Проект на тему «Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»
Принято УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом Совете Заведующая ДОУ
протокол №____от______ _________Токарева О.И.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
г. Вольска Саратовской области»
Проект на тему:
«Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»
Педагога-психолога первой квалификационной категории
Субботиной Татьяны Викторовны
2009год
Содержание:
Актуальность проекта
Результаты диагностических исследований
Проект-программа
План реализации проекта.
Приложения
Актуальность проекта
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлении. Или одному чувству.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
корректируется первоначальная формулировка задачи;
строится модель;
определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
составляется ИКР (идеальный конечный результат);
выявляются и анализируются физические противоречия;
прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Очень важным для развития воображения являются задания на исследования образа представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представления на отдельные части, анализировать, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:
Наследственность;
Специально организованное обучение;
Собственная активность ребёнка, его удовольствие и радость в умственной деятельности;
Окружающий социум (родители, педагоги, дети)
Результаты диагностических исследований по выявлению уровня развития воображения
в мае 2009года
Технологическая карта проекта.
Содержание |
Пояснения |
Название проекта |
Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ» |
Тип |
Психолого-педагогический |
Организатор, куратор проекта |
Педагог-психолог ДОУ Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе |
Участники |
Дети, педагоги |
Целевая группа |
Воспитанники ДОУ 3-7 лет |
Масштаб |
Долгосрочный |
Основания для разработки проекта, проблема |
Любой ребёнок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. Неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одарённости в зародыше, проблема проявления творчества педагогов в работе с детьми |
Цель |
Развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребёнка. |
Задачи |
Дать малышам комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно Сформировать у детей принципы самостоятельности мышления Развитие творческих способностей детей Учить самостоятельно создавать образ новой вещи, явления, не имеющих аналогов на основе умственных действий. Вовлечь педагогов в творческий поиск |
Стратегии и механизмы реализации |
Составление тематических планов работы, отдельных проектов по направлениям, назначить ответственных, определение сроков. |
Ожидаемые результаты |
Количественные: В проекте примут участие детей дошкольного возраста, взрослых Качественные: Умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов Развитие у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Вооружение воспитателей инструментом по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта |
Беглость, гибкость, оригинальность мышления
|
План реализации проекта.
Направления работы |
Содержание деятельности |
Сроки выполнения |
Работа с детьми |
Диагностика познавательных процессов, уровня развития воображения Еженедельные занятия с использованием алгоритмов ТРИЗ, согласно лексических тем Детское творчество на любые темы |
2 раза в год
В течение года
В течение года |
Сотрудничество с родителями |
Лекция – диалог «Что такое ТРИЗ» Консультация «Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого мышления» Тренинговое занятие с использованием метода МШ « учим творчески мыслить» открытое занятие для родителей с использованием методов ТРИЗ мини - дискуссия |
Сентябрь
Октябрь
Январь
май |
Сотрудничество с педагогами |
консультация «Использование алгоритмов ТРИЗ в развитии креативности мышления» Тест «Удовлетворённость работой» Тренинговое занятие с использование МШ «Наши дети - умники и умницы» Беседа «Творческое развитие дошкольников в игре» Конкурс знатоков педагогических секретов
|
Сентябрь
Ноябрь
Январь
Апрель
май |
Методическое сопровождение |
Микроисследование, анкетирование педагогов Приобретение и изучение литературы по вопросам развития креативности Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по проблеме развития креативности Оформление информационно-методических стендов с методическими рекомендациями, практическими советами по развитию творческого потенциала
|
Октябрь
Систематически
систематически |
Приложение № 1
Примерный план работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Тема занятия |
Примерное содержание |
Осень |
Ритуал начала занятия Этюд «Осенние листочки» Нахождение противоречий «Чудесный мешочек» Продуктивная деятельность «Кто в домике живёт» |
Труд людей в природе |
Ритуал начала занятия Игра «Осень в гости к нам пришла» Этюд «Как мы трудимся» Использование метода эмпатии Ритуал окончания занятия |
Фрукты, овощи |
Ритуал начала занятия Игра «Чудесный мешочек» Нахождение противоречий Решение противоречия :все хотят попробовать. А фруктов и овощей на всех не хватит Игра «Угадай на вкус» МФО знакомство |
Лес (деревья, растения, насекомые) |
Ритуал начала Противоречия «Лес-хорошо-плохо» Метод эмпатии Выполнение этюдов Ритуал окончания |
Птицы
|
Ритуал начала Метод эмпатии Метод фантастической аналогии Выполнение этюдов Ритуал окончания |
Хлеб всему голова |
. Ритуал начала занятия Игра «быстро-медленно» Фантастическая сказка про хлеб Игра «Пройди по дну ручья» Ритуал окончания занятия. |
Свойства материалов |
Ритуал начала занятия Комплекс заданий на определение разнообразных поверхностей Твёрдости-мягкости; Видов материалов; Тепла-холода; Веса; Скорость движения 3 МФО «Из чего сделаны игрушки» или «Необыкновенная игрушка» 4.Игра «Обезьянки» 5. Ритуал окончания занятия |
Домашние животные |
Ритуал начала Выполнение этюдов МФО «Если бы» (наделение животных признаками другого домашнего животного) Продуктивная деятельность Ритуал окончания. |
Дикие животные |
Ритуал начала занятия Выполнение этюдов МШ «Несуществующее животное» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия. |
Человек и его здоровье |
Ритуал начала занятия. Игра «В сказочном лесу» Моделирование маленькими человечками Игра «С кочки на кочку», «Держи равновесие» Ритуал окончания занятия |
Осень |
См. конспект |
Зима |
См.конспект |
Как зимуют животные и птицы |
Ритуал начала занятия Сказка по методу эмпатии «Если бы я был птицей»… «Представь, что ты…» Арттерапия «В зимнем лесу» Игра «По следам» Ритуал окончания занятия |
Зимние забавы |
Ритуал начала занятия Приветсвие МФО «Зимние забавы» Этюды «Катание на санках, коньках, на лыжах» Ритуал окончания занятия |
Новогодний праздник
|
Ритуал начала занятия МФО «Придумаем подарок» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Человек и спорт |
Ритуал начала занятия МФО «Лыжи, санки, коньки» Этюд «Мы на прогулке» Ритуал окончания занятия |
Посуда |
.Ритуал начала занятия 2.МШ «Придумать новую посуду» 3.Метод синектики по аналогиям 4.Придумывание фантастических сказок «Жила-была посуда» 5.Ритуал окончания занятия |
Семья |
Ритуал начала занятия Этюд «Любящие родители» Выстраивание аналогий по методу синектики Прямая; Фантасическая Компонентная 4.Ритуал окончания занятия |
Мебель |
Ритуал начала занятия МШ «Придумать новую мебель для кукол» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Наша армия родная |
Ритуал начала занятия Этюд «На посту» Метод нахождения противоречий Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Проводы зимы Встреча весны |
Ритуал начала занятия Представь и покажи: Мягкий пушистый снег; Тёплое ласковое солнце; Холодный дождик; Теплый дождик: Холодный ветер 3.Метод противоречий «Весна-зима» 4. МФО «Весна – зима» 5. Ритуал окончания занятия |
Наши мамы |
Ритуал начала занятия МФО «Придумать новую посуду, чтобы облегчить маме работу» Этюды «Маме улыбнемся», «Любящий сын» Игра драматизация «Найди свою маму» Ритуал окончания занятия |
Животные жарких стран |
Ритуал начала занятия Фантастические сказки «Кто как разговаривает Метод эмпатии «Если бы я был…» Ритуал окончания занятия |
Животные Севера |
Ритуал начала занятия Метод эмпатии Этюд «Прогулка животных» МФО «Фантастическое животное» Ритуал окончания занятия |
Наш город |
Ритуал начала занятия. МФО «Фантастический город» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Наша страна |
Ритуал начала занятия МФО «Фантастическая страна2 Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Планета Земля |
Ритуал начала занятия. МШ «Планета Земля» Рисование сказочной планеты Ритуал окончания занятия |
Транспорт |
Ритуал начала занятия. МШ «Придумать новый вид транспорта» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия
|
ОЗОЖ |
Ритуал начала занятия МФО «Прогулки», «Подвижные игры» Упражнения на образно-пластическое взаимодействие «Насос и мяч», «Поиграем с воздушным шариком», «Ветер и цветок» Ритуал окончания занятия |
Весна |
Ритуал начала занятия МШ «Придумать фантастическую весну» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Весна |
Ритуал начала занятия. Метод нахождения противоречий МФО «Весна» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Человек и его тело |
Ритуал начала занятия Творческая игра «Кто здесь кто» Метод эмпатии «Если бы я был…» Ритуал окончания занятия |
Примерный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема занятия |
Примерное содержание |
Осень |
Ритуал начала занятия Этюд «Осенние листочки» Нахождение противоречий МШ «Фантастическая осень 5.Продуктивная деятельность |
Труд людей в природе |
Ритуал начала занятия Игра «Осень в гости к нам пришла» Этюд «Как мы трудимся» Использование метода эмпатии Ритуал окончания занятия |
Фрукты, овощи |
Ритуал начала занятия игра «Чудесный мешочек» Нахождение противоречий Решение противоречия :все хотят попробовать. А фруктов и овощей на всех не хватит «Гигантские овощи» Игра «Угадай на вкус» МФО знакомство |
Лес (деревья, растения, насекомые) |
Ритуал начала Противоречия «Лес-хорошо-плохо» Метод эмпатии Выполнение этюдов Ритуал окончания |
Птицы
|
Ритуал начала Метод эмпатии Метод фантастической аналогии Выполнение этюдов Ритуал окончания |
Хлеб всему голова |
. Ритуал начала занятия Игра «быстро-медленно» Фантастическая сказка про хлеб Игра «Пройди по дну ручья» Ритуал окончания занятия. |
Свойства материалов |
Ритуал начала занятия Комплекс заданий на определение разнообразных поверхностей Твёрдости-мягкости; Видов материалов; Тепла-холода; Веса; Скорость движения МФО «Из чего сделаны игрушки» или «Необыкновенная игрушка» .Игра «Обезьянки» Моделирование маленькими человечками . Ритуал окончания занятия |
Домашние животные |
Ритуал начала Выполнение этюдов МФО «Если бы» (наделение животных признаками другого домашнего животного) Продуктивная деятельность Ритуал окончания. |
Дикие животные |
Ритуал начала занятия Выполнение этюдов МШ «Несуществующее животное» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия. |
Человек и его здоровье |
Ритуал начала занятия. Игра «В сказочном лесу» Моделирование маленькими человечками Игра «С кочки на кочку», «Держи равновесие» Ритуал окончания занятия |
Осень |
См. конспект |
Зима |
См.конспект |
Как зимуют животные и птицы |
Ритуал начала занятия Сказка по методу эмпатии «Если бы я был птицей»… «Представь, что ты…» Арттерапия «В зимнем лесу» Игра «По следам» Ритуал окончания занятия |
Зимние забавы |
Ритуал начала занятия Приветсвие МФО «Зимние забавы» Этюды «Катание на санках, коньках, на лыжах» Ритуал окончания занятия |
Новогодний праздник
|
Ритуал начала занятия МФО «Придумаем подарок» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Рождество |
Ритуал начала занятия МШ «Фантастическое рождество» Этюд «Мы на прогулке» Ритуал окончания занятия |
Посуда |
.Ритуал начала занятия .МШ «Придумать новую посуду» .Метод синектики по аналогиям .Придумывание фантастических сказок «Жила-была посуда» .Ритуал окончания занятия |
Семья |
Ритуал начала занятия Этюд «Любящие родители» Выстраивание аналогий по методу синектики Прямая; Фантасическая Компонентная .Ритуал окончания занятия |
Мебель |
Ритуал начала занятия МШ «Придумать новую мебель для кукол» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Мужские профессии |
Ритуал начала занятия Этюд «На посту» Метод нахождения противоречий Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Проводы зимы Встреча весны |
Ритуал начала занятия Представь и покажи: Мягкий пушистый снег; Тёплое ласковое солнце; Холодный дождик; Теплый дождик: Холодный ветер .Метод противоречий «Весна-зима» МФО «Весна – зима» . Ритуал окончания занятия |
Женские профессии |
Ритуал начала занятия МФО «Придумать новую посуду, чтобы облегчить маме работу» Этюды «Маме улыбнемся», «Любящий сын» Игра драматизация «Найди свою маму» Ритуал окончания занятия |
Животные жарких стран |
Ритуал начала занятия Фантастические сказки «Кто как разговаривает Метод эмпатии «Если бы я был…» Ритуал окончания занятия |
Животные Севера |
Ритуал начала занятия Метод эмпатии Этюд «Прогулка животных» МФО «Фантастическое животное» Ритуал окончания занятия |
Наш город |
Ритуал начала занятия. МФО «Фантастический город» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Наша страна |
Ритуал начала занятия МФО «Фантастическая страна2 Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Планета Земля |
Ритуал начала занятия. МШ «Планета Земля» Рисование сказочной планеты Ритуал окончания занятия |
Транспорт |
Ритуал начала занятия. МШ «Придумать новый вид транспорта» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия
|
ОЗОЖ |
Ритуал начала занятия МФО «Прогулки», «Подвижные игры» Упражнения на образно-пластическое взаимодействие «Насос и мяч», «Поиграем с воздушным шариком», «Ветер и цветок» Ритуал окончания занятия |
Весна |
Ритуал начала занятия МШ «Придумать фантастическую весну» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Весна |
Ритуал начала занятия. Метод нахождения противоречий МФО «Весна» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
Скоро в школу |
Ритуал начала занятия МШ «Необыкновенная школа» Метод эмпатии «Если бы я был…» Продуктивная деятельность Ритуал окончания занятия |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Субботина Татьяна Викторовна
→ LAGUNA2532 15.01.2012 0 4571 1086 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.