Конспект занятия "Клуб естествоиспытателей"; 10 класс
Клуб естествоиспытателей.
Сегодня я вам предлагаю вступить в виртуальный клуб естествоиспытателей (слайд 1).
Наш путь познания пройдёт через: Наблюдение – мысль – опыт – знание (слайд 2).
В различные времена самые великие люди были членами такого клуба. Например, знаменитый ученый Альберт Эйнштейн. В детстве он рос тихим ребенком, не участвовал в шумных играх, не интересовался спортом, а жил в мире своих грез. Мальчику было 5 лет, когда ему подарили компас. Игрушка его заворожила. И он сделал первое свое научное открытие: «За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое…» (слайд 3)
Проблемная ситуация.
Сделайте свое научное открытие. Начнем с наблюдений. У вас на партах приборы, которые сделаны из подручных материалов учащимися 8 класса нашей школы (термоскопы из различных емкостей). Как вы думаете, для чего они предназначены?
(Предлагаются варианты) Как с помощью этого прибора измерить температуру? Продемонстрируйте. Но вы не определили температуру тела, вы обнаружили тепло вашего тела.
Тема нашего урока «Температура» (записать в тетрадь).
Цель урока: расширить знания о термометре – приборе повседневного пользования (сл. 4)
Еще в древности заметили, что состояние здоровья человека связано с теплотой тела. Температура показывает степень нагретости тела. Такое определение мы давали в 8 классе.
Температура характеризует состояние теплового равновесия системы тел: все тела системы, находящиеся друг с другом в тепловом равновесии, имеют одну и ту же температуру. Тепловое равновесие – состояние, при котором все макроскопические параметры остаются неизменными (слайд 5)
В 1592 г. Г. Галилей продемонстрировал термоскоп, прообраз которого вы видели. (Показать слайд с изображением термоскопа, слайд 6)
Как вы думаете, какие недостатки были у термоскопа?
- Не было шкалы, влияние атмосферного давления на показания термоскопа (слайд 7)
Посмотрите следующий слайд. Он рассказывает о первой попытке ввести шкалу (слайд 8)
Слайд «Цельсий» (9)
Чтобы ввести шкалу, необходимо установить постоянные точки с фиксированной температурой. В 1655 г. Х. Гюйгенс предложил выбрать температуры таяния льда (0°) и кипения воды (100°), при нормальном давлении. Такая шкала называется шкалой Цельсия.
Заполнение таблицы (слайд 10, сначала столбик «Шкала Цельсия»)
|
Шкала Цельсия |
Шкала Кельвина |
Единицы измерения |
° С |
К |
За начало отсчета принята |
температура таяния льда |
абсолютный нуль (самая низкая температура в природе) |
Соотношение параметров |
объема и температуры |
объема и давления |
Связь между шкалами |
t = Т - 273 |
Т = t + 273 |
Кроме шкалы Цельсия существует абсолютная шкала (шкала Кельвина). Я предлагаю вам самостоятельно найти необходимую информацию и заполнить таблицу (слайд 11)
Для проверки слайд 12 с показом шкалы Кельвина.
Обратить внимание на абсолютный нуль. Абсолютного нуля пока не достигли. В космосе температура
- 270°С, что на 3 градуса выше абсолютного нуля. Гелий становится жидким при температуре - 269°С, что на 4 градуса выше абсолютного нуля.
Проверка - «Связь между шкалами» (слайд 13). Почему стоит знак вопроса?
Выпрямите спины. Потрите ладонь о ладонь. Что вы чувствуете? Нагревание. Тело может менять температуру. При помощи какого прибора можно измерить температуру тела?
Уважаемые естествоиспытатели! Мы прошли этапы наблюдения и размышления, теперь перед нами этап экспериментальный. Перед вами термометры (раздаются разные термометры – для воды, для измерения температуры воздуха и т.д.) Можно ли ими измерить температуру вашего тела. Соблюдайте правила техники безопасности.
Подумайте и выделите основные правила измерения температуры. У кого эти задания вызвали затруднения, воспользуйтесь подсказкой (слайд 14)
Подсказка:
Можно ли термометром для измерения температуры воздуха воспользоваться для измерения температуры тела человека?
Можно ли измерить температуру, не касаясь термометром тела?
Можно ли за секунду измерить температуру?
Можно ли измерить температуру капли воды?
Демонстрация слайда с правилами (слайд 14)
Поднимите руку те, кто самостоятельно выделил правила? ( Нам надо развивать свое мышление)
Когда вы заболеваете, мама сразу несет вам термометр. Почему повышение температуры связано с заболеванием?
Нам поможет биология:
Лихорадка заставляет жизненно важные процессы тела протекать быстрее. Организм производит больше гормонов, ферментов и кровяных телец. Гормоны и ферменты, являющиеся важными химическими веществами, вырабатываемые внутри нашего тела, работают активнее. Кровяные тельца активнее борются с болезнетворными бактериями. Кровь циркулирует быстрее, мы дышим чаще, и организм скорее освобождается от продуктов отхода и ядов. А это помогает нам бороться с болезнью.
Слайд 15
Мы знаем, что нормальной температурой человека считается 36,6°С, т.е. почти 37° С. Но температура может изменяться в пределах нормы. Например, температура тела человека имеет самый низкий уровень около 4 часов утра; температура кожи ниже, чем температура внутри тела; прием пищи повышает температуру на час или два; мышечная работа может повысить температуру; алкоголь понижает внутреннюю температуру.
Естествоиспытатели, подумайте, зачем космонавту скафандр? (слайд 16)
Какая связь между понятиями температура и кинетическая энергия? (слайд 17,18)
Мы с вами подошли к этапу «Знание» (слайд 19). Установите соответствие: вопросам из первого столбика найдите соответствующую фотографию ученого и заполните таблицу, расположенную ниже. Если вы правильно установите соответствие, то получите слово.
Какое слово у вас получилось?
Это слово станет вам подсказкой для выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: (слайд 20)
В сети Интернет с помощью слова «шкала» найдите информацию для подготовки реферата «Шкала Фаренгейта».
Представьте, что вы встретились с Галилео Галилеем. Составьте перечень вопросов, которые вы зададите великому физику по нашей теме.
В заключении, ещё раз вспомним слова Эйнштейна: «За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое…» Вы находитесь в начале пути познания. Через наблюдение, размышление, экспериментирование станете саморазвивающейся личностью.
Клуб естествоиспытателей завершил свою работу. Спасибо всем.
Используемая литература
-
Учебник физики 10 класс, Г. Я Мякишев, Б. Б. Буховцев
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Ирина Юрьевна
→ Публикатор 03.07.2022 0 733 97 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы