Урок физики по теме "Электризация тел. Два рода зарядов"; 8 класс.
Тип урока: комбинированный.
Познавательная цель урока: изучение явления электризации, понятия и свойств электрического заряда.
Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании явлений природы.
В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать: а) явление электризации – явление приобретения телом электрического заряда; б) электрический заряд может передаваться от наэлектризованного тела ненаэлектризованному (при трении или при соприкосновении); в) электрические заряды бывают двух видов – положительные и отрицательные; г) тела, имеющие одноименные заряды, притягиваются, а разноименные – отталкиваются; д) для обнаружения и измерения электрического заряда используется электроскоп (электрометр); е) понятия: электризация, электрический заряд, электрометр, электроскоп, диэлектрик, проводник.
Учащиеся должны уметь определять на практике вид взаимодействия электрических зарядов, моделировать явление электризации, а также объяснять бытовые ситуации, причиной которых являются указанные явления, используя изученные на уроке понятия.
Оборудование и средства обучения: мультимедийный компьютер и проектор, экран, набор для фронтального эксперимента учащихся.
Урок выполнен в форме презентации.
Демонстрации: электризация эбонитовой и стеклянной палочек, передача электрического заряда от наэлектризованной эбонитовой палочки ненаэлектризованной гильзе, взаимодействие двух заряженных эбонитовых палочек, взаимодействие заряженных стеклянной и эбонитовой палочек, взаимодействие одноименно и разноименно заряженных электрических султанов, действие электрометра, передача электрического заряда проводником, действие диэлектрика, взаимодействие заряженной эбонитовой палочки со струей воды и книжным листом, притяжение и отталкивание заряженных гильз.
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Вступление
4. Изучение нового материала
5. Закрепление материала
6. Запись домашнего задания
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Вступление учителя, формулировка учащимися темы урока.
Учитель: «Еще в глубокой древности люди заметили, что янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потертый о шелк, начинает притягивать к себе мелкие предметы».
Чуть позже стало известно, что таким свойством обладают и другие вещества: стеклянная палочка, потертая о шелк - демонстрирует опыт с наэлектризованной стеклянной палочкой (1), палочка из эбонита (каучука с примесью серы), потертая о мех – демонстрирует опыт с наэлектризованной эбонитовой палочкой, а в наше время и пластмассовые тела, потертые о бумагу. Проведите опыт по электризации пластмассовой линейки о бумагу».
фронтальный эксперимент: учащиеся наблюдают притяжение мелких листочков бумаги наэлектризованной линейкой.
Учитель: «Какие примеры подобных явлений, наблюдавшихся вами в жизни, вы можете привести?»
Учащиеся приводят примеры.
Учитель: «Правильно. Все эти явления называются электрическими. Их так назвали еще в 17 веке от греческого слова «электрон», что в переводе означает «янтарь».
О теле, начавшем притягивать к себе мелкие предметы после натирания, говорят, что оно «наэлектризовано», т. е. ему сообщен электрический заряд, а при трении происходит электризация.
Подумайте и скажите, что произошло с линейкой, каким словом это событие можно назвать?»
Учащиеся: «Наэлектризовалась, т. е. приобрела электрический заряд, произошла электризация».
Учитель: Как вы думаете, как будет называться сегодняшний урок?»
Учащиеся: «Электризация тел».
Учитель: «Правильно. Мы с вами приступаем к изучению нового раздела физики Электрические явления. Тема сегодняшнего урока: « Электризация тел. Два рода зарядов».
Сегодня мы рассмотрим некоторые электрические явления, узнаем, что такое электризация, электрический заряд, какие виды зарядов бывают, как электрические заряды взаимодействуют, а так же, каким образом можно обнаружить и измерить электрический заряд.
4. Изучение нового материала:
Учитель: «Давайте запишем главное из того, что сказали. Записывают: при трении тело электризуется, т. е. приобретает электрический заряд. Определение электризации. Если тело приобрело заряд, это означает, что оно приобрело способность притягивать другие предметы. Какое определение электрического заряда мы можем дать?
