Технологическая карта урока биологии по теме "Грибы-паразиты"; 5 класс
Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты" по УМК В.В.Пасечника. Урок открытия новых знаний. Обучающиеся через организацию групповой работы знакомятся с грибами-паразитами,вредом, который они наносят, и мерами борьбы с ними.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организацион- ный |
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную группу грибов. Какую? Вы позже назовете сами. Удачи вам и новых открытий! |
|
Актуализация знаний |
1. Раздает некоторым обучащимся индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1) 2. Для того, чтобы мы были готовы к усвоению новых знаний, давайте вспомним: - Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)- Какая наука занимается изучением грибов? (микология) 3. Проведем терминологическую разминку, дайте определение следующим понятиям: Грибницы или …….. Автотрофы Гетеротрофы Сапротрофы Паразиты Симбиоз Грибокорень или ……….. |
Обучающиеся выполняют задания по индивидуальным карточкам разного уровня сложности. Обучающиеся отвечают на вопросы.
|
|
4. Составьте логическую схему из следующих слов: Грибы, пеницилл, подберезовик, дрожжи, пенек, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы. |
Учащиеся составляют логические схемы. Сдают работы по карточкам. |
Постановка учебной проблемы |
Посмотрите изображения грибов и назовите те, которые вы знаете? Есть ли грибы, которые вам не известны? Мы с Васи говорили, что грибы, питаясь готовыми органическими веществами, бывают сапрофитами и паразитами. Грибы сапрофиты мы уже изучили. Следовательно, сегодня мы будем изучать другую группу грибов. Кто сможет назвать тему урока? Тема урока – «Грибы-паразиты» (открываю доску). |
Формулируют тему урока «Грибы-паразиты», записывают её в тетрадь. |
Формулирование проблемы, планирование учебной деятельности |
Грибов - паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека. Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?). В ходе беседы учитель демонстрирует презентацию «Грибы-паразиты».
|
Формулируют цель: 1.Познакомиться с грибами-паразитами; 2.Выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека: 3.Выяснить как происходит заражение и какие меры борьбы с ними нужно использовать. |
Открытие нового знания |
Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных. Когда человек болеет что с ним происходит? Как определить, что он болен? Верно, сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать. Сегодня мы будем работать в группах. Организация работы в группах. (Приложение №2) и заполнения таблицы ( приложение 3). |
Отвечают, что по симптомам, признакам болезни.
Работают в группах, заполняют таблицы. |
|
Пришло время физкультминутки Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) |
Выполняют упражнения. |
|
Проверка выполнения групповой работы с демонстрацией презентации «Грибы-паразиты».
|
Представители каждой группы рассказывает о выполненном задании. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. |
|
Учитель рассказывает о других грибах- паразитах и сопровождает свой рассказ презентацией.
На Дальнем Востоке встречается гриб-паразит злаковых физариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным». В Китае, Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растения (явление гигантизма). Ржавчинные грибы паразитируют на листьях, стеблях, плодах семенных растений, а также на листьях папоротников. Из культурных растений от них страдают различные злаки, бобовые, яблоня, груша, малина, смородина, лен и др. На поверхности органов бывают видны пятна и подушечки оранжевого цвета или цвета ржавчины, что зависит от скопления кучек спор, содержащих – в себе оранжевый пигмент, сходный по цвету с каротином. Ржавчинные грибы вызывают болезнь «ржавчину», которая в некоторые годы причиняет большой вред сельскому хозяйству. Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении выделяет воду ( до 10 ведер на кубометр дерева), и любое строение он быстро превращает в труху. Грибы-паразиты могут поражать человека и животных. Микозы – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний. Если вы у себя обнаружите симптомы этих заболеваний, срочно обращайтесь к врачу. |
Вносят дополнения в таблицу |
|
В природе существует гриб-паразит, который заставляет муравьев-древоточцев выполнять его «приказы», превращая их в безвольных зомби. Речь идет о паразите под названием кордицепс однобокий. Обычно споры этого гриба-паразита попадают на тело муравья и прорастают внутрь его организма. Весь этот процесс сопровождается выделением в тело муравья определенных веществ алкалоидной группы, которые и заставляют муравья забыть о своих нуждах и полностью подчиниться паразиту. Пораженные этим грибом муравьи уходят из своего муравейника и начинают скитаться в одиночестве, подыскивая самое благоприятное место для жизни своего хозяина. |
|
Применение нового знания |
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Продолжим работу в группах. (Приложение 4). Проверка выполненных заданий. Демонстрация презентации. |
Выполняют задания в группах.
Отчеты по выполненному заданию в группах. |
Мы можем сегодня поработать с нашим словарем юного миколога? Какие сегодня мы запишем новые понятия? Дайте определения этим понятиям. Демонстрация презентации. |
Называют и дают определения следующим понятиям: Грибы-паразиты Головня Спорынья Трутовик Фитофтора … |
|
Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения |
На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их. Сегодня на уроке: Сегодня на уроке узнал… Мне было интересно.. Мне было трудно… Мне понравилось… Мне не понравилось… Я смогу применить знания для… Мое настроение…… |
Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.
|
Домашнее задание |
П.16 , прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить новые понятия в словаре юного миколога ( приложение 5). |
Записывают домашние задания в дневники |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Севостьянова Антонина Ивановна
→ Публикатор 07.02.2017 0 5662 428 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы