Тематическое планирование по математике. 5 класс
Принято: ШМО протокол № _______
Утверждено:
приказ директора по школе № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5 класс (6 часов в неделю)
учителя математике второй квалификационной категории
МОУ СОШ №12 им. академика В.И.Кудинова
Ахметзяновой Гузель Наилевны
Всего часов: 204
2011-2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на базе авторской программы Н.Я. Виленкина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике в 5 классе. Примерная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)общего образования на базовом и профильном уровне(пр.министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект:
Учебник: Математика 5 класс (Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2007г.)
Контрольные работы по математике (В.И.Жохов,2007г)
Контрольные и самостоятельные работы по математике (А.С.Чесноков, 2007г.)
Тесты к школьному курсу (В.В.Комарова, 2007г.)
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Для выработки вычислительных навыков и умений и для адаптации ребенка к курсу математики среднего звена введен 1 час школьного компонента. На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков. Для отработки вычислительных навыков у детей заведены специальные тетради, в которых они работают, как дома, так и в классе (на время ). А так же заведены контрольные листы, которые помогают контролировать навыки вычисления с периодичностью – один раз в месяц.
Еженедельно проводиться техника счета. Контроль один раз в месяц.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно - индуктивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в 4-ой четверти. Примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.
Основная цель обучения математики в 5 классе:
Выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
Обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
Сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Обязательные результаты составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА.
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Натуральные числа и шкалы |
18 |
2 |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
24 |
3 |
Умножение и деление натуральных чисел |
30 |
4 |
Площади и объемы |
16 |
5 |
Обыкновенные дроби |
29 |
6 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
18 |
7 |
Умножение и деление десятичных дробей |
32 |
8 |
Инструменты для вычислений и измерений |
20 |
9 |
Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей |
4 |
10 |
Итоговое повторение |
13 |
|
итого |
204 |
|
Контрольных работ |
14 |
3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
№ ур. |
Темы уроков |
Требования к знаниям и умениям по разделу |
|
Знать |
Уметь |
||
|
§
1. Натуральные числа и шкалы |
||
1-3 |
Обозначение натуральных чисел, п. 1 |
Понятия натурального число, цифры, десятичной записи числа, классов, разрядов. Таблицу классов и разрядов Обозначение разрядов. Общепринятые сокращения записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойство натурального ряда чисел, однозначные, двузначные, многозначные числа. |
Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные, составлять числа из разрядных единиц. |
4-7 |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п. 2 |
Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка длины отрезка, обозначение отрезков. Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы). ·Измерительные инструменты. |
Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, лучи, треугольники. Измерять и сравнивать отрезки. Выражать длину (массу) в различных единицах. |
8-10 |
Плоскость, прямая, луч, п. 3 |
Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение. Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение. |
Показывать предметы, дающие представление о плоскости. |
11-13 |
Шкалы и координаты, п. 4 |
Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки. |
Определять цену деления шкалы, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков. Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам. |
14-17 |
Меньше или больше, п. 5 |
Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство |
Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча. Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. |
18 |
Контрольная работа № 1по теме «Натуральные числа и шкалы», п.1-5. |
|
|
|
Основные понятия: натуральные числа, отрезок, длина отрезка, плоскость, прямая, луч, шкалы и координаты, меньше и больше.
§
2. Сложение и вычитание натуральных
чисел |
||
19-24 |
Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6 |
Понятия действий сложения и вычитания. Компоненты сложения и вычитания. Свойства сложения и вычитания натуральных чисел. Понятие периметра многоугольника. Алгоритм арифметических действий над многозначными числами |
Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча. Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания. Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений. Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания. Раскладывать число по разрядам и наоборот. |
25-29 |
Вычитание, п. 7 |
||
30 |
Контрольная работа № 2по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», п.6-7. |
|
|
31-34 |
Числовые и буквенные выражения, п. 8 |
Понятия числового и буквенного выражений. Буквенную запись свойств сложения и вычитания. |
Читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений. Читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы. Составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи. Составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение. Упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания. Находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или буквенных выражений). |
35-37 |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9 |
||
38-41 |
Уравнение, п. 10 |
Понятия уравнения, его корня. Понимать, что значит решить уравнение. |
Решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание), выполнять проверку. Решение текстовых задач с помощью составления линейных уравнений. |
42 |
Контрольная работа № 3по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение линейных уравнений и текстовых задач. (Числовые и буквенные выражения)», п.8-10. |
|
|
|
Основные понятия: сложение и вычитание натуральных чисел и их свойства, числовые и буквенные выражения, буквенная запись свойств сложения и вычитания, уравнение. § 3. Умножение и деление натуральных чисел (30 уроков) |
||
43-48 |
Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11 |
Таблицу умножения. Понятия действий умножения и деления. Компоненты умножения и деления. Свойства умножения и деления натуральных чисел. Разложение числа на множители, приведение подобных. |
Заменять действие умножения сложением и наоборот. Находить неизвестные компоненты умножения и деления. Умножать и делить многозначные числа столбиком. |
49-55 |
Деление, п. 12 |
||
56-58 |
Деление с остатком, п. 13 |
Деление с остатком, неполное частное, остаток. |
Выполнять деление с остатком. |
59 |
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения», п.11-13. |
|
|
60-66 |
Упрощение выражений, п. 14 |
|
Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление). Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения. Решать уравнения, которые сначала надо упростить. Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части). |
67-69 |
Порядок выполнения действий, п. 15 |
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). Понятия программы вычислений и команды. |
Находить действие первой и второй ступени в выражениях, выполнять их, расставив порядок действий. Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования. Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. |
70-71 |
Квадрат и куб, п. 16 |
Понятия квадрата и куба числа. Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел. |
Вычислять квадраты и кубы чисел. |
72 |
Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач», п.14-16 |
|
|
|
Основные понятия: умножение натуральных чисел и его свойства, деление, деление с остатком, упрощение выражений, порядок выполнения действий, квадрат и куб. §
4. Площади и объемы |
||
73-75 |
Формулы, п. 17 |
Понятие формулы. Формулу пути (скорости, времени). Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба. Измерения прямоугольного параллелепипеда. Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника. Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба. Равные фигуры. Свойства равных фигур. Единицы измерения площадей и объемов.
|
Читать и записывать формулы. Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней. Решать задачи, используя свойства равных фигур. Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. |
76-78 |
Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18 |
||
79-82 |
Единицы измерения площадей, п. 19 |
||
83-84 |
Прямоугольный параллелепипед, п. 20 |
||
85-87 |
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п.21 |
||
88 |
Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объемы», п.17-21. |
|
|
|
Основные понятия: формула, площадь, формула площади прямоугольника, единицы измерения площади, прямоугольный параллелепипед, объем, объем прямоугольного параллелепипеда. §
5. Обыкновенные дроби |
||
89-91 |
Окружность и круг, п. 22 |
Понятия окружности, круга и их элементов. Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби. Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей. Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей. Понятия правильной и неправильной дроби. |
Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы. Читать и записывать обыкновенные дроби. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что они показывают. Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче. Распознавать и решать три основные задачи на дроби. Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. |
92-96 |
Доли. Обыкновенные дроби, п. 23 |
||
97-99 |
Сравнение дробей, п. 24 |
||
100-102 |
Правильные и неправильные дроби, п. 25 |
||
103 |
Контрольная работа № 7 по теме «Обыкновенные дроби», п.22-25. |
|
|
104-107 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26 |
Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Дробная черта – знак деления. Свойство деления суммы на число. Понятия смешанного числа, его целой и дробной частей. Правило выделения целой части из неправильной дроби. Правило представления смешанного числа в виде неправильной дроби. Правила сложения и вычитания смешанных чисел. |
Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей. Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби. Выделять целую часть из неправильной дроби. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби. Складывать и вычитать смешанные числа. |
108 110 |
Деление и дроби, п. 27 |
||
111 113 |
Смешанные числа, п. 28 |
||
114-116 |
Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29 |
||
117 |
Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей(смешанных чисел)»,п.26-29. |
|
|
|
Основные понятия: окружность и круг, доли, обыкновенные дроби, сравнение дробей, правильные и неправильные дроби, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, деление и дроби, смешанные числа, сложение и вычитание смешанных чисел. § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 уроков) |
||
118-120 |
Десятичная запись дробных чисел, п. 30 |
Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части. Правило сравнения десятичных дробей. Правило сравнения десятичных дробей по разрядам. Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей. Правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия). Свойства сложения и вычитания десятичных дробей. |
Иметь представление о десятичных разрядах. Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. · Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. Изображать десятичные дроби на координатном луче. Складывать и вычитать десятичные дроби. Раскладывать десятичные дроби по разрядам. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. |
121-124 |
Сравнение десятичных дробей, п. 31 |
||
125-131 |
Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32 |
||
132-134 |
Приближенные значения чисел. Округление чисел, п. 33 |
Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком (с избытком). Понятие округления числа. Правило округления чисел, десятичных дробей до заданного десятичного разряда. |
Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. |
135 |
Контрольная работа № 9по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей», п.30-33 |
|
|
|
Основные понятия: Десятичная запись дробных чисел, сравнение десятичных дробей, приближенные значение чисел округление чисел. §
7. Умножение и деление десятичных
дробей |
||
136-139 |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34 |
Понятие произведения десятичной дроби на натуральное число. Правило умножения десятичной дроби на натуральное число (правило постановки запятой в результате действия). |
Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. |
140-145 |
Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35 |
||
146 |
Контрольная работа № 10по теме «Умножение и деление десятичных дробей (на натуральные числа)», п.34-35. |
|
|
147-152 |
Умножение десятичных дробей, п. 36 |
Правило умножения на 10, 100, 1000 и т.д. Правило умножения на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д. Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия). Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия). · Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д. · Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д. Свойства умножения и деления десятичных дробей. |
Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби. Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями. |
153-158 |
Деление десятичных дробей, п. 37 |
||
159-161 |
Деление на десятичную дробь, п. 37 |
||
162-166 |
Среднее арифметическое, п. 38 |
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности. |
Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. |
167 |
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей», п.36-38. |
|
|
|
Основные понятия: Умножение десятичных дробей на натуральные числа, деление десятичных дробей на натуральные числа, умножение десятичных дробей, деление десятичных дробей, деление на десятичную дробь, среднее арифметическое. §
8. Инструменты для вычислений и
измерений |
||
168-169 |
Микрокалькулятор, п. 39 |
Понятие процента. Знак, обозначающий «процент». Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот. Основные виды задач на проценты. |
Вводить в микрокалькулятор натуральное число, десятичную дробь. Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями. Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот. Вычислять проценты с помощью калькулятора. Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какойлибо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. |
170-175 |
Проценты, п. 40 |
||
176 |
Контрольная работа № 12по теме «Проценты. Основные задачи на проценты», п.39-40. |
|
|
177-180 |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п. 41 |
Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол». · Свойство углов треугольника. · Измерительные инструменты. · Понятие биссектрисы угла. · Алгоритм построения круговых диаграмм. |
Различать углы с помощью чертежного треугольника, обозначать их и читать. Измерять и строить углы, биссектрисы углов с помощью транспортира. Строить и читать круговые диаграммы. Использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах, для построения диаграмм. |
181-184 |
Измерение углов. Транспортир, п. 42 |
||
185-186 |
Круговые диаграммы, таблицы. п. 43 |
||
187 |
Контрольная работа № 13 по теме «Угол. Измерение и построение углов. (Круговые диаграммы, таблицы)», п.41-43. |
|
|
188-190 |
Решение комбинаторных задач методом перебора возможных вариантов |
|
Решать комбинаторные задачи методом перебора возможных вариантов, распознавать случайные, достоверные и невозможные события.
|
191 |
Случайные, достоверные и невозможные события |
||
192-203 |
Итоговое повторение курса математики 5 класса, п. 44 |
Основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения уравнений и задач, преобразования выражений, изучаемых в курсе математики 5 класс |
Читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа. Выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей. Выполнять простейшие устные вычисления. Определять порядок действий и находить значения числовых выражений. Решать текстовые задачи арифметическим способом. · Распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры (линии, прямоугольный параллелепипед, куб), соотносить геометрические формы с формой окружающих предметов. · Владеть практическими геометрическими навыками: изображать геометрические фигуры и тела; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины; оценивать «на глаз» размеры предметов; переходить от одних единиц (длины, площади, объема и массы) к другим; вычислять площади прямоугольника, квадрата, фигур, составленных из прямоугольников. Комментировать ход решении задачи; пересказывать содержание задачи, выделяя известные данные и постановку вопроса; составлять простейшие фабульные задачи, решаемые с помощью заданного действия. |
204 |
Контрольная работа № 14 «Итоговая контрольная работа за курс математики 5-го класса». |
|
|
|
Основные понятия: Микрокалькулятор, проценты, угол, прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, измерение углов, транспортир, круговые диаграммы, случайные, достоверные и невозможные события,
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахметзянова Гузель Наилевна
→ 20109098 04.09.2011 0 2894 512 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.