Учащиеся формулируют и записывают определение электрического заряда.
Учитель: «Рассмотрим некоторые свойства электрического заряда». Демонстрация опыта по передаче электрического заряда от наэлектризованного тела ненаэлектризованному (2) – формулировка учениками и запись первого свойства электрического заряда
Демонстрация взаимодействия двух заряженных эбонитовых палочек, взаимодействие заряженных стеклянной и эбонитовой палочек (3) – формулировка учениками и запись второго свойства электрического заряда
Демонстрация взаимодействия одноименно и разноименно заряженных гильз (4) – формулировка учениками и запись третьего свойства электрического заряда.
Закрепление первой части этапа изучения нового материала: объяснение учениками взаимодействия листочков электрических султанов в разных случаях. (5)
Учитель: «Как вы думаете, каким образом можно обнаружить существование электрического заряда?» - предположения – демонстрация действия электрометра.(6)
Формулировка учениками и запись принципа действия прибора.
Вопрос ученикам о возможности действия электрометра при замене материала стержня электрометра – демонстрация передачи электрического заряда от одного электрометра другому с помощью проводника, а так же отсутствия передачи заряда при соединении приборов диэлектриком. (7)
Запись понятий «проводник» и «диэлектрик».
6. Закрепление изученного материала: ответы на вопросы, в ходе которых формулируются основные явления и понятия, изученные на уроке, решение учащимися качественных задач-ситуаций, объяснение их с точки зрения явления электризации, взаимодействия электрических зарядов, понятий проводника и диэлектрика. Демонстрация некоторых из рассмотренных ситуаций.
Что такое электризация?
Какими свойствами обладает электрический заряд?
Каким прибором измеряется электрический заряд?
Что такое проводник, диэлектрик?
Объяснить наблюдаемые явления (демонстрация явлений). (8,9,10)
Задания на объяснения взаимодействий наэлектризованных тел, а так же передачи заряда диэлектриками, выполненные в виде рисунков.
Познавательная цель урока: изучение явления электризации, понятия и свойств электрического заряда.
Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании явлений природы.
В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать: а) явление электризации – явление приобретения телом электрического заряда; б) электрический заряд может передаваться от наэлектризованного тела ненаэлектризованному (при трении или при соприкосновении); в) электрические заряды бывают двух видов – положительные и отрицательные; г) тела, имеющие одноименные заряды, притягиваются, а разноименные – отталкиваются; д) для обнаружения и измерения электрического заряда используется электроскоп (электрометр); е) понятия: электризация, электрический заряд, электрометр, электроскоп, диэлектрик, проводник.
Учащиеся должны уметь определять на практике вид взаимодействия электрических зарядов, моделировать явление электризации, а также объяснять бытовые ситуации, причиной которых являются указанные явления, используя изученные на уроке понятия.
Оборудование и средства обучения: мультимедийный компьютер и проектор, экран, набор для фронтального эксперимента учащихся.
Урок выполнен в форме презентации.
Демонстрации: электризация эбонитовой и стеклянной палочек, передача электрического заряда от наэлектризованной эбонитовой палочки ненаэлектризованной гильзе, взаимодействие двух заряженных эбонитовых палочек, взаимодействие заряженных стеклянной и эбонитовой палочек, взаимодействие одноименно и разноименно заряженных электрических султанов, действие электрометра, передача электрического заряда проводником, действие диэлектрика, взаимодействие заряженной эбонитовой палочки со струей воды и книжным листом, притяжение и отталкивание заряженных гильз.
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Вступление
4. Изучение нового материала
5. Закрепление материала
6. Запись домашнего задания
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Вступление учителя, формулировка учащимися темы урока.
Учитель: «Еще в глубокой древности люди заметили, что янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потертый о шелк, начинает притягивать к себе мелкие предметы».
