Методическая разработка урока физики "Архимедова сила"; 7 класс

Методическая разработка урока физики "Архимедова сила"; 7 класс

Урок разработан в соответствии с современными требованиями. Описаны приемы, создающие хорошее настроение, мотивирующие на коммуникативную и эмоциональную деятельность. Обучающиеся постоянно находятся в активной деятельности. Учитель выступает в роли помощника, организатора. В разработку включен конспект урока, презентация и раздаточный материал.


Цель урока: формирование представления об Архимедовой силе.
Задачи:

  • показать что на все тела, погруженные в жидкость, действует архимедова сила
  • раскрыть физический смысл Архимедовой силы.
  • развивать умение проводить наблюдения физических явлений и делать выводы, выдвигать гипотезы на основе наблюдений
  • воспитывать умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Демонстрации:
    компьютерная презентация
    Архимедова сила, действующая на кирпич, погруженный в воду


Оборудование:кусок кирпича, пружина, сосуд с водой, компьютер, проектор, интерактивнаядоска, дидактический раздаточный материал.
Ход урока.
    Орг. Момент.
    Приветствие.
    «Промер настроения».  Прием, создающий хорошее настроение, мотивирующий на коммуникативную и эмоциональную деятельность.
Описание приема.
Вытянутая рука – импровизированная стрелка «прибора для измерения настроения». Опущенная вниз рука – показывает плохое настроение, а поднятая вверх – хорошее. Между плохим и хорошим настроением мысленно градуируется шкала «прибора».  

Эксперимент как постановка проблемы, формулировка темы урока вместе с обучающимися.
Подвесить на пружине кусок кирпича, отметить растяжение пружины.
Под кирпич подставить сосуд с водой так, чтобы он погрузился в воду, отметить растяжение пружины.
Убедиться в том, что такого же результата можно добиться, если поднять кирпич рукой.
Сделать вывод вместе с обучающимися, что в воде действует сила, выталкивающая тело.

Формулировка темы. «Выталкивающая сила». Выталкивающую силу назвали Архимедовой. Ее обнаружил и хорошо исследовал Архимед.
Целеполагание вместе с обучающимися.
Вывести формулу для расчета силы Архимеда
Выучить формулу. 

Актуализация опорных знаний. 
Учитель: «Любое новое знание должно лежать на прочной основе ранее изученного материала.  Повторим все необходимое для изучения новой темы. Работать будем в группах по 3 – 5 человек. Мы объединяемся в группы не для того, чтобы соревноваться друг с другом, а чтобы вместе соревноваться с невежеством, незнанием». 
Рассчитать на 1 – 4-ый.
Объединяемся в группы.
На выполнение задания дается 5 минут.На выданных листочках можно писать.

Содержание задания актуализации опорных знаний.
Сформулировать закон Паскаля.
Рассказать все, что знаете о давлении в жидкости.
Формула для расчета давления жидкости
Какую физическую величину  каждая буква в формуле обозначает, и в каких единицах она измеряется.
Как изменяется давление с увеличением столба жидкости 
Чем объясняется увеличение давления жидкости с увеличением глубины
Как распределяется давление в жидкости на одном и том же уровне
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда, если известна площадь грани и высота?
Известно, P=F/S .  Выразить из формулы силу давления.
Представитель одной группы пишет на доске, все проверяют, комментируют, исправляют, если не согласны. 
Добываем новые знания. 
Приступаем к достижению цели урока
Выведем формулу для расчетаFА.
Для простоты возьмем тело в форме прямоугольного параллелепипеда. Известно, что площадь нижней грани s , высота h.
Работаем в группах. Заполняем шаблон, выданный учителем
Содержание задания.Выведем формулу для расчета FА.

Площадь верхней и нижней граней = S.
вырази из формулы F

Верхняя грань    Нижняя грань
Давление на глубине h1 =
P1 =    Давление на глубине h2=
P2 =
Сила давления
F1 =P1 S=
F1направлена …    Сила давления
F2 =P2 S=
F2 направлена…
Модуль равнодействующей 
F=F2 –F1 
направлена…
Подставить выражение для F2 иF1 , вынести общие множители за скобки и учесть, что: V=Sh; h=h2 –h1 
F= 

Получить формулу FА =
На выполнение задания 5 минут, если группа справляется раньше, поднять руку.
Проверяем, пишем на доске, обсуждаем.

Вопросы для обсуждения.

Почему не берем в расчет боковые грани?  (Силы, действующие на боковые грани одинаковые, направленные противоположно.Равнодействующая равна 0.)

Сила Архимеда действует в газе? 
Закон Паскаля справедлив для газа?
Мы находимся на дне воздушного океана. Весовое давление воздуха есть?

Закрепление.  
Работа с презентацией. Выполняем вторую задачу: учим закон Паскаля и формулу для силы Архимеда.
Решаем количественную задачу.
Задача.
Чему равна архимедова сила, которая действует на шарик объемом 10см3 , полностью погруженный в воду? В керосин? (g=10Н/кг ,плотность воды1000кг/м3 , плотность керосина800 кг/м3 )

Рефлексия. 
Промер настроения.
Повторение: сила Архимеда зависит от: плотности жидкости и объема погруженной в жидкость части тела
Ритуал объединения знаний.
Описание приема.
На левую ладонь кладем знания, которыми мы владели до урока, на правую – те, что получили на уроке. По команде объединяем знания хлопком над головой. 
Пожелания успехов в учебе. Домашнее задание.


Полный текст материала Методическая разработка урока физики "Архимедова сила"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ивашкова Светлана Николаевна  светаивашкова
29.11.2016 0 3363 292

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК