Статья "Научно-исследовательская работа учащихся как средство формирования профессиональных компетенций"
С.В.Чубаева
г.Челябинск
Научно-исследовательскаяработаучащихсякаксредствоформирования профессиональных компетенций
Одной из основных задач современного образования является повышение уровня и улучшение качества обучения. Внедрение компетентностного подхода способствует решению данной задачи. Данный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений,позволяющих имвбудущем действоватьэффективно вситуациях личной, общественной и профессиональной жизни.
Каждыйстаршеклассникдумаетовыборесвоейбудущейпрофессии. В любой сфере трудовой деятельности для оценки профессиональных качеств будущего работника применяют понятие «компетентность». Под ним понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению.
Профессиональные компетенции старшеклассников заключаются в умении оценивать собственную профессиональную направленность, организовывать деятельность и деятельность других, владеть орудиями и техниками труда.
Первоначальные профессиональные качества личности, формируемые в процессе обучения в школе: способность к профессиональной деятельности; профессиональная любознательность; способность организовывать свой труд;способность организовывать работу в коллективе; способность к освоению инноваций; способность связывать учебные технологии с практическим применением изучаемого материала.
Процесс формирования профессиональных компетенций у учащихся неотделим от исследовательской деятельности. Научно-исследовательская работа -очень непростое и трудоемкое занятие, которое обучает школьников научному поиску и новым возможностям. Увлечь детей самостоятельно, в ходе собственных творческих поисков заниматься данным видом деятельности может только учитель, который сам мотивирован на такую работу с детьми. Задачами учителя становятся сопровождение исследовательской деятельности учащихся, создание наиболее эффективных условий для совершения этой деятельности.
Для исследователей профессионально важными качествами являются: любознательность, способность продолжительное время заниматься решениемоднойитойжепроблемы;творческоемышление,богатая
фантазия, наблюдательность, способность к критике и самокритике, прилежание, дисциплинированность, способность ладить с людьми.
Научно-исследовательскую деятельность учащихсяна уроках можно реализовать, применяя проектные технологии, технологии смешанного обученияили перевернутого обучения.
На таких уроках применяются учебные ситуации и задания, которые от- крывают для учеников возможность применять и развивать профессио- нальные компетенции.
Основныехарактеристикизаданий:
-учебная задача предполагает больше одного или множество возможныхрешений;
-в центре задачи лежит либо мини-проект, либо создние/конструирование некоторого продукта с использованием нестандартных средств;
-заданиедаетвозможностьдляразвитиякраткоочерченногосюжетаврамках заданной предметной проблемы;
-заданиепредполагаетработувгруппесвозможнымвыделениемподзадач для автономной либо парной работы;
-задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в от- крытых источниках;
задача по определенному предмету может включать поиск и использова- ние информации из других предметов.
Большие возможности для развития научно-исследовательской деятельности школьников предоставляет организация внекласснойработы. Например, организация кружков, элективных курсов, индивидуальных занятий. Такие занятия проводятся с учетом интересов учащихся. Главной целью данных занятий является выявление и развитие творческих способностей учеников с учетом индивидуальных задатков и особенностей. Во время таких занятий необходимо уделять большое внимание межпредметным связям, что особенно важно для профессиональной ориентации учащихся.
Результатом научно-исследовательской деятельности учащихся может быть проект, который школьник представляет на различных конкурсах и конференциях, выставках. В ходе работы над проектом у ребенка растет самооценка и уверенность в себе. Участие в конкурсах способствует формированию ответственности за результаты своего труда.
Научно-исследовательскиепроектымогутстатьдлястаршеклассников осязаемым успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере.
Литература
Громов, Р. М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательномпространстве/Р.М.Громов.—Текст//Молодойученый.
—2016.—№21(125). —С.862-864.—URL:
https://moluch.ru/archive/125/34898/(датаобращения:15.11.2020)
Иванов,Д.А.Оключевыхкомпетенцияхикомпетентностномподходев образовании / Д.А. Иванов. - Текст // Школьные технологии. Научно- практический журнал. - 2007. - № 5 - С. 51-62.
Андрусенко, С. Ф.,Кравцова Е. Ю. Профессиональная ориентация выпускниковшколвВУЗчерезразвитиенаучно-исследовательской деятельностиучащихся./С.Ф.Андрусенко,Е.Ю.Кравцова.–Текст
//ВестникСтавропольскогогосударственногоуниверситета.-2010№71с.file:///C:/Users/Света/Downloads/professionalnaya-orientatsiya-vypusknikov-
4. Пинская, М.А., Михайлова А.М. Компетенции «4К»:формирование и оценканауроке:Практическиерекомендации/М.А.Пинская,Михайлова А.М. - М.:Корпорация «Российский учебник» - 2009. - 76 с.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Чубаева Светлана Викторовна
→ венера75 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.