Чуть позже стало известно, что таким свойством обладают и другие вещества: стеклянная палочка, потертая о шелк - демонстрирует опыт с наэлектризованной стеклянной палочкой (1), палочка из эбонита (каучука с примесью серы), потертая о мех – демонстрирует опыт с наэлектризованной эбонитовой палочкой, а в наше время и пластмассовые тела, потертые о бумагу. Проведите опыт по электризации пластмассовой линейки о бумагу».
фронтальный эксперимент: учащиеся наблюдают притяжение мелких листочков бумаги наэлектризованной линейкой.
Учитель: «Какие примеры подобных явлений, наблюдавшихся вами в жизни, вы можете привести?»
Учащиеся приводят примеры.
Учитель: «Правильно. Все эти явления называются электрическими. Их так назвали еще в 17 веке от греческого слова «электрон», что в переводе означает «янтарь».
О теле, начавшем притягивать к себе мелкие предметы после натирания, говорят, что оно «наэлектризовано», т. е. ему сообщен электрический заряд, а при трении происходит электризация.
Подумайте и скажите, что произошло с линейкой, каким словом это событие можно назвать?»
Учащиеся: «Наэлектризовалась, т. е. приобрела электрический заряд, произошла электризация».
Учитель: Как вы думаете, как будет называться сегодняшний урок?»
Учащиеся: «Электризация тел».
Учитель: «Правильно. Мы с вами приступаем к изучению нового раздела физики Электрические явления. Тема сегодняшнего урока: « Электризация тел. Два рода зарядов».
Сегодня мы рассмотрим некоторые электрические явления, узнаем, что такое электризация, электрический заряд, какие виды зарядов бывают, как электрические заряды взаимодействуют, а так же, каким образом можно обнаружить и измерить электрический заряд.
4. Изучение нового материала:
Учитель: «Давайте запишем главное из того, что сказали. Записывают: при трении тело электризуется, т. е. приобретает электрический заряд. Определение электризации. Если тело приобрело заряд, это означает, что оно приобрело способность притягивать другие предметы. Какое определение электрического заряда мы можем дать?
Учащиеся формулируют и записывают определение электрического заряда.
Учитель: «Рассмотрим некоторые свойства электрического заряда». Демонстрация опыта по передаче электрического заряда от наэлектризованного тела ненаэлектризованному (2) – формулировка учениками и запись первого свойства электрического заряда
Демонстрация взаимодействия двух заряженных эбонитовых палочек, взаимодействие заряженных стеклянной и эбонитовой палочек (3) – формулировка учениками и запись второго свойства электрического заряда
Демонстрация взаимодействия одноименно и разноименно заряженных гильз (4) – формулировка учениками и запись третьего свойства электрического заряда.
Закрепление первой части этапа изучения нового материала: объяснение учениками взаимодействия листочков электрических султанов в разных случаях. (5)
Учитель: «Как вы думаете, каким образом можно обнаружить существование электрического заряда?» - предположения – демонстрация действия электрометра.(6)
Формулировка учениками и запись принципа действия прибора.
Вопрос ученикам о возможности действия электрометра при замене материала стержня электрометра – демонстрация передачи электрического заряда от одного электрометра другому с помощью проводника, а так же отсутствия передачи заряда при соединении приборов диэлектриком. (7)
Запись понятий «проводник» и «диэлектрик».
6. Закрепление изученного материала: ответы на вопросы, в ходе которых формулируются основные явления и понятия, изученные на уроке, решение учащимися качественных задач-ситуаций, объяснение их с точки зрения явления электризации, взаимодействия электрических зарядов, понятий проводника и диэлектрика. Демонстрация некоторых из рассмотренных ситуаций.
Что такое электризация?
Какими свойствами обладает электрический заряд?
Каким прибором измеряется электрический заряд?
Что такое проводник, диэлектрик?
Объяснить наблюдаемые явления (демонстрация явлений). (8,9,10)
Задания на объяснения взаимодействий наэлектризованных тел, а так же передачи заряда диэлектриками, выполненные в виде рисунков.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аниканова Ольга Васильевна
→ Ольга_В 11.03.2013 0 13911 2120 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК