Конспект занятия "Клуб естествоиспытателей"; 10 класс


Клуб естествоиспытателей.

 

Сегодня я вам предлагаю вступить в виртуальный клуб естествоиспытателей (слайд 1).

Наш путь познания пройдёт через: Наблюдение – мысль – опыт – знание (слайд 2).

 

В различные времена самые великие люди были членами такого клуба. Например, знаменитый ученый Альберт Эйнштейн. В детстве он рос тихим ребенком, не участвовал в шумных играх, не интересовался спортом, а жил в мире своих грез. Мальчику было 5 лет, когда ему подарили компас. Игрушка его заворожила. И он сделал первое свое научное открытие: «За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое…» (слайд 3)

Проблемная ситуация.

Сделайте свое научное открытие. Начнем с наблюдений. У вас на партах приборы, которые сделаны из подручных материалов учащимися 8 класса нашей школы (термоскопы из различных емкостей). Как вы думаете, для чего они предназначены?

(Предлагаются варианты) Как с помощью этого прибора измерить температуру? Продемонстрируйте. Но вы не определили температуру тела, вы обнаружили тепло вашего тела.

Тема нашего урока «Температура» (записать в тетрадь).

Цель урока: расширить знания о термометре – приборе повседневного пользования (сл. 4)

 

Еще в древности заметили, что состояние здоровья человека связано с теплотой тела. Температура показывает степень нагретости тела. Такое определение мы давали в 8 классе.

Температура характеризует состояние теплового равновесия системы тел: все тела системы, находящиеся друг с другом в тепловом равновесии, имеют одну и ту же температуру. Тепловое равновесие – состояние, при котором все макроскопические параметры остаются неизменными (слайд 5)

 

В 1592 г. Г. Галилей продемонстрировал термоскоп, прообраз которого вы видели. (Показать слайд с изображением термоскопа, слайд 6)

 

Как вы думаете, какие недостатки были у термоскопа?

- Не было шкалы, влияние атмосферного давления на показания термоскопа (слайд 7)

 

Посмотрите следующий слайд. Он рассказывает о первой попытке ввести шкалу (слайд 8)

 

Слайд «Цельсий» (9)

Чтобы ввести шкалу, необходимо установить постоянные точки с фиксированной температурой. В 1655 г. Х. Гюйгенс предложил выбрать температуры таяния льда (0°) и кипения воды (100°), при нормальном давлении. Такая шкала называется шкалой Цельсия.

Заполнение таблицы (слайд 10, сначала столбик «Шкала Цельсия»)

 

Шкала Цельсия

Шкала Кельвина

Единицы измерения

° С

К

За начало отсчета принята

температура таяния льда

абсолютный нуль (самая низкая температура в природе)

Соотношение параметров

объема и температуры

объема и давления

Связь между шкалами

t = Т - 273

Т = t + 273

 

Кроме шкалы Цельсия существует абсолютная шкала (шкала Кельвина). Я предлагаю вам самостоятельно найти необходимую информацию и заполнить таблицу (слайд 11)

Для проверки слайд 12 с показом шкалы Кельвина.

 

Обратить внимание на абсолютный нуль. Абсолютного нуля пока не достигли. В космосе температура

- 270°С, что на 3 градуса выше абсолютного нуля. Гелий становится жидким при температуре - 269°С, что на 4 градуса выше абсолютного нуля.

 

Проверка - «Связь между шкалами» (слайд 13). Почему стоит знак вопроса?

 

Выпрямите спины. Потрите ладонь о ладонь. Что вы чувствуете? Нагревание. Тело может менять температуру. При помощи какого прибора можно измерить температуру тела?

 

Уважаемые естествоиспытатели! Мы прошли этапы наблюдения и размышления, теперь перед нами этап экспериментальный. Перед вами термометры (раздаются разные термометры – для воды, для измерения температуры воздуха и т.д.) Можно ли ими измерить температуру вашего тела. Соблюдайте правила техники безопасности.

Подумайте и выделите основные правила измерения температуры. У кого эти задания вызвали затруднения, воспользуйтесь подсказкой (слайд 14)

Подсказка:

Можно ли термометром для измерения температуры воздуха воспользоваться для измерения температуры тела человека?

Можно ли измерить температуру, не касаясь термометром тела?

Можно ли за секунду измерить температуру?

Можно ли измерить температуру капли воды?

 

Демонстрация слайда с правилами (слайд 14)

Поднимите руку те, кто самостоятельно выделил правила? ( Нам надо развивать свое мышление)

 

Когда вы заболеваете, мама сразу несет вам термометр. Почему повышение температуры связано с заболеванием?

