Программа «Прикладная биология. Моё здоровье»; 8 класс
Пояснительная записка
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в числе задач социально-экономического развития Российской Федерации названо совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе – пропаганда и формирование здорового образа жизни, и повышение ответственности населения за собственное здоровье.
Немаловажная роль в этом процессе отводится образованию в целом и дополнительному образованию детей в частности.
Ряд исследователей проблем дополнительного образования детей рассматривают именно эту сферу образования приоритетной в оздоровлении ребенка. По их мнению, здесь здоровьеформирующие и здоровьесберегающие функции реализуются через:
-
усиление вариативной составляющей дошкольного и общего образования, способствование «саморазвитию ребенка по траектории «познание-воспитание-развитие», сохраняя при этом целостность его психологического здоровья» (С.А. Лапковская)];
-
возможность ребенка «на практике овладеть навыками ведения здорового образа жизни, применить знания, полученные в школе, и включиться в совместную, социально значимую деятельность с группой сверстников, для которых здоровье является ценностью» (А.Ю. Прилепо);
-
формирование у обучающегося способности «к репродуктивному состоянию», ведь, «пройдя обучение в системе развития творчеством», он становится интеллигентным, креативно мыслящим человеком, способным «решать нестандартные задачи в любых областях деятельности» (С.А. Лапковская);
Программа «Прикладная биология. Моё здоровье» направлена, главным образом, на помощь учащимся в овладении навыками ведения здорового образа жизни. Программа осуществляет связь теоретических знаний, полученных на уроках биологии с практикой здоровьесбережения.
Согласно исследованиям Т.Н. Ле-ван, ценность здоровья осознают более 68% подростков 10-15 лет. Это подтверждается исследованиями других авторов, например, А.Г. Макеевой, которая установила, что здоровье занимает у подростков 2 место в перечне социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека.
Вместе с тем, по данным А.Г. Макеевой, несмотря на то, что подростки отнесли здоровье к числу приоритетных жизненных ценностей, их образ жизни сложно назвать здоровым. Так, только треть подростков регулярно занимаются спортом, лишь 25% школьников спят не менее 7 часов, 13% юношей и девушек соблюдают режим питания и т.д. При этом сами респонденты не считают сложившуюся ситуацию опасной. Больше половины из них оценивают свой образ жизни как «вполне способствующий сохранению и укреплению здоровья».[]
Т.о., мы видим, что у подростков осознание ценности здоровья носит отвлеченный характер и не имеет практической направленности на себя.
Актуальность программы «Прикладная биология. Моё здоровье» заключается в том, что её построение полностью соответствует темам курса «Биология 8 класс», но ориентирована, главным образом на формирование практических умений, что способствует переводу теоретических знаний учащихся в практический аспект. В ходе занятий учащиеся получат навыки контроля над здоровьем, овладеют навыками укрепления и сохранения своего здоровья.
Следует отметить, что большинство программ сходной тематики, носят пропагандистский характер, имея своей целью сформировать у подростков понимание о необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Но, как мы уже видели, подавляющее большинство подростков, осознают важность сохранения здоровья.
Новизна программы заключается в том, что формировании здорового образа жизни осуществляется через практические работы, игры, выполнение творческих заданий. А убеждение о необходимости вести здоровый образ жизни формируется как внутренняя потребность ребенка, в процессе освоения курса.
Программа рассчитана на подростков 12-14 лет, к этому моменту у подростков сформирована определенная картина мира, в котором им предстоит найти свое место. Зачастую этот поиск сопровождается рискованными формами поведения, изменением режима и темпа жизни, что может негативно сказаться на формирующемся организме. Подростковый возраст опасен тем, что у учащихся происходит переоценка ценностей, и, мнение взрослых становиться второстепенным. Они многое понимают, но предпочитают поступать по своему. В этот момент необходимо дать им в руки инструмент, который позволит им формировать собственные убеждения не прибегая к крайностям в поведении.
-объём программы составляет 34 часа;
-занятия проводятся в виде практических занятий, творческих мастерских, лекций, подготовленных учащимися.
-программа рассчитана на 1 год обучения;
режим занятий 1 раз в неделю.
Цель реализации программы кружка: формирование здоровье сберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни.
Задачи:
1. Формировать навыки безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;
2. Укреплять здоровье обучающихся за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;
3. Развивать ученическую самостоятельность, познавательные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей;
4. Формировать умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления здоровья
5. Вовлекать учащихся в коммуникативную, игровую и проекиную деятельность.
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре.
Методы реализации программы:
рассказ, беседа, практикум, игровые методы, проектная деятельность, театрализация.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Литвинова Людмила Анатольевна
→ Публикатор 22.01.2019 0 3808 377 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы