Рабочая программа по биологии для 7 класса
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Светлоречная средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом протокол от «__» «___» 2012г № ___ Председатель педагогического совета ______________ Рябова Г.В. |
|
Утверждена: Приказом МБОУ Светлоречной СОШ от «__»________2012г №___ Директор МБОУ Светлоречной СОШ __________ Рябова Г.В.
|
Рабочая программа по курсу
Биология для 7 класса
Составитель:
Задорожняя Евгения
Александровна
2012-2013 уч. год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………........3
Цели и задачи курса………………………………………………....6
Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основе которых разработана рабочая программа…………..............8
Учебно-методическое обеспечение курса…………………….......10
Место предмета в базисном учебном плане…………………........12
Тематическое планирование ………………………………………14
2.Содержание программы……………………………………………….15
2.1 Характеристика основного содержания……………………….......15
2.2 Критерии оценки учебной деятельности…………………………..20
3. Календарно-тематическое планирование…………………………...32
3.1 График контрольных и лабораторных работ……………………...56
4. Материально-техническое обеспечение…………………………..…58
4.1 Печатные пособия……………………………………………….......58
4.2 Технические средства обучения……………………………………59
4.3 Демонстрационные пособия………………………………………..59
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с учетом Федерального Государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и Примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой// Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2010.; 5—11 классы : программы для обще-образоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2009. — 92, [4] с. полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.
Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 144 с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009. – 304 с. Распределение часов по темам составлено по авторской программе.
Резервное время используется следующим образом:
3 часа добавлено в раздел 1 «Многообразие животных»
Обоснование: часы необходимы для проведения контрольно – обобщающих уроков, не предусмотренных авторской программой.
1 час добавлен в раздел 4 «Развитие животного мира на Земле»
Обоснование: для проведения обобщающего урока по теме: «Эволюция строения и функций организмов и их систем».
1 час добавлен в раздел 5 «Биоценозы»
Обоснование: этот час необходим для проведения контрольно – обобщающего урока, не предусмотренного авторской программой.
Кроме того, в раздел 5 за счет сокращения времени на изучение раздела 2 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» добавлен 1 час для организации и проведения экскурсии в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза».
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и авторской программ, с некоторой корректировкой:
экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» не может быть проведена из – за отсутствия объекта для наблюдения.
две экскурсии в разделе 5 «Биоценозы» объединены в одну, так как недостаточно времени для проведения.
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно – ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи обучения по биологии на ступени основного общего образования:
приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и закономерностей живой природы, использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно – познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относится:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.);
определение объекта структуры познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
умения различать факт, мнение, доказательство, аксиому;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
1.2 Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основе которых разработана рабочая программа
Рабочая программа является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражает методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:
Закон РФ «Об образовании»;
Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4;Приказа министерства образования РФ №56 от 30.06.1999г. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Раздел «Биология».
Методического письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования от 2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 27.12.2011г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»;
Приказ МБОУ Светлоречной СОШ от 04.04.2012г № 62 ««Об использовании Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год»;
Учебного плана МБОУ Светлоречной СОШ на 2012 – 2013 учебный год, принятого на педагогическом совете (Протокол №12 от 30.08.2012г., утвержденного приказом директора школы № ___ от 30.08.2012г.);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии для 7 класса по учебнику В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009. – 304 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009. – 304 с.
Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 144 с.: ил.
3. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
4. Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2009.- 192 с.
http://temaplan.ru/
www.vlados.ru/metod
http://www.mou68.u-education.ru/index.php?mattnum
http://professionali.ru/
http://window.edu.ru/window/
Дополнительная литература для учителя
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.:Дрофа,2010.
Лукин Е.И. Зоология.- М.: Издательство "Высшая школа".2009- 384 с.
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 2008 г.
Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А.и др.; под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Учеб.для биол. и медиц. спец. ВУЗов – М.: Высшая школа, 2008 – 528 с.: ил.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2009
Рохлов В. «Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС. 2009.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2010
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2007.
Шапкин В.А. «Биология. Животные».: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература для учащихся
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд. Стереотип. – М.; Мир,2007.
Журнал «Биология для школьников».
Животные/ Пер. с анг. М.Я.Беньковской и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2008.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 2010 г. "Просвещение"
Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. – М.: ООО "Издательство Новая Волна", 2008. – 413 с.
Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 2007
Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство "Медицина" 2007.- 446 с.
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2009.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 2008–2009 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2007 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2009 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2012. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
1.4.Место предмета в базисном учебном плане
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 уроков). В том числе для проведения лабораторных и практических работ (отдельными уроками) -2 часа ( лабораторная работа № 10 «Изучение представителей отрядов насекомых» и лабораторная работа №16 «Изучение особенностей различных покровов тела»); экскурсий - 2часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
В том числе практических и лабораторных работ |
В том числе экскурсий |
1 |
Введение. |
2 |
|
|
2 |
РАЗДЕЛ 1. Многообразие животных. |
37 |
|
- |
3 |
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие. |
2 |
1 |
- |
4 |
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. |
18 |
9 |
- |
5 |
Тема 3. Многоклеточные организмы. Позвоночные. |
17 |
5 |
1 |
6 |
РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. |
13 |
3 |
- |
7 |
РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных. |
3 |
1 |
- |
8 |
РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле. |
4 |
- |
- |
9 |
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы. |
6
|
- |
1 |
10 |
РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека. |
5 |
- |
- |
11 |
Итого |
70 |
17 |
2 |
СОДЕРЖАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (37 часов)
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие. 2 часа
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Планируемые результаты обучения: по итогам изучения 1 темы учащиеся должны знать:
- о многообразии простейших животных, о значении простейших в природе и в жизни человека, об особенностях этой большой группы животных.
уметь:
- работать с живыми культурами, распознавать микроскопических животных.
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. 18 часов
Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые. 17 часов
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: кругл оротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
• Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
■ Лабораторная работа. Изучение внешнего строения птиц.
■ Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Планируемые результаты обучения: по итогам изучения 1 раздела учащиеся должны знать:
- о многообразии многоклеточных животных, об особенностях их биологии, экологических условиях обитания, о систематике многоклеточных животных, об их значении в природе и жизни человека.
уметь:
- вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных.
РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения.
Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
■ Лабораторная работа
Изучение особенностей различных покровов тела.
Планируемые результаты обучения: по итогам изучения 2 раздела учащиеся должны знать:
- как менялись отдельные черты строения, в каком направлении шла эволюция строения животных, о взаимосвязи строения и функций организма, о жизнедеятельности животных, как происходит размножение и развитие животных, какова продолжительность жизни различных животных.
уметь:
- выявлять сходства и различия в строении тела животных, распознавать стадии развития животного, определять возраст некоторых животных.
РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
■ Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Планируемые результаты обучения: по итогам изучения 3 раздела учащиеся должны знать:
- как менялись отдельные черты строения, в каком направлении шла эволюция строения животных, о взаимосвязи строения и функций организма, о жизнедеятельности животных, как происходит размножение и развитие животных, какова продолжительность жизни различных животных.
уметь:
- выявлять сходства и различия в строении тела животных, распознавать стадии развития животного, определять возраст некоторых животных.
РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Планируемые результаты обучения: по итогам изучения 4 раздела учащиеся должны знать:
- что можно считать доказательством эволюции животного мира, что считал Чарльз Дарвин причинами эволюции, что такое ареал, закономерности размещения животных.
уметь:
- анализировать доказательства эволюции, находить палеонтологические доказательства в природе, разбираться в причинах и результатах эволюции, характеризовать условия обитания.
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
■ Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Планируемые результаты обучения: по итогам изучения 5 раздела учащиеся должны знать:
- что такое биоценоз, как влияют факторы среды на биоценоз, какие существуют компоненты биоценоза, что значит понятие «цепь питания», куда направляется поток энергии в биоценозе.
уметь:
- определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценоз, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания.
РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
■ Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Планируемые результаты обучения: по итогам изучения 6 раздела учащиеся должны знать:
- кого и когда из диких животных одомашнил человек, что нужно знать для успешного содержания и разведения животных, какие законы охраняют природу, что такое мониторинг, какие территории являются охраняемыми
уметь:
осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов – животному миру, правильно пользоваться Красной Книгой, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.
2.2 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общедидактические
Оценка
«5» ставится в случае:
1.
Знания, понимания, глубины усвоения
обучающимися всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные
положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать,
делать выводы, устанавливать межпредметные
и внутрипредметные связи, творчески
применять полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствия ошибок и
недочётов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устранения
отдельных неточностей с помощью
дополнительных вопросов учителя,
соблюдения культуры письменной и устной
речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка
«4» ставится в случае:
1.
Знания всего изученного программного
материала.
2. Умения выделять главные
положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать,
делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3.
Допущения незначительных (негрубых)
ошибок, недочётов при воспроизведении
изученного материала; соблюдения
основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка
«3» ставится в случае:
1.
Знания и усвоения материала на уровне
минимальных требований программы,
затруднения при самостоятельном
воспроизведении, возникновения
необходимости незначительной помощи
преподавателя.
2. Умения работать на
уровне воспроизведения, затруднения
при ответах на видоизменённые вопросы.
3.
Наличия грубой ошибки, нескольких грубых
ошибок при воспроизведении изученного
материала; незначительного несоблюдения
основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка
«2» ставится в случае:
1.
Знания и усвоения материала на уровне
ниже минимальных требований программы;
наличия отдельных представлений об
изученном материале.
2. Отсутствия
умения работать на уровне воспроизведения,
затруднения при ответах на стандартные
вопросы.
3. Наличия нескольких грубых
ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала,
значительного несоблюдения основных
правил культуры письменной и устной
речи, правил оформления письменных
работ.
Критерии и нормы
оценки знаний и умений обучающихся за
устный ответ.
Оценка "5"
ставится, если ученик:
1.Показывает
глубокое и полное знание и понимание
всего программного материала; полное
понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить
полный и правильный ответ на основе
изученного материала; выделять главные
положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы; устанавливать
межпредметные связи (на основе ранее
приобретённых знаний) и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации;
последовательно, чётко, связно, обоснованно
и безошибочно излагать учебный материал.
Умеет составлять ответ в логической
последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные
выводы; формулировать точное определение
и истолкование основных понятий, законов,
теорий. Может при ответе не повторять
дословно текст учебника; излагать,
материал литературным языком; правильно
и обстоятельно отвечать на дополнительные
вопросы учителя; самостоятельно и
рационально использовать наглядные
пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники;
применять систему условных обозначений
при ведении записей, сопровождающих
ответ; использовать для доказательства
выводов из наблюдений и опытов.
3.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно
применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает
не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет
необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами, графиками, картами,
сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.
Оценка
"4" ставится, если ученик:
1.
Показывает знания всего изученного
программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных
теорий; допускает незначительные ошибки
и недочёты при воспроизведении изученного
материала, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в
выводах, обобщениях из наблюдений.
Материал излагает в определённой
логической последовательности, при
этом допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочётов, которые
может исправить самостоятельно при
требовании или небольшой помощи
преподавателя; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
2.Умеет самостоятельно
выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы. Устанавливать
внутрипредметные связи. Может применять
полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи;
использовать при ответе научные
термины.
3. Не обладает достаточным
навыком работы со справочной литературой,
учебником, первоисточником (правильно
ориентируется, но работает медленно).
Оценка
"3" ставится, если ученик:
1.
Усваивает основное содержание учебного
материала, но имеет пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала.
2. Излагает
материал несистематизированно,
фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность
отдельных знаний и умений; слабо
аргументирует выводы и обобщения,
допускает ошибки при их формулировке;
не использует в качестве доказательства
выводы и обобщения из наблюдений, опытов
или допускает ошибки при их изложении;
даёт нечёткие определения понятий.
3.
Испытывает затруднения в применении
знаний, необходимых для решения задач
различных типов, практических заданий;
при объяснении конкретных явлений на
основе теорий и законов; отвечает неполно
на вопросы учителя или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно
понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте, допуская
одну-две грубые ошибки.
Оценка
"2" ставится, если ученик:
1.
Не усваивает и не раскрывает основное
содержание материала; не знает или не
понимает значительную часть программного
материала в пределах поставленных
вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.
Имеет слабо сформированные и неполные
знания, не умеет применять их при решении
конкретных вопросов, задач, заданий по
образцу.
3. При ответе на один вопрос
допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при
помощи учителя.
Критерии
и нормы оценки знаний и умений обучающихся
за практические и лабораторные
работы.
Оценка
«5» ставится, если:
1.
Правильной самостоятельно определяет
цель данных работ; выполняет работу в
полном объёме с соблюдением необходимой
' последовательности проведения опытов,
измерений.
2. Самостоятельно, рационально
выбирает и готовит для выполнения работ
необходимое оборудование; проводит
данные работы в условиях, обеспечивающих
получение наиболее точных результатов.
3.
Грамотно, логично описывает ход
практических (лабораторных) работ,
правильно формулирует выводы; точно и
аккуратно выполняет все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.
Проявляет организационно-трудовые
умения: поддерживает чистоту рабочего
места, порядок на столе, экономно
расходует материалы; соблюдает правила
техники безопасности при выполнении
работ.
Оценка
«4» ставится, если ученик:
1.
Выполняет практическую (лабораторную)
работу полностью в соответствии с
требованиями при оценивании результатов
на "5", но допускает в вычислениях,
измерениях два — три недочёта или одну
негрубую ошибку и один недочёт.
2. При
оформлении работ допускает неточности
в описании хода действий; делает неполные
выводы при обобщении.
Оценка
«3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не
менее, чем на 50%, однако объём выполненной
части таков, что позволяет получить
верные результаты и сделать выводы по
основным, принципиальным важным задачам
работы.
2. Подбирает оборудование,
материал, начинает работу с помощью
учителя; или в ходе проведения измерений,
вычислений, наблюдений допускает ошибки,
неточно формулирует выводы, обобщения.
3.
Проводит работу в нерациональных
условиях, что приводит к получению
результатов с большими погрешностями;
или в отчёте допускает в общей сложности
не более двух ошибок (в записях чисел,
результатов измерений, вычислений,
составлении графиков, таблиц, схем и
т.д.), не имеющих для данной работы
принципиального значения, но повлиявших
на результат выполнения.
4. Допускает
грубую ошибку в ходе выполнения работы:
в объяснении, в оформлении, в соблюдении
правил техники безопасности, которую
ученик исправляет по требованию
учителя.
Оценка
"2" ставится, если ученик:
1.
Не определяет самостоятельно цель
работы, не может без помощи учителя
подготовить соответствующее оборудование;
выполняет работу не полностью, и объём
выполненной части не позволяет сделать
правильные выводы.
2. Допускает две
и более грубые ошибки в ходе работ,
которые не может исправить по требованию
педагога; или производит измерения,
вычисления, наблюдения неверно.
Общая
классификация ошибок
При
оценке знаний, умений, навыков следует
учитывать все ошибки (грубые и негрубые),
недочёты в соответствии с возрастом
учащихся.
Грубыми
считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий,
законов, правил, основных положений ,
теории, незнание формул, общепринятых
символов обозначений величин, единиц
их измерения, наименований этих единиц;
-
неумение выделить в ответе главное;
обобщить результаты изучения;
-
неумение применить знания для решения
задач, объяснения явления;
- неумение
читать и строить графики, принципиальные
схемы;
- неумение подготовить установку
или лабораторное оборудование, провести
опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые
расчёты или использовать полученные
данные для выводов;
- неумение
пользоваться первоисточниками, учебником,
справочником;
- нарушение техники
безопасности, небрежное отношение к
оборудованию, приборам, материалам.
К
негрубым относятся ошибки:
-
неточность формулировок, определений,
понятий, законов, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков
определяемого понятия или заменой 1 —
3 из этих признаков второстепенными;
-
ошибки при снятии показаний с измерительных
приборов, не связанные с определением
цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные
несоблюдением условий проведения опыта,
наблюдения, условий работы прибора,
оборудования;
- ошибки в условных
обозначениях на схемах, неточность
графика;
- нерациональный метод
решения задачи, выполнения части
практической работы, недостаточно
продуманный план устного ответа
(нарушение логики изложения, подмена
отдельных основных вопросов
второстепенными);
- нерациональные
методы работы со справочной литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять
задания в общем виде.
Недочётами
являются:
-
нерациональные приёмы вычислений и
преобразований, выполнения опытов,
наблюдений, практических заданий;
-
арифметические ошибки в вычислениях;
-
небрежное выполнение записей, чертежей,
схем, графиков, таблиц;
- орфографические
и пунктуационные ошибки.
Требования
к написанию школьного реферата
Зашита
реферата — одна из форм проведения
устной итоговой аттестации учащихся.
Она предполагает предварительный выбор
выпускником интересующей его проблемы,
ее глубокое изучение, изложение
результатов и выводов.
Термин «реферат»
имеет латинские корни и в дословном
переводе означает «докладываю, сообщаю».
Словари определяют его значение как
«краткое изложение в письменном виде
или в форме публичного доклада
содержания книги, учения, научной
проблемы, результатов научного
исследования; доклад на определенную
тему, освещающий ее на основе обзора
литературы и других источников». Однако
выпускники школы не всегда достаточно
хорошо подготовлены к зтой форме работы
и осведомлены о тех требованиях, которые
предъявляются к ее выполнению
1.
Тема реферата и ее выбор
Основные
требования к этой части реферата:
·
тема должна быть сформулирована грамотно
с литературной точки зрения
· в
названии реферата следует определить
четкие рамки рассмотрения темы,
которые не должны быть слишком широкими
или слишком узкими
· следует по
возможности воздерживаться от
использования в названии спорных с
научной точки зрения терминов, излишней
наукообразности, а также от чрезмерного
упрощения формулировок, желательно
избегать длинных названий.
2. Требования
к оформлению титульного листа
В
правом верхнем углу указывается название
учебного заведения, в центре -тема
реферата, ниже темы справа — Ф.И.О.
учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя,
внизу – населенный пункт и год
написания.
3.
Оглавление
Следующим
после титульного листа должно идти
оглавление. К сожалению, очень часто
учителя*не настаивают на этом кажущемся
им формальном требовании, а ведь именно
с подобных «мелочей» начинается
культура научного труда.
Школьный
реферат следует составлять из четырех
основных частей: введения, основной
части, заключения и списка литературы.
4.
Основные требования к введению
Введение
должно включать в себя краткое обоснование
актуальности темы реферата, которая
может рассматриваться в связи с
невыясненностью вопроса в науке, с
его объективной сложностью для изучения,
а также в связи с многочисленными
теориями и спорами, которые вокруг нее
возникают. В этой части необходимо также
показать, почему данный вопрос может
представлять научный интерес и какое
может иметь практическое значение.
Таким образом, тема реферата должна
быть актуальна либо с научной точки
зрения, либо из практических
соображений.
Очень важно, чтобы
школьник умел выделить цель (или
несколько целей), а также задачи,
которые требуется решить для реализации
цели. Например, целью может быть показ
разных точек зрения на ту или иную
личность, а задачами могут выступать
описание ее личностных качеств с позиций
ряда авторов, освещение ее общественной
деятельности и т.д. Обычно одна задача
ставится на один параграф реферата.
4. Требования
к основной части реферата
Основная
часть реферата содержит материал,
который отобран учеником для рассмотрения
проблемы. Не стоит требовать от школьников
очень объемных рефератов, превращая их
труд в механическое переписывание из
различных источников первого попавшегося
материала. Средний объем основной
части реферата — 10 страниц. Учителю
при рецензии, а ученику при написании
необходимо обратить внимание на
обоснованное распределение материала
на параграфы, умение формулировать
их название, соблюдение логики
изложения.
Основная часть реферата,
кроме содержания, выбранного из
разных
литературных источников, также должна
включать в себя собственное мнение
учащегося и сформулированные
самостоятельные выводы, опирающиеся
на приведенные факты.
5. Требования
к заключению
Заключение — часть
реферата, в которой формулируются
выводы по параграфам, обращается
внимание на выполнение поставленных
во введении задач и целей (или цели).
Заключение должно быть четким,
кратким, вытекающим из основной части.
Очень часто ученики (да и учителя) путают
заключение с литературным послесловием,
где пытаются представить материал,
продолжающий изложение проблемы.
Объем заключения 2-3 страницы.
6.
Основные требования к списку изученной
литературы
Источники должны быть
перечислены в алфавитной последовательности
(по первым буквам фамилий авторов или
по названиям сборников). Необходимо
указать место издания, название
издательства, год издания.
7.
Основные требования к написанию
реферата
Основные требования к
написанию реферата следующие:
·
Должна соблюдаться определенная форма
(титульный лист, оглавление и т.д.)
·
Выбранная тема должна содержать
определенную проблему и быть адекватной
школьному уровню по объему и степени
научности.
· Не следует требовать
написания очень объемных по количеству
страниц рефератов.
· Введение и
заключение должны быть осмыслением
основной части реферата.
8. Выставление
оценки за реферат
В итоге оценка
складывается из ряда моментов:
•
соблюдения формальных требований к
реферату.
• грамотного раскрытия
темы:
• умения четко рассказать о
представленном реферате
· способности
понять суть задаваемых по работе вопросов
и сформулировать точные ответы на них.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма животных, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма животных, его строения, жизнедеятельности, нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных;
в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Кол-во часов |
Домашнее задание
|
Лабораторный практикум. Демонстрации. Проверочные работы |
Оборудование к уроку |
Плановые сроки похождения |
|
|||
П |
Ф |
|
||||||||
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа) |
|
|||||||||
1 |
История изучения животных. Методы изучения животных. |
1 |
П.1, вопросы 1-4, с.7. |
Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии. |
Натуральные пособия: живые рыбы, чучела птиц, коллекции бабочек; изобразительные пособия: таблицы с изображением червей, моллюсков, насекомых, зоогеографическая карта мира. |
4.09 |
|
|
||
2 |
Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. |
1 |
П.2, в.1,с.9 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Натуральные пособия: комнатные растения, чучела птиц; изобразительные пособия: таблицы с изображением растений и животных. |
6.09
|
|
|
||
Раздел 1. Многообразие животных (37 часов) Тема 1. Простейшие (2 часа) |
|
|||||||||
3/1 |
Простейшие. Многообразие, среда и место обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. |
1 |
П. 3, вопросы 1-3, с.15 |
Д. микропрепаратов простейших. |
Таблицы с изображением простейших, микропрепараты простейших организмов, микроскопы. |
11.09 |
|
|
||
4/2 |
Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. |
1 |
П. 4, вопросы 1-4, с.19 |
Д. микропрепаратов простейших. Л.р.№1 «Знакомство с многообразием водных простейших» |
Таблицы с изображением простейших, микропрепараты простейших организмов, микроскопы. |
13.09 |
|
|
||
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (18 часов) |
|
|||||||||
5/1 |
Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.5, подготовить сообщения о значении кишечнополостных. |
|
Таблицы с изображением губок. |
18.09 |
|
|
||
6/2 |
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
1 |
П.6, вопросы 1,3,4, с.31.
|
Демонстрация м/п. гидры, кораллов, медуз, видеофильма. Л.р. №2 «Распознавание животных типа Кишечнополостные» |
Изобразительные пособия: таблицы с изображением медуз, актиний, кораллов. |
20.09 |
|
|
||
7/3 |
Тип Плоские Черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.7, вопросы 1-3,с.35.
|
Терминологический диктант. Л.р. №3 «Распознавание животных типа Плоские черви» |
Изобразительные пособия: таблицы с изображением плоских червей. Презентация «Тип Плоские черви» |
25.09 |
|
|
||
8/4 |
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.8., вопросы 1,2,с.36.
|
Л.р. №4 «Распознавание животных типа Круглые черви» |
Натуральные и изобразительные пособия: влажные препараты и таблицы с изображением аскариды. Презентация «Тип Круглые черви» |
27.09 |
|
|
||
9/5 |
Тип Кольчатые черви. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П. 9,10. |
Л.р. №5 «Распознавание животных типа Кольчатые черви» |
Оборудование согласно инструктивной карточке (с.42 учебника) Натуральные пособия: влажные препараты аскариды, цепня, дождевого червя. |
2.10 |
|
|
||
10/6 |
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. |
1 |
П.11, вопросы 1-3, с.48
|
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
|
Натуральные пособия: набор раковин брюхоногих и двухстворчатых моллюсков; таблицы с изображением представителей типа Моллюсков. |
4.10
|
|
|
||
11/7 |
Тип Моллюски. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.12, вопросы 1-4, с.52
|
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. Л.р. №6 «Распознавание животных типа Моллюски» |
Натуральные пособия: набор раковин брюхоногих и двухстворчатых моллюсков; таблицы с изображением представителей типа Моллюсков. |
9.10
|
|
|
||
12/8 |
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.13, вопросы 1,3,с.56.
|
Биологические задачи. Демонстрация морских звезд и др. иглокожих. |
Таблицы с изображением морских ежей, лилий, голотурий. |
11.10 |
|
|
||
13/9 |
Контрольно – обобщающий урок по теме: « Многообразие, биологические и экологические особенности, значение Беспозвоночных» |
1 |
|
Контрольное тестирование |
|
16.10
|
|
|
||
14/10 |
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.14, стр. 56-58; вопросы 1-4,с. 62 |
Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения и многообразия Членистоногих». |
Оборудование согласно инструктивной карточке (с.58 учебника) Натуральные пособия: препараты речного рака, влажные препараты; Таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения ракообразных.
|
18.10
|
|
|
||
15/11 |
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.14 до конца |
Д. влажных препаратов паукообразных. Л.р. №8 «Выявление приспособлений у паукообразных к среде обитания» |
|
23.10 |
|
|
||
16/12 |
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
1 |
П.15,вопросы 1-3 , с.65.
|
Л.р. №9 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания» |
Натуральные пособия: препараты майского жука и коллекции других насекомых ( бабочки, пчелы ); изобразительные пособия: таблицы с изображением майского жука, речного рака, паука- крестовика. |
25.10 |
|
|
||
17/13 |
Класс Насекомые. Многообразие. Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. |
1 |
П.16, сообщения учащихся об отрядах насекомых . |
Заполнение таблицы «Отряды насекомых и их характеристика». |
Натуральные пособия: коллекция представителей насекомых изучаемых отрядов; изобразительные пособия: таблицы с изображением представителей отрядов насекомых. |
6.11 |
|
|
||
18/14 |
Класс Насекомые. Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. |
1 |
П.17, сообщения учащихся об отрядах насекомых . |
Заполнение таблицы «Отряды насекомых и их характеристика». |
Натуральные пособия: коллекция представителей насекомых изучаемых отрядов; изобразительные пособия: таблицы с изображением представителей отрядов насекомых. |
8.11 |
|
|
||
19/15 |
Класс Насекомые. Многообразие. Отряды: Чешуекрылые, Двукрылые, Равнокрылые, Блохи. |
1 |
П.18 |
Заполнение таблицы «Отряды насекомых и их характеристика». |
Натуральные пособия: коллекция представителей насекомых изучаемых отрядов; изобразительные пособия: таблицы с изображением представителей отрядов насекомых. |
13.11 |
|
|
||
20/16 |
Класс Насекомые. Отряд перепончатокрылые. |
1 |
П.19 |
Заполнение таблицы «Отряды насекомых и их характеристика». |
Натуральные пособия: коллекция представителей насекомых изучаемых отрядов; изобразительные пособия: таблицы с изображением представителей отрядов насекомых. |
15.11 |
|
|
||
21/17 |
Лабораторная работа № 10 «Изучение представителей отрядов насекомых». |
1 |
Подготовка к обобщающему уроку |
|
Оборудование согласно инструктивной карточке (с.65 учебника) |
20.11 |
|
|
||
22/18 |
Контрольно – обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». |
1 |
|
Тестирование по теме «Тип Членистоногие» |
|
22.11 |
|
|
||
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (17 часов) |
|
|||||||||
23/1 |
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
1 |
П.20, вопросы 1-6,с.96.
|
|
Натуральные препараты: микропрепараты ланцетника, скелеты позвоночных; изобразительные пособия: таблица позвоночных животных, ланцетника. |
27.11 |
|
|
||
24/2 |
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы: Хрящевые, Костные. |
1 |
П.21, подготовить сообщения о представителях классов Хрящевые и Костные рыбы.
|
Л.р. № 11 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» |
Оборудование согласно инструктивной карточке (с.102 учебника) Натуральные препараты: влажные препараты или микропрепараты ланцетника; изобразительные пособия: таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения рыб. |
29.11 |
|
|
||
25/3 |
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы: Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.. |
1 |
П.22 Подготовить сообщения об отрядах костных рыб. |
Биологические задачи. |
Таблицы с изображением представителей хрящевых и костных рыб. |
4.12 |
|
|
||
26/4 |
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы: Костные рыбы. Отряды: Осетровые, Сельдеобразные, Лососевые. Карпообразные, Окунеобразные |
1 |
П.23 |
Тестирование по теме: «Рыбы». |
Таблицы с изображением представителей хрящевых и костных рыб. |
6.12 |
|
|
||
27/5 |
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды |
1 |
П.24, вопросы 1,4 с.121
|
Л.р.№12 «Внешнее строение лягушки и приспособленность к среде жизни» |
Натуральные пособия: влажные препараты; изобразительные пособия: таблицы с изображением представителей земноводных. |
11.12
|
|
|
||
28/6 |
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
1 |
П.25, сообщения о представителях отрядов класса Пресмыкающихся. |
Л.р.№13 «Выявление приспособлений пресмыкающихся к среде обитания» |
Натуральные пособия, изобразительные пособия: таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. |
13.12 |
|
|
||
29/7 |
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Отряды: Черепахи и Крокодилы. |
1 |
П.25 «Отряд Чешуйчатые»,26, вопросы 1,3,4,5,с.133.
|
Письменный опрос по характеристике отрядов земноводных и общей характеристике класса. |
Таблицы и открытки с изображением представителей отрядов пресмыкающихся. Презентация и видеофильм по теме. |
18.12 |
|
|
||
30/8 |
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
1 |
П.27 до статьи «Отряд Пингвины».
|
Л.р. №14 « Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни». |
Оборудование согласно инструктивной карточке (с.136 учебника) Натуральные пособия: чучела птиц, наборы перьев; изобразительные пособия: таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения птиц. |
20.12 |
|
|
||
31/9 |
Класс Птицы. Многообразие. Отряды: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. |
1 |
П.27 со статьи «Отряд Пингвины», П.28.
|
|
Презентация и видеофильм по теме. |
25.12 |
|
|
||
32/10 |
Класс Птицы. Многообразие. Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные. |
1 |
П.29, устно ответить на вопросы 1-3,с. 151. |
|
Презентация и видеофильм по теме. |
27.12 |
|
|
||
33/11 |
Класс Птицы. Многообразие. Отряды: Воробьинообразные, Голенастые. |
1 |
П. 30, устно ответить на вопросы 1-3, с.156. |
|
Презентация и видеофильм по теме. |
15.01 |
|
|
||
34/12 |
Урок- экскурсия «Изучение многообразия птиц». |
1 |
Письменное оформление, сдача отчетов на следующем уроке. |
|
Презентация и видеофильм по теме. |
17.01 |
|
|
||
35/13 |
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
1 |
П.31 до статьи «Отряд Насекомоядные», вопрос 2,с. 163.
|
Л.р. №15 «Изучение внешнего строения млекопитающих» |
Таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения млекопитающих. Презентация и видеофильм по теме.
|
22.01 |
|
|
||
36/14 |
Биологические и экологические особенности отрядов млекопитающих: Насекомоядных, Рукокрылых, Грызунов, Зайцеобразных. |
1 |
П. 31,32.
|
Оформление таблицы «Отряды млекопитаю- щих и их общаяхарак- теристика». |
Таблицы с изображением представителей отрядов млекопитающих. Презентация и видеофильм по теме. |
24.01 |
|
|
||
37/15 |
Биологические и экологические особенности отрядов: Китообразных, Ластоногих, Хоботных, Хищных, Парнокопытных Непарнокопытных |
1 |
П.33,34.
|
Сообщения учащихся. Презентация «Приматы» |
Таблицы с изображением представителей отрядов. Презентация и видеофильм по теме. |
29.01 |
|
|
||
38/16 |
Биологические и экологические особенности отряда Приматов, роль в природе и жизни человека. |
1 |
П.35 Повторить п.20-35 |
|
Таблицы с изображением представителей отрядов млекопитающих. Презентация и видеофильм по теме. |
31.01 |
|
|
||
39/17 |
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые». |
1 |
|
Разноуровневаяпроверочная работа. |
|
5.02 |
|
|
||
РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 часов) |
|
|||||||||
40/1 |
Покровы тела. |
1 |
П.36 |
Составление сравнительной характеристики покровов тела основных типов беспозвоночных и основных классов типа Хордовых.. |
Изобразительные пособия: таблицы, рисунки. |
7.02 |
|
|
||
41/2 |
Лабораторная работа №16 «Изучение особенностей различных покровов тела». |
1 |
|
|
Оборудование согласно инструктивной карточке (с.192учебника) |
12.02 |
|
|
||
42/3 |
Опорно - двигательная система и способы передвижения. |
1 |
П. 37. П. 38 до статьи « Полости тела»
|
Д. скелетов. Л.р. №17 «Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни» |
Изобразительные пособия: таблицы с изображением ОДС животных. |
14.02
|
|
|
||
43/4 |
Опорно - двигательная система и способы передвижения. |
1 |
П. 37. П. 38 до статьи « Полости тела»
|
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, муляжей, моделей. |
Изобразительные пособия: таблицы с изображением ОДС животных. |
19.02 |
|
|
||
44/5 |
Полости тела. |
1 |
П.38 |
Терминологический диктант. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, муляжей, моделей. |
Таблицы с изображением внутреннего строения круглых, кольчатых червей, членистоногих; представителей хордовых. |
21.02 |
|
|
||
45/6 |
Органы дыхания. |
1 |
П. 39.
|
Составление таблицы «Сравнительная характеристика органов дыхания у изученных типов животных и у классов типа хордовых» |
Таблицы с изображением органов дыхания у моллюсков, членистоногих, хордовых животных.
|
26.02 |
|
|
||
46/7 |
Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. |
1 |
П.40, вопросы 1,2,3,6 с.214
|
Составление сравнительной таблицы «Сравнительная характеристика органов пищеварения у некоторых типов животных и у классов». Составление схемы обмена веществ и превращение энергии. |
Таблицы с изображением органов пищеварения у различных типов животных и у классов типа хордовых. |
28.02 |
|
|
||
47/8 |
Органы кровообращения. Кровь. |
1 |
П. 41, выписать в тетрадь термины в конце П. 41,с. 219 и дать им соответствующее объяснение.
|
Составление сравнительной таблицы «Сравнительная характеристика кровеносной системы у некоторых типов животных и у классов типа хордовых». |
Изобразительные пособия: таблица «Кровеносная система позвоночных животных». |
5.03 |
|
|
||
48/9 |
Органы выделения |
1 |
П. 42 вопросы 1-3, с.223
|
Составление таблицы «Сравнительная характеристика органов выделения у некоторых типов животных и у классов типа хордовых» |
Изобразительные пособия: таблицы с изображением органов выделения. |
7.03 |
|
|
||
49/10 |
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. |
1 |
П. 43 Вопросы 1-3, с.229
|
Работа с терминами на с. 229 -230 учебника. Л.р.№18 «Изучение ответной реакции организма на раздражение» |
Изобразительные пособия: таблицы «Развитие нервной системы у позвоночных»; таблицы с изображением нервной системы у моллюсков, червей, членистоногих. Натуральные пособия: модели головного мозга хордовых животных. |
12.03 |
|
|
||
50/11 |
Органы чувств. |
1 |
П.44 Вопросы 1-2, 4 с.235 |
|
|
14.03 |
|
|
||
51/12 |
Органы размножения. Продление рода. |
1 |
П. 45.
|
Самостоятельная работа с терминами на с. 238 учебника. |
Изобразительные пособия: таблицы с изображением органов размножения позвоночных и беспозвоночных животных. |
19.03 |
|
|
||
52/13 |
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем». |
1 |
|
Тестирование |
|
21.03 |
|
|
||
РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа) |
|
|||||||||
53/1 |
Способы размножения. Оплодотворение |
1 |
П.46, вопросы 1-3, с. 242.
|
Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 240-242 и выполнение задания. |
Изобразительные пособия: схема деления амебы, почкование и половое размножение гидры. |
2.04 |
|
|
||
54/2 |
Развитие с превращением и без превращения |
1 |
П.47, вопросы 1,2 (письменно).
|
|
Таблицы с изображением развития червей, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. |
4.04 |
|
|
||
55/3 |
Периодизация и продолжительность жизни. |
1 |
П.48, вопрос 2 (письменно).
|
Лабораторная работа №19 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
|
Оборудование согласно инструктивной карточке (с.246) Таблицы с изображением животных в определенные периоды жизни. |
9.04 |
|
|
||
РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (4 часа) |
|
|||||||||
56/1 |
Доказательства эволюции: сравнительно – анатомические, эмбриологические, палеонтологические. |
1 |
П.49, вопросы 1-4, с. 256
|
Д. палеонтологических доказательств эволюции. Отработка новых терминов. |
Изобразительные пособия: таблицы и рисунки с изображением ископаемых остатков первоптицы, кистеперой рыбы и других . |
11.04 |
|
|
||
57/2 |
Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. |
1 |
П. 50, вопросы 1-4 с. 258.
|
|
Изобразительные пособия: таблицы « Естественный отбор», « Наследственная изменчивость», « Борьба за существование». |
16.04 |
|
|
||
58/3 |
Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. |
1 |
П.51 повторить п. 49-50
|
Тестирование
|
Рисунки с изображением всех типов беспозвоночных и позвоночных животных. Таблица «Эволюция развития животного мира» |
18.04
|
|
|
||
59/4 |
Обобщающий урок по теме: «Развитие животного мира на Земле». |
1 |
|
Решение биологических задач |
|
23.04 |
|
|
||
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (6 часов) |
|
|||||||||
60/1 |
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). |
1 |
П.53, вопросы 1-4, с.272.
|
Работа с рисунком 197 в учебнике на с. 270. |
Изобразительные пособия: таблицы «Биоценоз луга», «Биоценоз леса», «Биоценоз пруда». |
25.04 |
|
|
||
61/2 |
Факторы среды и их влияние на биоценозы |
1 |
П.54, вопросы 1,2(устно), вопрос 3(письменно) на с. 274.
|
Фронтальный и индивидуальный опрос. |
Таблицы с изображением природных сообществ, животных и их строением в связи с жизнью в этом сообществе. |
30.04 |
|
|
||
62/3 |
Цепи питания. Поток энергии |
1 |
П.55, вопрос 4 (письменно).
|
Проверка письменного задания №3 после п. 54. |
Опорный конспект, таблицы с изображением биоценозов пруда, смешанного леса, луга. |
2.05 |
|
|
||
63/4 |
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. |
1 |
П.56, вопросы 1-3, с. 282.
|
|
Презентация по теме урока |
7.05 |
|
|
||
64/5 |
Экскурсия в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных». |
1 |
|
Работа в группах по заданиям. |
|
14.05 |
|
|
||
65/6 |
Контрольно – обобщающий урок по теме « Биоценозы». |
1 |
|
Разноуровневые программированные задания |
|
16.05 |
|
|
||
РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 5 часов) |
|
|||||||||
66/1 |
Воздействие человека и его деятельности на животных. |
1 |
П. 57, вопросы 1,3,4 (устно), с. 286. |
Презентации по теме |
Таблицы с изображением промысловых животных |
21.05 |
|
|
||
67/2 |
Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. |
1 |
П. 58, вопросы 1-4,с. 290. |
Презентации по теме |
Таблицы с изображением домашних животных.
|
23.05 |
|
|
||
68/3 |
Законы об охране животного мира. Система мониторинга |
1 |
П. 59, вопросы 1-4 с. 292.
|
Презентации по теме |
Учебник, Конституция России. |
28.05
|
|
|
||
69/4 |
Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. |
1 |
П. 60, вопросы 1-5,с.293.
|
Опорный конспект. Биологические задачи. Презентации по теме |
Таблицы, набор открыток с изображением исчезающих, малоизвестных, спасенных животных. |
30.05
|
|
|
||
70/5 |
Заключительный урок по курсу «Биология: животные» Летние задания |
1 |
|
Программированные задания, биологические задачи, тестирование. |
|
30.05 |
|
|
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п |
Тема |
Дата |
|
П |
Ф |
||
1 |
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение Беспозвоночных» |
16.10 |
|
2 |
Контрольно – обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие» |
22.11 |
|
3 |
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые» |
5.02 |
|
4 |
Контрольно – обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» |
21.03 |
|
5 |
Контрольно – обобщающий урок по теме « Биоценозы» |
16.05 |
|
6 |
Заключительный урок по курсу «Биология: животные» тестирование |
30.05 |
|
ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ п\п |
Название лабораторной работы |
Дата проведения |
|
П |
Ф |
||
1 |
«Знакомство с многообразием водных простейших» |
13.09 |
|
2 |
«Распознавание животных типа Кишечнополостные» |
20.09 |
|
3 |
«Распознавание животных типа Плоские черви» |
25.09 |
|
4 |
«Распознавание животных типа Круглые черви» |
27.09 |
|
5 |
«Распознавание животных типа Кольчатые черви» |
2.10 |
|
6 |
«Распознавание животных типа Моллюски» |
9.10 |
|
7 |
«Изучение внешнего строения и многообразия Членистоногих». |
18.10 |
|
8 |
«Выявление приспособлений у паукообразных к среде обитания» |
23.10 |
|
9 |
«Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания» |
25.10 |
|
10 |
Изучение представителей отрядов насекомых». |
20.11 |
|
11 |
«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» |
29.11 |
|
12 |
«Внешнее строение лягушки и приспособленность к среде жизни» |
11.12 |
|
13 |
«Выявление приспособлений пресмыкающихся к среде обитания» |
13.12 |
|
14 |
« Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни». |
20.12 |
|
15 |
«Изучение внешнего строения млекопитающих» |
22.01 |
|
16 |
«Изучение особенностей различных покровов тела». |
12.02 |
|
17 |
«Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни» |
14.02 |
|
18 |
«Изучение ответной реакции организма на раздражение» |
12.03 |
|
19 |
«Изучение стадий развития животных и определение их возраста» |
9.04 |
|
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1 Печатные пособия
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009. – 304 с.
Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 144 с.: ил.
3. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
4. Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2009.- 192 с.
5. М.Н. Харламова, Е.Н.Лупова, Е.Г.Митина Животный мир Ростовской области: Уч. пособие для обучающихся 6-7 классов ОУ.- Ростов на Дону:2007.
6. В.С. Кучменко, С.В.Суматохин. Биология. Животные. Методическое пособие 7 класс. М.: Вентана – Граф, 2007 г.
7. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). «Вако» Москва 2005).
8. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
9. Е.Т. Бровкина, В.И. Белых Дидактические карточки – задания по биологии: Животные. М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.
Дополнительная литература
1. И. И Акимушкин. Занимательная биология. - М.: Владос, 2002. - 304с 6 ил.;
2. Н.М Верзилин По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 218с;
3. В.Р. Дольник, М.А.. Козлов. Зоология.Учебник. – СПб.:2006 г.
4. Животные. /Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. – М.: ооо «Издательство Астрель 2003.
Красная книга Ростовской области.
Оливан. Зоология Позвоночные. Школьный атлас.- М.: «Росмэн», 2008.
Секреты природы /Пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест,2009.
6. Н. Сладков. Покажите мне их! Зоология для детей – М.: Росмэн.2004.
7. С.Ф. С тарикович Замечательные звери: Рассказы.- М.: Росмэн. 2004.
8. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология /Экология.Животные. Сборник заданий и задач. Пособие для для учащихся основной школы.. – М.: Мнемозина,2000.
Энциклопедия для детей. Т.2.Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Главный ред.М.Д. Аксенова.-М.: Аванта+,2008.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ» ООО «Астрель» 2009.
10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. М.: ООО «Фирма Издательство АСТ» ООО «Астрель». 2001.
11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. АвторБ.Ф. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ» ООО «Астрель
12. Энциклопедия «Животные»
13. Л.М. Кудинова Олимпиадные задания по биологии 6-11классы. Издательство «Учитель» Волгоград.2005.
14. Т.С. Сухова. Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя. Издательский центр «Вентана-Граф», 2001.
4.2 Технические средства обучения
1. Видеопроектор
2. Звуковые колонки
3. Персональный компьютер
4. Экран
4.3 Демонстрационные пособия
Микроскоп школьный ув. 300–500
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ , включая посуду, принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Лупа бинокулярная
Лупа ручная
Скелеты позвоночных животных
Набор моделей по строению беспозвоночных животных
Набор моделей по строению позвоночных животных
Строение клеток животных
Циклы развития паразитических червей (набор)
Набор плакатов выдающихся учёных – биологов
Набор плакатов по зоологии
На странице приведен фрагмент.
Автор: Задорожняя Евгения Александровна
→ Evgenia1987 26.03.2013 0 4560 2822 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.