Нам поможет биология:

Лихорадка заставляет жизненно важные процессы тела протекать быстрее. Организм производит больше гормонов, ферментов и кровяных телец. Гормоны и ферменты, являющиеся важными химическими веществами, вырабатываемые внутри нашего тела, работают активнее. Кровяные тельца активнее борются с болезнетворными бактериями. Кровь циркулирует быстрее, мы дышим чаще, и организм скорее освобождается от продуктов отхода и ядов. А это помогает нам бороться с болезнью.

 

Слайд 15

Мы знаем, что нормальной температурой че­ловека считается 36,6°С, т.е. почти 37° С. Но температура может изменяться в пределах нормы. Например, темпе­ратура тела человека имеет самый низкий уро­вень около 4 часов утра; температура кожи ниже, чем температура внутри тела; прием пищи повы­шает температуру на час или два; мышечная ра­бота может повысить температуру; алкоголь по­нижает внутреннюю температуру.

Естествоиспытатели, подумайте, зачем космонавту скафандр? (слайд 16)

 

Какая связь между понятиями температура и кинетическая энергия? (слайд 17,18)

 

Мы с вами подошли к этапу «Знание» (слайд 19). Установите соответствие: вопросам из первого столбика найдите соответствующую фотографию ученого и заполните таблицу, расположенную ниже. Если вы правильно установите соответствие, то получите слово.

Какое слово у вас получилось?

Это слово станет вам подсказкой для выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: (слайд 20)

В сети Интернет с помощью слова «шкала» найдите информацию для подготовки реферата «Шкала Фаренгейта».

Представьте, что вы встретились с Галилео Галилеем. Составьте перечень вопросов, которые вы зададите великому физику по нашей теме.

 

В заключении, ещё раз вспомним слова Эйнштейна: «За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое…» Вы находитесь в начале пути познания. Через наблюдение, размышление, экспериментирование станете саморазвивающейся личностью.

 

Клуб естествоиспытателей завершил свою работу. Спасибо всем.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

Слайд 1
клуб естествоиспытател ей
Слайд 2
аблюде ния ПУТЬ ПОЗНАНИЯ мысль опыт знания
Слайд 3
Первое открытие Альберта Эйнштейна. За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое…
Слайд 4
Тема урока: Температура. Цель урока: расширить знания о термометре – приборе повседневного пользования.
Слайд 5
Температура Температура характеризует состояние теплового равновесия системы тел: все тела системы, находящиеся друг с другом в тепловом равновесии, имеют одну и ту же температуру. Тепловое равновесие – состояние, при котором все макроскопические параметры остаются неизменными.
Слайд 6
Термоскоп Галилея Первый прибор для наблюдений за изменением температуры (термоскоп) Галилей придумал примерно в 1597 г. Этот прибор представлял собой небольшой стеклянный шарик 1 с припаянной к нему стеклянной трубкой 2. Шарик слегка нагревали и конец трубки опускали в сосуд 3 с водой. Через некоторое время воздух в шарике охлаждался, его давление уменьшалось и вода под действием атмосферного давления поднималась по трубке вверх на некоторую высоту h. В дальнейшем при потеплении давление воздуха в шарике увеличивалось и уровень воды в трубке понижался; при охлаждении же вода в ней поднималась. Числовых значений температуры он не показывал, т. к. не имел шкалы. Кроме того, уровень воды в трубке зависел не только от температуры, но и от атмосферного давления. И все же создание термоскопа было первым и важным шагом в термометрии. наблюден ие
Слайд 7
Термоскоп Галилея наблюден ие Недостат 1.ки: Не имел шкалы. 2. Влияние атмосферно го давления.
Слайд 8
Термометр Герике В термометре бургомистра города Магдебурга Отто Герике мы встречаемся с первой попыткой ввести нуль в термометрическую шкалу. Этот термометр состоял из медного шара с U-образной трубкой, в которую был налит спирт. На поверхности спирта в открытом колене плавал поплавок, а от него шла нитка, перекинутая через блок. На конце нитки была подвешена фигурка ангела, державшего в руке палочку, которой он показывал деление шкалы, нарисованной на стене дома. Шар был выкрашен в голубой цвет, на нем были нарисованы звезды и выведена гордая надпись: « Perpetuum mobile». За нуль Герике выбрал температуру того осеннего дня 1660 года, когда был первый заморозок в городе Магдебурге. Термометр Герике имел тот же недостаток, который имел и термометр Галилея, и его можно назвать не термометром, а термоскопом, так как показания зависели от атмосферного давления.
Слайд 9
Шкала Цельсия мысль Андерс Цельсий пользовался ртутным термометром, у которого промежуток между точками таяния льда и кипения воды был разделен на 100 градусов. Чтобы избежать отрицательных чисел при измерении низких температур, он принял точку замерзания воды за 100 градусов, а точку кипения воды за 0 градусов. Однако более удобной оказалась предложенная Гюйгенсом «перевернутая» шкала, на которой температуру таяния льда обозначили 0°С, а температуру кипения воды 100° . Действие основано на увеличении объема тел при нагревании. Таким термометром впервые пользовались шведские ученые ботаник К. Линней и астроном М. Штремер. Этот термометр получил широкое распространение.
Слайд 10
Температурные шкалы Шкала Цельсия Единица °С измерения За начало температура таяния отсчета льда принята Действие увеличении основано объема при на нагревании Связь между шкалами мысль Шкала Кельвина
Слайд 11
Абсолютная шкала мысль В 1848 г. Уильям Томсон (лорд Кельвин) доказал возможность создания абсолютной шкалы температур, нуль которой не зависит от свойств воды или вещества, заполняющего термометр. Единицей измерения температуры в этой температурной шкале является один кельвин (1 К) - одна из основных единиц в системе СИ. Одновременно Кельвин обосновал понятие абсолютного нуля температуры. Именно от этого абсолютного нуля и отсчитываются температуры по шкале Кельвина. Действие основано на соотношении объёма и давления. При нагревании на 1°С объем газа увеличивается на 1/273 часть первоначального объема при 0°С, если давление остается постоянным. При охлаждении газа на 1°С будет уменьшаться давление на 1/273 часть давления при 0°С. Очевидно, если охладить газ до – 273°С, то давление уменьшится до нуля. Охладить – значит замедлить движение молекул. Но нельзя замедлять движение молекул после того, как их движение прекратилось. Температура, при которой прекращается тепловое поступательное движение молекул, называется абсолютным нулем. Т = t + 273, где Т - абсолютная температура (в кельвинах), t – температура по шкале Цельсия(°С).
Слайд 12
Температурные шкалы Шкала Цельсия Единица измерения За начало отсчета принята Действие основано на Связь между °С мысль Шкала Кельвина К температур абсолютный нуль а (самая низкая таяния температура в природе) льда соотношении увеличении объема и объема при давления нагревании t = T - 273 T = t + 273
Слайд 13
Связь между шкалами Шкала Цельсия 10°С 20°С - 173°С ? Шкала Кельвина 283 К 293 К 100 К - 500 К
Слайд 14
Правила измерения температуры опыт 1. Воспользуйтесь термометром, Можно ли термометром для измерения предназначенным данного температуры воздухадля воспользоваться для измерения температуры тела человека? измерения. Можно ли измерить касаясь 2. Приведите телотемпературу, в тепловойне контакт тела термометром? с термометром. 3. Показания термометра Можно ли за секунду измерить отсчитывайтетемпературу? после наступления теплового равновесия. 4. Можно Термометр должен иметь массу ли измерить температуру капли воды?массы тела. значительно меньше
Слайд 15
нормальная температура человека 36,6˚С температура кожи ниже, чем температура внутри тела самый низкий уровень температуры в 4 часа утра изменение температур ы тела человека прием пищи повышает температуру на час или два мышечная работа может повысить температуру алкоголь понижает внутреннюю температуру
Слайд 16
Зачем космонавту скафандр?
Слайд 17
Температура и кинетическая энергия При нагревании газа в сосуде давление увеличивается. Из уравнения МКТ: давление прямо пропорционально средней кинетической энергии поступательного движения молекул. р = 2/3 n Е При тепловом равновесии средние кинетические энергии молекул всех газов одинаковы.
Слайд 18
Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Давление температуре. прямо пропорционально p = nkT, где р – давление, Т – абсолютная температура, n – концентрация молекул, k – постоянная Больцмана. k = 1,38 · 10-23 Дж/К Средняя кинетическая энергия хаотического поступательного движения молекул газа пропорциональна абсолютной температуре. Е = 3/2 k T
Слайд 19
Вопросам из первого столбика найдите соответствующие фотографии из второго столбика (одну фотографию можно использовать несколько раз). 1.Ученый, который пытался ввести первую температурную шкалу. А 2.Ученый, в честь которого названа шкала современного термометра. К 3.Ученый, который ввел абсолютную шкалу. Л 4.Изобретатель первого термоскопа. Во второй строке таблицы поставьте соответствующие буквы и получите слово. 1 О 5.Ученый, в честь которого названа единица измерения абсолютной температуры. С Ш 2 3 4 5
Слайд 20
Домашнее задание  В сети Интернет с помощью слова «шкала» найдите информацию для подготовки реферата «Шкала Фаренгейта».  Представьте, что вы встретились с Галилео Галилеем. Составьте перечень вопросов, которые вы зададите великому физику по теме «Температура».

Полный текст материала Конспект занятия "Клуб естествоиспытателей"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Ирина Юрьевна  Публикатор
03.07.2022 0 733 97

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК