Рабочая программа по физике; 7-9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «_______________»
Управления образования Администрации г.о. ______________________
Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ «_____________»
_______________ /ФИО/ «___» ________________ 2012г.
/ Приказ № ___________________.
Рабочая программа по физике
7-9 класс
(базовый уровень)
Составил: Ивашкина Ольга Петровна
учитель физики высшей квалификационной категории
2012- 2013год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 210 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 70 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2010;
Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2011;
Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2011.
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
Волков В.А. Тесты по физике 7-9 кл. – М. «ВАКО», 2010.-224с
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
содержание образования
7 класс (Перышкин А.В.)
(70 часов, 2 часа в неделю)
I. Введение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
III.Взаимодействие тел. (23 часа.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 часа)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
8 класс (Перышкин А.В.)
(70 часов, 2 часа в неделю)
I. Тепловые явления (25 часов)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II.Электрические явления. (27 часа)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа.
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
8. Измерение работы и мощности электрического тока.
9. Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.
III.Электромагнитные явления. (6 часов)
Магнитное поле.
Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов.
Постоянные магниты.
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальная лабораторная работа.
10. Сборка действующей модели электромагнита.
IV.Световые явления. (8 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
11.Изучение законов отражения света.
12.Наблюдение явления преломления света.
13.Получение изображения с помощью линзы.
9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
I. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Свободное падение
Закон Всемирного тяготения.
Криволинейное движение
Движение по окружности.
Искусственные спутники Земли. Ракеты.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Движение тела брошенного вертикально вверх.
Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Движение тела брошенного горизонтально.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Фронтальная лабораторная работа.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
III.Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.
Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука.
Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Фронтальная лабораторная работа.
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
IV.Электромагнитное поле. (17 часов)
Взаимодействие магнитов.
Магнитное поле.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.
Направление тока и направление его магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Электродвигатель.
Электрогенератор
Свет – электромагнитная волна.
Фронтальная лабораторная работа.
4. Определение полюсов электромагнита.
5. Сборка электромагнита и испытание его действия.
6. Изучение электрического двигателя.
7. Изучение явления электромагнитной индукции.
V.Строение атома и атомного ядра (11 часов)
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.
Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.
Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.
Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.
Энергия связи частиц в ядре.
Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Использование ядерной энергии. Дозиметрия.
Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Биологическое действие радиации.
Фронтальная лабораторная работа.
8. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе
(2 учебных часа в неделю, всего 70 ч)
Учебник Перышкина А.В.
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
Введение. (4 часа)
|
|||
|
Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. Что изучает физика? Наблюдения и опыты |
|
|
|
Физические величины и их измерение |
|
|
|
Цена деления прибора и погрешность измерений |
|
|
|
Л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
|
|
Раздел II. Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов
|
|||
|
Строение вещества. Молекулы |
|
|
|
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
|
|
|
Взаимодействие молекул |
|
|
|
Три состояния вещества |
|
|
|
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» |
|
|
|
Контрольная работа по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества» |
|
|
Механические явления: 58 часов |
|||
Взаимодействие тел (23 часа) |
|||
|
Механическое движение |
|
|
|
Скорость в механическом движении |
|
|
|
Расчет пути и времени движения |
|
|
|
Инерция. |
|
|
|
Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.
|
|
|
|
Решение задач по теме: «Взаимодействие тел» |
|
|
|
Лабораторная работа №3«Измерение массы тела на рычажных весах» |
|
|
|
Плотность вещества |
|
|
|
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» |
|
|
|
Расчет массы и объема тела |
|
|
|
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» |
|
|
|
Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» |
|
|
|
Контрольная работа по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» |
|
|
|
Сила |
|
|
|
Явление тяготения. Сила тяготения |
|
|
|
Сила упругости. Закон Гука |
|
|
|
Решение задач по теме: «Сила тяжести. Сила упругости» |
|
|
|
Динамометр. Вес тела |
|
|
|
Лабораторная работа №6 «Определение силы с помощью динамометра» |
|
|
|
Равнодействующая сил |
|
|
|
Сила трения |
|
|
|
Решение задач по теме: «Силы в механике» |
|
|
|
Контрольная работа по теме «Силы в механике» |
|
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 часа) |
|||
|
Давление и сила давления |
|
|
|
Решение задач на вычисление давления, силы давления и площади поверхности. Давление в природе и технике. |
|
|
|
Давление газа |
|
|
|
Закон Паскаля |
|
|
|
Решение задач по теме: «Давление твердых тел и газов» |
|
|
|
Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды |
|
|
|
Решение задач по теме: «Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды» |
|
|
|
Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
|
|
|
Атмосфера и атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
|
|
|
Барометр-анероид. Манометры |
|
|
|
Решение задач по теме «Атмосферное давление» |
|
|
|
Гидравлический пресс |
|
|
|
Решение задач по теме: «Гидравлический пресс» |
|
|
|
Водопровод. Поршневой жидкостный насос |
|
|
|
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда |
|
|
|
Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы» |
|
|
|
Плавание судов. Воздухоплавание. Экологические проблемы водного и воздушного транспорта. |
|
|
|
Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
|
|
|
Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
|
|
Работа и мощность. Энергия (13 часов) |
|||
|
Механическая работа |
|
|
|
Мощность |
|
|
|
Решение задач по теме: «Механическая работа. Мощность» |
|
|
|
Простые механизмы. Рычаг |
|
|
|
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага» |
|
|
|
Блок . Простые механизмы, их применение |
|
|
|
Коэффициент полезного действия |
|
|
|
Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости» |
|
|
|
Решение задач на вычисление коэффициента полезного действия |
|
|
|
Кинетическая и потенциальная энергия |
|
|
|
Превращение энергий |
|
|
|
Решение задач по теме: «Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение энергий» |
|
|
|
Контрольная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия» |
|
|
Обобщающее повторение (3 часа) |
|||
|
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
|
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
Резерв 2 часа |
||
|
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 8 классе
(2 учебных часа в неделю, всего 70 ч)
Учебник Перышкина А.В.
№ урока |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Тепловые явления 25 часов |
||||
|
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура |
1 |
|
|
|
Внутренняя энергия и способы ее изменения |
1 |
|
|
|
Теплопроводность |
1 |
|
|
|
Конвекция. Излучение |
1 |
|
|
|
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Проверочная работа по теме «Виды теплопередачи» |
1 |
|
|
|
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении |
1 |
|
|
|
Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» |
1 |
|
|
|
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
1 |
|
|
|
Вводный контроль |
1 |
|
|
|
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
1 |
|
|
|
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
1 |
|
|
|
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Самостоятельная работа по теме «Количество теплоты» |
1 |
|
|
|
Тест по теме «Тепловые явления». Решение задач по теме «Тепловые явления» |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
1 |
|
|
|
Агрегатные состояния вещества. |
1 |
|
|
|
Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания |
1 |
|
|
|
Удельная теплота плавления |
1 |
|
|
|
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации |
1 |
|
|
|
Кипение. Тест по теме «Плавление и отвердевание» |
1 |
|
|
|
Влажность воздуха и ее измерение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» |
1 |
|
|
|
Удельная теплота парообразования и конденсации |
1 |
|
|
|
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания |
1 |
|
|
|
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Тест по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|
|
|
Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|
|
Электрические явления 27 часов |
||||
|
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов |
1 |
|
|
|
Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрическое поле. |
1 |
|
|
|
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. |
1 |
|
|
|
Объяснение электрических явлений. Проверочная работа по теме «Электризация тел» |
1 |
|
|
|
Электрический ток. Источники электрического тока |
1 |
|
|
|
Электрическая цепь и ее составные части. Проверочная работа по теме «Электрический ток» |
1 |
|
|
|
Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока |
|
|
|
|
Направление электрического тока. Сила тока |
1 |
|
|
|
Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» |
1 |
|
|
|
Электрическое напряжение |
1 |
|
|
|
Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
1 |
|
|
|
Зависимость силы тока от напряжения. |
1 |
|
|
|
Электрическое сопротивление. Проверочная работа по теме «Сила тока и напряжение» |
1 |
|
|
|
Закон Ома для участка цепи |
1 |
|
|
|
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. |
1 |
|
|
|
Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом» |
1 |
|
|
|
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника» |
1 |
|
|
|
Решение задач по теме «Электрические явления» Тест по теме «Электрические явления» |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления» |
1 |
|
|
|
Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников. |
1 |
|
|
|
Параллельное соединение проводников |
1 |
|
|
|
Работа электрического тока
|
1 |
|
|
|
Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности тока в лампе» |
1 |
|
|
|
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца |
1 |
|
|
|
Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Тест по теме «Постоянный ток» |
1 |
|
|
|
Решение задач по теме «Постоянный ток» |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток» |
1 |
|
|
Электромагнитные явления 6 часов |
||||
|
Магнитное поле. Магнитные линии |
|
|
|
|
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» |
1 |
|
|
|
Магнитное поле Земли |
1 |
|
|
|
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон |
1 |
|
|
|
Тест по теме «Магнитное поле» Инструктаж по Тб. Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления» |
1 |
|
|
Световые явления 8 часов |
||||
|
Источники света. Распространение света. |
1 |
|
|
|
Отражение света. Законы отражения света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» |
1 |
|
|
|
Преломление света |
1 |
|
|
|
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» Самостоятельная работа |
1 |
|
|
|
Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой |
1 |
|
|
|
Глаз и зрение. Оптические приборы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» |
1 |
|
|
|
Решение задач по теме «Световые явления». Тест по теме «Световые явления»
|
1 |
|
|
|
Контрольная работа №6 по теме «Световые явления» |
1 |
|
|
Итоговое повторение 4 часа |
||||
|
Повторение материала по теме «Тепловые явления» Тест по теме «Тепловые явления» |
1 |
|
|
|
Повторение материала по теме «Электрические явления» Тест по теме «Электрические явления» |
1 |
|
|
|
Итоговая контрольная работа №7 |
1 |
|
|
|
Повторение материала по теме «Электромагнитные явления» |
1 |
|
|
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 9 классе
(2 учебных часа в неделю, всего 70 ч)
Учебник Перышкина А.В.
№ урока |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Законы движения и взаимодействия тел 25 часов |
||||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета |
1 |
|
|
2 |
Перемещение |
1 |
|
|
3 |
Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении |
1 |
|
|
4 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Проверочная работа по теме «Механическое движение» |
1 |
|
|
5 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости |
1 |
|
|
6 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение» |
1 |
|
|
7 |
Вводный контроль |
1 |
|
|
8 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
1 |
|
|
9 |
Решение задач по теме «Основы кинематики» Тест по теме «Основы кинематики» |
1 |
|
|
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» |
1 |
|
|
11 |
Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
1 |
|
|
12 |
Второй закон Ньютона |
1 |
|
|
13 |
Третий закон Ньютона |
1 |
|
|
14 |
Свободное падение тел Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона» |
1 |
|
|
15 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. |
1 |
|
|
16 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» |
1 |
|
|
17 |
Закон всемирного тяготения |
1 |
|
|
18 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел |
1 |
|
|
19 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
1 |
|
|
20 |
Искусственные спутники Земли |
1 |
|
|
21 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса |
1 |
|
|
22 |
Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» Реактивное движение. Ракеты |
1 |
|
|
23 |
Закон сохранения механической энергии |
1 |
|
|
24 |
Решение задач по теме «Основы динамики» |
1 |
|
|
25 |
Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики» |
1 |
|
|
Механические колебания и волны. Звук 11 часов |
||||
26 |
Колебательное движение. Колебательные системы. |
1 |
|
|
27 |
Величины, характеризующие колебательное движение |
1 |
|
|
28 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» |
1 |
|
|
29 |
Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» |
1 |
|
|
30 |
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания |
1 |
|
|
31 |
Механические волны. Продольные и поперечные волны Проверочная работа по теме «Механические колебания» |
1 |
|
|
32 |
Длина и скорость распространения волны |
1 |
|
|
33 |
Источники звука. Звуковые колебания. Проверочная работа по теме «Механические волны» |
|
|
|
34 |
Распространение звука. Скорость звука |
1 |
|
|
35 |
Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» Тест по теме «Звук» |
1 |
|
|
36 |
Контрольная работа №2 по теме «Механические колебания и звук» |
1 |
|
|
Электромагнитное поле 17 часов |
||||
37 |
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле |
1 |
|
|
38 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля. |
1 |
|
|
39 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. |
1 |
|
|
40 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток |
1 |
|
|
41 |
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле» |
1 |
|
|
42 |
Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
|
|
|
43 |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция. |
1 |
|
|
44 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. |
1 |
|
|
45 |
Конденсатор. Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны» |
1 |
|
|
46 |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний |
1 |
|
|
47 |
Принципы радиосвязи и телевидения |
|
|
|
48 |
Электромагнитная природа света. Тест по теме «Электромагнитные волны» |
1 |
|
|
49 |
Преломление света. |
1 |
|
|
50 |
Дисперсия света. |
1 |
|
|
51 |
Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» |
1 |
|
|
52 |
Решение задач по теме «Электромагнитные явления» |
1 |
|
|
53 |
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» |
1 |
|
|
Строение атома и атомного ядра 11 часов |
||||
54 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов |
1 |
|
|
55 |
Модели атомов. Опыт Резерфорда |
1 |
|
|
56 |
Радиоактивные превращения атомных ядер |
1 |
|
|
57 |
Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра |
1 |
|
|
58 |
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. |
1 |
|
|
59 |
Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» |
1 |
|
|
60 |
Ядерный реактор. Атомная энергетика Проверочная работа |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
61 |
Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
1 |
|
|
62 |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» Самостоятельная работа |
1 |
|
|
63 |
Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика» |
1 |
|
|
64 |
Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» |
1 |
|
|
Итоговое повторение 4 часа |
||||
65 |
Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики» |
1 |
|
|
66 |
Тест по теме «Кинематика и динамика» Повторение материала по теме «Механические колебания и волны» |
1 |
|
|
67 |
Повторение материала по теме «Электромагнитные явления» |
1 |
|
|
68 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплекс
7 класс
-
№
п\п
Авторы,составители
Название учебного издания
Издательство
1.
А.В. Перышкин
Физика-7кл
М. Дрофа
2.
В.И. Лукашик
Сборник задач по физике7-9кл.
М.Просвещение
3.
А.В.Перышкин
Сборник задач
М. Экзамен
8 класс
-
№
п\п
Авторы,составители
Название учебного издания
Издательство
1.
А.В. Перышкин
Физика-8кл
М. Дрофа
2.
В.И. Лукашик
Сборник задач по физике7-9кл.
М.Просвещение
3.
А.В.Перышкин
Сборник задач
М. Экзамен
9 класс
-
№
п\п
Авторы,составители
Название учебного издания
Издательство
1.
А.В. Перышкин
Физика-9кл
М. Дрофа
2.
В.И. Лукашик
Сборник задач по физике7-9кл.
М.Просвещение
3.
А.В. Перышкин
Сборник задач по физике
М. Экзамен
«Согласованно»
на заседании ГМО учителей физики Протокол № от « »_ _20 г
«Согласованно»
Зам. директора по УВР
__________/ ./
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ивашкина Ольга Петровна
→ teacher4 26.07.2013 0 3802 1463 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.