Программа элективного курса "Обжора долго не живет" для 8-9 классов
Программа элективного курса «Обжора долго не живет»
Автор: Белова Ирина Геннадьевна
Учитель высшей категории
МОУ Сургутская сош
Муниципального района Сергиевский
Самарской области
2010
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8-9-х классов.
Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету.
Элективный курс “Обжора долго не живет” рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача-диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты.
Данный спецкурс поможет:
наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки;
соориентироваться в выборе профессии;
выявить типичные для естественнонаучного и медико-биологического профилей вида деятельности
Ведущими формами занятий являются:
практические занятия
конкурсы
проектирование
экскурсии
Доля самостоятельной работы учащихся значительна. Это обусловлено, прежде всего, тем, что содержание предлагаемого курса ориентировано в целом на профильно-профессиональные виды деятельности.
Задачи курса:
формирование умения комплексного осмысления знаний в биологии;
помощь учащимся в выборе профиля;
удовлетворение интересов школьников, увлекающихся биологией.
Успешность прохождения этого курса можно оценить по отчетам, составленным на основе результатов самостоятельных, лабораторных работ и экскурсий, по проектам, по формированию базовых ценностей:
здоровье, труд, терпение, успех;
умение оперировать биологическими знаниями;
эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Ранжирование интереса школьников к данному курсу и к будущему профилю поможет выявить динамику их интереса.
В программе материал сгруппирован по темам в соответствии с логикой построения, начиная с особенностей профессии врача-диетолога.
Содержание курса по выбору
Тема 1. Особенности врача-диетолога
Востребованность людей данной профессии.
Характеристика людей, владеющих данной профессией:
физиологические особенности;
психологические особенности;
черты характера
Тема 2. Содержание профессии врача-диетолога
Изучение основ рационального питания:
первый принцип рационального питания - баланс питания
второй принцип рационального питания – удовлетворение потребности
третий принцип рационального питания – режим прима пищи.
Изучение последствий чрезмерного или неправильного питания:
последствия ожирения;
последствия голодания
Рассматривание “модных” методов питания:
вегетарианство;
сыроедение;
теория “живой энергии”
теория раздельного питания и несовместимости продуктов.
Использование продуктов питания при лечении различных заболеваний.
Изучение гипо- и авитаминозов, меры их предупреждения.
Правила кулинарной обработки продуктов питания.
Режим и культура питания.
Тема 3. Организация и проведение практикума по составлению персональной диеты.
Расчет поступления питательных веществ в организм человека вместе с продуктами питания.
Расчет расхода энергии за сутки.
Расчет суточной потребности детей подросткового возраста в питательных веществах.
Корректирование режима питания в зависимости от состояния здоровья.
Тема 4. Подведение итогов о соответствии желания и возможности ученика овладением профессии врача-диетолога.
Подведение итогов изучения данного спецкурса.
Содержание программы
№ |
Тема |
Форма организации обучения |
Количество учебных часов |
1 |
Особенности профессии врача-диетолога |
|
3 |
1.1 |
Все работы хороши – выбирай на вкус |
беседа, лекция |
1 |
1.2 |
А кто же может быть врачом-диетологом? - определение физиологических особенностей; - определение психологических особенностей (память, внимание); - черты характера (чуткость, внимательность) |
Ознакомительно-ориентированное проектирование “Каким должен быть врач-диетолог?”, практическая работа |
2 |
2 |
Содержание профессии врача- диетолога |
|
13 |
2.1. |
“Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел”. Абдуль-Фаруж (изучение правил составления баланса питания) |
схема, таблица |
1 |
2.2 |
“Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты” (изучение потребностей организма в питательных веществах) |
схема, таблица |
1 |
2.3 |
“Завтрак съешь сам, обед - подели с другом, ужин отдай врагу” (составление режима приема пищи) |
схема, таблица, проектная деятельность |
1 |
2.4 |
“Обжора роет себе могилу собственными зубами” (изучение последствий ожирения) |
лекция |
1 |
2.5 |
“Голливудская диета” (изучение последствий голодания) |
лекция |
1 |
2.6 |
“С одной ягоды сыт, не будешь” (вегетарианство) |
лекция, беседа |
1 |
2.7 |
“Я взял контроль над поведением и занялся сыроедением” (сыроедение) |
лекция, беседа |
1 |
2.8 |
“Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться” (теория “живой энергии”, “очковая диета”) |
лекция, беседа |
1 |
2.9 |
“Без капусты щи не густы” (теория раздельного питания и несовместимости продуктов) |
таблица |
1 |
2.10 |
“Лук от семи недуг” (использование продуктов питания при лечении различных заболеваниях) |
конспект, проектная деятельность |
1 |
2.11 |
“Природа - лучшая аптека” (изучение гипо- и авитаминозов, меры их предупреждения) |
схема |
1 |
2.12 |
“Кулинария – ключ к здоровью” (правила кулинарной обработки продуктов питания) |
проектная деятельность |
1 |
2.13 |
“Правильное питание – залог здоровья” (режим и культура питания) |
таблица |
1 |
3 |
Организация и проведение практикума по составлению персональной диеты |
|
4 |
3.1 |
“Посчитаем, сколько нужно есть” (расчет поступления питательных веществ в организм человека вместе с продуктами питания) |
практическая работа |
1 |
3.2 |
“Гиподинамия - что это такое?” (расчет энергии за сутки) |
практическая работа |
1 |
3.3 |
“Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши ребята?” (расчет суточной потребности в питательных веществах детей подросткового возраста) |
практическая работа |
1 |
3.4 |
“Обжора долго не живет” (корректирование режима питания в зависимости от состояния здоровья) |
экскурсия в детское отделение больницы |
1 |
4 |
Подведение итогов о соответствии желания и возможностей ученика овладением профессией врача-диетолога |
|
1 |
4.1 |
“Теперь советуюсь с врачом” (подведение итогов) |
защита проектов |
1 |
Литература:
Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: Просвещение, 1984.
Ермакова В.И. Кулинария. М.: Просвещение, 1993.
Каменевский Е.М., Краснянский Э.В., Лысов М.М. Уроки экономии в быту. М.; Экономика, 1985.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1989.
Русские пословицы и поговорки / Под редакцией В.П. Аникина, М.: Художественная литература, 1988.
Скуринхин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. М.: Агропромиздат, 1889
Твоя профессиональная карьера. Программа общеобразовательных учреждений / Под редакцией Г.Н. Фединой. М.: Просвещение, 2000.
Твоя профессиональная карьера./ Под редакцией С.Н. Чистяковой. М : Просвещение, 2000.
Чусов Ю.Н. Физиология человека. М.: Просвещение, 1981.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Ирина Геннадьевна
→ 101065 27.12.2010 3 6018 991 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.