Конспект урока физики "Условие плавления тел"; 7 класс
Тема. Условие плавания тел. (Необъявленная тема).
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить с условиями плавания тел в жидкости.
Создать условия для усвоения условий плавания тел через проведение экспериментальных работ.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать материал, обобщать, делать выводы. Развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предмету.
Воспитывать потребность в использовании грамотной речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
Знать при каком соотношении силы тяжести и выталкивающей силы, а также при каком соотношении плотности тела и плотности жидкости тела всплывают, плавают внутри жидкости и тонут.
Научиться сравнивать плотность тела и плотность жидкости, а также силу тяжести и архимедову силу
Метапредметные УУД:
Познавательные:
Умение проверять правильность условия плавания тел, использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.
Регулятивные:
Умение определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Коммуникативные:
Умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им; осуществлять взаимоконтроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные УУД:
Умение проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Ход урока.
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
Цель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
1.Работа с фрагментами литературных произведений.
1) Изучение нового материала хочу начать со стихотворения «Наша Таня громко плачет». И попытаемся успокоить плачущую девочку.
Взяли спички
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша, поливали из ковша,
Тушат, тушат – не потушат,
Заливают - не зальют. (К. Чуковский)
В какой ситуации море действительно может гореть и его нельзя « залить водой»?
Ответ. Море может «гореть», когда на его поверхности разливается горючая жидкость, плотность которой меньше плотности воды (нефть и нефтепродукты).
2.Знакомство с окружающей жизнью, практическим применением.
3.Приём «Согласен – Не согласен»
Я утверждаю, что
1.На тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила
2. Она направлена вертикально вверх
3. На тело всегда действует сила тяжести, направленная вертикально вниз
4. Любое тело из железа тонет
5. Железный корабль плавает в воде
6. Деревянная доска тонет
7. Рыба плавает как внутри, так и на поверхности воды
8. На море труднее плавать, чем в речке
9. Железный гвоздь тонет в воде
10. На тело, находящееся в жидкости во всех примерах действуют две силы, направленные в противоположные стороны
11. Во всех примерах тела всплывают, плавают внутри жидкости или тонут
Проверка
1.
согласен
2. согласен
3. согласен
4. не согласен
5. согласен
6. не согласен
7. согласен
8. не согласен
9.согласен
10. согласен
11. согласен
Почему одни тела опускаются на дно, т.е. тонут, другие тела плавают, а некоторые всплывают? Вот на эти вопросы мы сегодня и будем искать ответы.
Давайте свяжем их с темой нашего урока. Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.
2. Изучение нового материала – «открытие» новых знаний.
Цель: Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи.
Запишите в рабочих тетрадях сегодняшнее число, тему урока: «Условие плавания тел»
Работа с таблицей ЗХУ
Я знаю |
Я хочу узнать |
Я узнал |
|
|
|
|
|
|
Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему тела по-разному располагаются в жидкости? От чего это может зависеть?
(Возможные ответы и предположения): тяжелое тело тонет, лёгкое - плавает; вода выталкивает тело; зависит от массы тела; смотря какая жидкость; от силы тяжести, от архимедовой силы, от материала, из которого сделано физическое тело.
Если на тело действуют две силы, то какие варианты их соотношения возможны?
FТ >FА FТ =FА FТ <FА
Куда направлена равнодействующая сил в каждом случае? Что это означает?
Обсуждение и решение проблем:
Учащиеся разбиты на 4 группы.
Учащимся предложены следующие варианты заданий:
1группа. Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде; воспользуйтесь таблицей плотности соответствующих веществ. Результаты внести в таблицу:
Название тела |
Плотность вещества кг/м3 |
Плотность жидкости (чистая вода) кг/м3 |
Всплывает, плавает внутри жидкости или тонет |
Алюминиевый цилиндр |
|
|
|
Железный гвоздь |
|
|
|
Сосновая спичка |
|
|
|
Парафиновая свеча |
|
|
|
|
|
|
|
Пробка |
|
|
|
2 группа. Пронаблюдать, какие из предложенных тел (алюминиевый цилиндр, железный гвоздь, сосновая спичка, пробка, свеча из парафина) тонут, и какие плавают в чистой воде, соленой воде, в растительном масле; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и плотности жидкости.
Название тела |
Плотность вещества кг/м3 |
Чистая вода Плотность жидкости кг/м3 |
Соленая вода (морская) Плотность жидкости кг/м3 |
Подсолнечное масло Плотность жидкости кг/м3 |
Всплывает, плавает внутри жидкости или тонет |
Алюминиевый цилиндр |
|
|
|
|
|
Железный гвоздь |
|
|
|
|
|
Сосновая спичка |
|
|
|
|
|
Пробка |
|
|
|
|
|
Парафиновая свеча |
|
|
|
|
|
3 группа.
Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из трех пробирок, с силой тяжести каждой пробирки. Сделать вывод на основании результатов опытов.
№ опыта. |
Выталкивающая сила, действующая F,Н |
Сила тяжести F,Н F=m·g |
Всплывает, плавает внутри жидкости или тонет |
1 |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4 группа. а) Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
Для выполнения задания нужны сосуд с водой и кусок пластилина.
б) Заставить плавать картофель в воде. Для выполнения задания нужны сосуд с водой, картофель и соль, динамометр, цилиндр измерительный, весы и гири.
3.Отчёты групп по результатам проведённой работы
Методические приемы: Необъявленная тема, Да - нет, ЗХУ, Мозговой штурм, Проблемная ситуация, эксперимент.
4.Подведение урока и рефлексия.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баринова Альбина Харисовна
→ Публикатор 16.10.2024 0 111 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.