Статья "Пена майи"
Пена майи*
(8-11 класс)
Вообразите, как однажды вы стояли возле железнодорожного полотна и видели пробегающие мимо вагоны. Вы представили, как земля сама мчится вокруг солнца, и ваше воображение нарисовало картину движения земли, вагонов, рельсов: в ней вагоны, рельсы, земля как бы падают вниз. Поэтично, подумали вы и забыли об этом случае.
Но случай - шайба, вброшенная на хоккейное поле, и требует игры. Поэтому однажды вам пришлось решать задачу** про мальчика, бросающего мячи вверх один за другим со скоростью n мячей в секунду. На какую высоту поднимаются мячи? За время t=(1/n)сек. мяч поднимается на высоту s=gt2/2=g/2n2. В вашем сознании отдаленной молнией промелькнула мысль: а почему бы не принять за n число «пролетающих» мимо вагонов и выразить высоту вагона величиной g/2n2?
А вы не верили себе! Теперь, зная рецепт самонастройки, желающие могут узреть пену майи, прогулявшись на вокзал.
А может, это реальность, а никакая не иллюзия?
________________________
*Майя – иллюзия.
Выдувая из тростинки пузыри
И видя, как взлетающая пена
Вдруг расцветает пламенем зари,
Малыш глядит на них самозабвенно.
Старик, студент, малыш – любой творит
Из пены майя дивные виденья… (Герман Гессе «Игра в бисер»)
** Задача №1,5 из «Сборника избранных задач по физике» М.П. Шаскольской и И.А. Эльцина.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ведерников Анатолий Иванович
→ anatolyi 13.12.2017 0 2361 71 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.