Рабочая программа по предмету "Природоведение"; 5 класс
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИСТРАЦИИ
ЗАТО г. СЕВЕРОМОРСК
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
«УТВЕРЖДАЮ»
_________И.А. Паллонен
«___»__________2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет «Природоведение»
5 класс
1
год реализации
Разработчик: Т.Г.Савенкова,
учитель химии и биологии
высшей категории ______________
Обсуждена и согласована Принята Педагогическим
на методическом объединении Советом
естественнонаучного цикла
Протокол № ……. Протокол №………
от «…..»…………….2008 г. от «……»……………2008 г.
н.п. Североморск 3
2008 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
V класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая учебная программа по природоведению составлена на основе:
примерной программы основного общего образования (базовый уровень, 5 класс), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
регионального базисного учебного плана (приказ КОМО от 30.06.2006 г. №811)
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.
Рабочая учебная программа является ориентиром при тематическом планировании курса учителем.
В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Элементы программы, базирующиеся на таких технологиях, помещены в квадратных скобках […]. Они являются необязательными, перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий и соответствующей подготовленности учителей.
Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.
Структура документа
Рабочая программа по природоведению включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, перечнем демонстраций и ученических практических работ; требования к уровню подготовки Обучающихся, заканчивающих 5 класс.
Общая характеристика учебного предмета
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Рабочая учебная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления обучающихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и рабочую программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
Рабочая программа модифицирована. На материал второго содержательного раздела «Многообразие тел, веществ и явлений природы» отводится на 4 часа больше, чем в примерной программе (44 вместо 40). На материал третьего содержательного раздела «Здоровье и безопасность жизни» отводится на 2 часа больше, чем в примерной программе (12 вместо 10). Это связано с введением НРК ГОС в соответствующие разделы. Основу НРК ГОС составили следующие содержательные линии: особенности северной природы, причины ее уязвимости, меры по ее защите; влияние условий на формирование организмов; направления, возможности и ограничения в практическом использовании биологических ресурсов Мурманской области; необходимость сохранения биологического разнообразия на всех уровнях жизни.
В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и рабочая учебная программа отводят 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 2 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий. Планирование учебного материала в рабочей программе проводилось из расчета 68 часов, так учебный год содержит 34 недели.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.
Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
I. Как человек изучает природу (10 час)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
Домашняя практическая работа №1 «Использование компьютера, сканера, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений (наблюдение за природой своего края).
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
II. Многообразие тел, веществ и явлений природы (43 часа)
1. Звездное небо (9 часов)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Неповторимая планета Земля. Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
2. Вещества (7 часов)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
3. Физические явления (7 часов)
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
4. Погодные явления (9 часов)
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей в условиях Крайнего Севера.
5. Разнообразие живых организмов (13 часов)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Глобус.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
7. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
8. Работа с подвижной картой звездного неба.
9. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
10. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
11. Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].
12. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].
13. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].
14. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].
15. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
16. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
III. Здоровье человека и безопасность жизни (12 час)
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
17. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
18. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
19. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].
20. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения обучающийся должен
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Учебно-тематический план для 5 класса (природоведение)70 часов - 2 часа в неделю
Тема |
Количество часов |
Количество практических работ |
I. Как человек изучает природу |
10 |
6 |
II. Многообразие тел, веществ, явлений природы |
44
|
10 |
1. Звездное небо |
10 |
2 |
2. Вещества |
7 |
2 |
3. Физические явления |
7 |
1 |
4. Погодные явления |
9 |
3 |
5. Разнообразие живых организмов |
13 |
2 |
III. Человек и безопасность жизни |
12 |
4 |
Резерв |
2 |
|
Итого |
70 |
20 |
Рекомендации по оценке знаний и умений обучающихся по природоведению
Оценка знаний обучающихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей обучающихся, необходимо учитывать:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений
Самостоятельность ответа
Речевую грамотность логическую последовательность ответа
Отметка «5»:
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины
Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания
Отметка «4»
Раскрыто основное содержание материала
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины
Ответ самостоятельный
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
Отметка «3»
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно
Определения понятий недостаточно четкие
Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении
Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
Отметка «2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто
Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя
Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии
Итоговое тестирование по природоведению в 5-х классах Вариант 1
Какие утверждения верны?
В представлениях древних народов центром Вселенной была Земля
Н.Коперник утверждал, что Земля – одна из планет, которые обращаются вокруг Солнца
Солнечную систему составляют только планеты
Астероиды – это звезды
Ближайшая к Земле звезда – это Солнце
Атмосфера – это водная оболочка Земли
Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли
Вода занимает 3/4 поверхности Земли
Растения поглощают только готовую пищу
Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде
Кислотные дожди – результат деятельности человека
Вещества бывают простые и сложные
Замедлить или остановить наступление пустынь невозможно
Здоровье человека не зависит от его образа жизни
Во время сильного ветра нельзя прятаться под деревьями
Выберите правильный ответ
Одним из первых мысль о том, что в центре Вселенной находится Солнце, высказал
А)Аристотель Б)Аристарх Самосский В)Птолемей
2.Самая маленькая планета земной группы
А) Марс Б)Земля В)Венера Г)Меркурий
Вещества бывают в различных агрегатных состояниях на нашей планете
А)жидком Б)твердом В) газообразном Г)во всех перечисленных
Главные части клетки
А) Оболочка Б)Цитоплазма В)Ядро Г)Все перечисленное
5) Крот живет в среде обитания
А) Наземно-воздушной Б) почвенной Г) Водной
Подумайте!
Какие это явления? Найдите ответ в правом столбике.
1.Электрический ток А)механическое
2.Солнечный зайчик Б)тепловое
3.Шум поезда В)электрическое
4.Образование льда Г)звуковое
5.Спуск лыжника с горы Д)световое
Перечислите основные факторы закаливания
1.
2.
3.
Итоговое тестирование в 5-х классах
Вариант 2
Какие утверждения верны?
Вселенная – это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.
Аристарх Самосский высказал мысль, что Земля обращается вокруг Солнца
Марс – самая маленькая планета Земной группы
Ядро кометы – неплотное, газообразное
Солнце относится к звездам – карликам
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности
Водная оболочка Земли называется гидросферой
Живые существа имеют клеточное строение
Тело простейших состоит из многих клеток
Грибы и растения – разные царства природы
Различают две среды обитания – наземно-воздушную и водную
Химия – наука о веществах и их превращениях
Биология – наука о неживой природе
При начале града нужно как можно быстрее спрятаться под крышей
Курение очень вредит здоровью
Выберите правильный ответ
Самая дальняя от Солнца из планет земной группы
А)Земля Б)Венера В)Марс Г)Меркурий
Спутники имеют
А)Меркурий и Венера Б)Земля и Марс В)Меркурий и Земля Г)Венера и Марс
Сложные вещества состоят
А)Из атомов разных химических элементов Б)Из атомов одного и того же химического элемента
Клетки, которые дают начало новому организму называются
А)Нервные Б)Мышечные В)Половые Г)Костные
Различают следующие среды обитания
А)Наземно-воздушная Б)Водная В)Почвенная Г)Все перечисленные
Подумайте!
Какая наука что изучает? Найдите ответ в правом столбике.
1.Астрономия А)вещества и их превращения
2.Физика Б)живую природу
3.Химия Г)небесные тела
4.Геология Д)природу земной поверхности
5.Физическая география Е)форму, строение, состав и развитие Земли
6.Биология Ж)Движение тел, электричество, звук, свет
7.Экология З)связи между организмами и окружающей средой
Перечислите главные правила здорового образа жизни
1.
2.
3.
4.
Учебно-методической литература
Примерная программа основного общего образования по природоведению (Internet), 2004.
Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И. Природоведение.5 кл. Рабочая тетрадь для учителя М.: Дрофа,2009.
Киреленкова В.Н. Природоведение.5 класс: метод пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И Сонина/ В.Н.Кириленкова, В.И. Сивоглазов – М.: Дрофа, 2009
Контурные карты. Природоведение. 5 кл./ редактор карт В.И. Сиротин. Дрофа, ДИК, 2010.
Мультимедийное приложение к учебнику 5 кл. «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И. Сонина.
Плешаков А.А. Природоведение, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007
Плешаков А.А. Природоведение, 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику природоведение/А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – М.; Дрофа, 2010.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Твои открытия. 5 кл Альбом – задачник – М.: Дрофа,2002
Природоведение. 5 кл.: Атлас/под ред. Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2010.
Семенцова В.Н.Биология. Сетевое планирование – СПБ.: Паритет, 2001.
Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» / В.И. Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В. Павлова – М.: Дрофа, 2009
Дополнительная литература для учителя
Василевская Н.В., Петрова И.А., Шошина Е.В. растительный мир Мурманской области,: учебное пособие для учащихся 6-7 кл общеобразовательных учреждений Мурманской области/ под ред. Доктора биол.наук Е.В.Шошиной. – Мурманск, МОИПКРО,2006
Лупова Е.Н, Митина. Животный мир Мурманской области.: Учебное пособие для обучающихся 6-7 классовобщеобразовательных учреждений Мурманской области. – Мурманск: МИПКРО, 2006
Василевская Н.В., Петрова И.А., Шошина Е.В. Растительный мир Мурманской области. Мультимедийное пособие.
Лупова Е.Н., Митина. Животный мир Мурманской области. Мультимедийное пособие.
Красная книга Мурманской области./ Правительство Мурманской обл., Упр.прир.ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мурманской области. Мурманск: Кн. изд-во, 2003
Петрова И.А. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. Лабораторные и практические работы по биологии, Мурманск, Пазори, 2002
Дополнительная литература для учащихся
Контурные карты. Природоведение. 5 кл./ редактор карт В.И. Сиротин. Дрофа, ДИК, 2010.
Мультимедийное приложение к учебнику 5 кл. «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И. Сонина.
Плешаков А.А. Природоведение, 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику природоведение/А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – М.; Дрофа, 2010.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Твои открытия. 5 кл Альбом – задачник – М.: Дрофа,2002
Природоведение. 5 кл.: Атлас/под ред. Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2010.
Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» / В.И. Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В. Павлова – М.: Дрофа, 2009
7. Секреты природы / Пер. с англ. – ЗАО Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1999
8.Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. 5-ое изд., изд. Перераб. И доп. / Глав. ред. М.Д.Аскенова. – М.: Аванта+,1998
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савенкова Татьяна Геннадьевна
→ TGSavenkova 20.01.2013 1 3820 1592 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.