давление, кото-рое здание оказывает на него своим весом. Так, при возве-дении Останкинской телебаш-ни в Москве высота которой 533 м, а масса 51 400 т, строительство через год после начала было остановлено из-за опасений, что грунт не выдер-жит нагрузку. После почти двухлетних расчетов и изучения грунта фундамент под башню пришлось увеличить в размерах. Теперь площадь фундамента башни составляет 1 940 м2, а его масса - 40 % от массы всего сооружения. Давление фундамента Останкинской телебашни на почву – 5
Слайд 15
Что мы узнали на уроке? 1. Сила давления – это сила, действующая перпен-дикулярно поверхности тела. 2. Давление – это ФВ, описывающая действие одного тела на другое и равная отношению F, действующей перпендикулярно поверхности, к S поверхности соприкасающихся тел. 3. Единица давления в СИ – 1 Па. Чему мы научились на 1. «Создавать» понятие «давления». уроке? 2. Устанавливать указанные факты. 3. Объяснять конкретные ситуации.
Слайд 16
1. Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет: А) Продолжай дальше; Б) дели силу площадь;своим В) перестань мучить кресло 2. на Посоветуй одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики: А) в ньютонах; Б) в паскалях; В) в килограммах 3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление: А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) 4. Ученица второго класса захотела оказать меняй цвет тела. большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь? А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой. 5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего: А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе
Слайд 17
Ответы 1. Б 2. Б 3. А 4. А 5. В Молодцы !
Слайд 18
Задача Давление, производимое коренными зубами, достигает 8000 кПа. Чему равна сила давления, создаваемая одним зубом, если принять площадь его опоры равной 40 мм2.
Слайд 19
Домашнее задание § 33,упр.12 (1, 2, 3*)
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 21
Источники 1. Прояненкова, Л.А. Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику С.В. Громова, Н.А.Родионовой «Физика: учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений» / Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова; под ред. Л.А. Прояненковой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 319, [1] с. – (Серия «Учебно-методический комплект») 2. http://telememo.35photo.ru/photo_2030/ - деревянный дом 3. http://images-photo.ru/photo/skachat_kartinki/kartinki_klipart/m uravej/24-0-3271 - муравей 4. http://900igr.net/kartinki/zhivotnye/Domashnie-7.files/014-Korov a-teljonok-poni-variant-1.html - теленок 5. http://lekarna.ru/page/36/ - йог 6. http://900igr.net/kartinki/fizika/Davlenie-na-poverkhnost/003-Dav lenie-tverdykh-tel.html - давление твердых тел 7. http://istrasvvt.narod.ru/mex_paskal.htm - Блез Паскаль 8. http://itsnow.ru/prt/news:211645/ - атмосфера Земли 9. http://www.kom-sib.ru/catalog/vesy-18/-m-one--m-10-695 -
Слайд 22
12. http://www.sxc.hu/gallery/yorren - колесо 13. http://www.north-capital.ru/look/image_big.html?id=113195 ДВС 14. http://www.echo.msk.ru/blog/moscowdoctor/783464-echo/ - оса 15. http://ktravel.ucoz.ru/board/3-1-0-9 - топор 16. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7725/Абсолютный адрес стра ницы - ёж 17. http://www.sevastopol.su/archiv.php/page/1012/pages_block/2/ti d/4 - ж/д 18. http://www.weblancer.net/users/ghost1989/portfolio/83578.html - нож 19. http://www.gg12.ru/node/8660 - пчела 20. http://www.liveinternet.ru/users/1666124/post73711172/ кактус 21. http://ariom.ru/forum/ p1376641.html&sid=93f9be338a36b7411878bee2bb82dd49 канцелярские кнопки 22. http://www.soldiering.ru/military_gallery/il-76/il-76_16.php шасси 23. http://foto.oho.lv/pic/1189340 - волк 24. http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/737/ - гусеничный Источники

Полный текст материала Урок физики по теме "Давление твёрдых тел" для 7 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Руденко Елена Борисовна  ElenaRudenko
13.01.2012 4 15343 2057

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 актобе • 22:23, 12.11.2012
Удачная разработка. Спасибо.
[Материал]
avatar
3 strunino • 21:15, 16.02.2012
Работа замечательная! очень ясно и строго.
[Материал]
avatar
2 Nike_Pashkov • 00:42, 29.01.2012
Свидетельство №1560
[Материал]
avatar
1 111129 • 20:47, 24.01.2012
Спасибо. Мне понравилась Ваша работа.
[Материал]