Факультативный курс "Экологические проблемы современной экономики и рациональное природопользование"; 10-11 кл.


Учебная программа: «Экологические проблемы современной экономики и рациональное природопользование» (факультативный курс) 10-11кл.

Разработала: преподаватель экономических дисциплин

Емченова Маргарита Николаевна

ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса №4, г. Москва



Аннотация

При существующих темпах способах эксплуатации оказывается, что неисчерпаемость природных ресурсов – малодостоверная легенда. Сейчас расходы на охрану, восстановление, улучшение, преобразование природы достигли больших размеров.

Охрана природы нашей страны превратилась в особый, планируемый в государственных масштабах вид хозяйственной деятельности – природопользование и защиту окружающей среды. Родилась наука «Экономика и природопользование». Эта наука возникла на стыке нескольких наук: прежде всего экономики, экологии и обширного цикла наук о земле. Она изучает взаимодействия и взаимозависимость между социально-экономическими и экологическими системами.

Цель дисциплины:

- заключается в формировании знаний у учащихся по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды, социально-экономических аспектов природопользования и природоохранного законодательства, а также экономико-экологического мировоззрения.

Задача дисциплины:

- получение учащимися знаний и навыков, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.













Пояснительная записка

Тревожный набат экологического кризиса, давно услышанный биологами и географами, зачастую оставлял равнодушными и безучастными рациональных экономистов. Им все еще казалось, что природные ресурсы неисчерпаемы. Леса? И был готов ответ словами А.П.Чехова: «Если бы… люди сговорились уничтожить тайгу и взялись бы для этого за топор и огонь, то повторилась бы история синицы, хотевшей зажечь море». Рыба? Необозримы просторы океанов, и нет конца запасам. Вода? «Редкая птица долетит до середины Днепра», - писал Н.В.Гоголь.

При существующих темпах способах эксплуатации оказывается, что неисчерпаемость природных ресурсов – малодостоверная легенда. Сейчас расходы на охрану, восстановление, улучшение, преобразование природы достигли больших размеров.

Охрана природы нашей страны превратилась в особый, планируемый в государственных масштабах вид хозяйственной деятельности – природопользование и защиту окружающей среды. Родилась наука «Экономика и природопользование». Эта наука возникла на стыке нескольких наук: прежде всего экономики, экологии и обширного цикла наук о земле. Она изучает взаимодействия и взаимозависимость между социально-экономическими и экологическими системами.

И «экология» и «экономика» имеют один корень – «экос» (дом). Не случайно названия, казалось бы, столь далеких друг от друга имеют общий корень. Дело в том, лишь на стыке этих двух наук можно сегодня найти ответ, как сохранить «наш общий дом» - Землю – пригодным для жизни и сделать его более «благоустроенным». Глубина взаимоотношений между обществом и природой, их взаимное влияние – вот тот основной смысл, который вложен в новое, может быть, не слишком удачное словосочетание – биоэкономический. Ныне нет природы без человека, но нет и человека без природы.

На современном этапе развития общества Россия столкнулась с рядом проблем, которые в условиях перехода к рыночным отношениям все в большей степени требуют глубокого экономического их осмысления. Рынок, через особый механизм своего существования, выносит решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовывать производство, как распределять ресурсы и результаты производительного труда.

Экономика природопользования является комплексной наукой, изучающей экономические и производственные отношение, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом и природной средой. Эта наук имеет три направления. Первое – экономика защиты среды от загрязнений. Второе – собственно эколого-экономическое. Третье – оценочное направление.

Выработка стратегии охраны природной среды и рационального природопользования связана с подготовкой кадров, обладающих кругозором и специальными знаниями в области экономики природопользования и промышленной экологии.

Цель дисциплины:

- заключается в формировании знаний у учащихся по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды, социально-экономических аспектов природопользования и природоохранного законодательства, а также экономико-экологического мировоззрения.

Задача дисциплины:

- получение учащимися знаний и навыков, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.

Данный курс рассчитан на 30 часов, завершается выполнением и защитой реферата.































Тематический план



Наименование тем

часы

1.

Взаимосвязь общества и природы

2

2.

Модель управления биоэкономической системой

2

3.

Наука «Экология»

2

4.

Проблемы экологии в Российской Федерации

2

5.

Природоохранное законодательство РФ

2

6.

Общая характеристика природных ресурсов

2

7.

Проблемы «Экономики природопользования»

2

8.

рациональное использование природных ресурсов:

- эколого-экономическая эффективность;

- охрана;

- воспроизводство;


9.

Совершенствование хозяйственного механизма в природопользовании

2

10.

Экономическая оценка рационального использования и охраны земельных ресурсов

2

11.

Экономика рационального использования и охраны водных ресурсов

2

12.

Экономическая оценка использования и охраны воздушных ресурсов

2

13.

Экономика рационального использования и охраны лесных ресурсов

2

14.

Размещение производства и окружающая среда

2

15.

О социально-экономическом сотрудничестве регионов Российской Федерации

2

16.

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

1

17.

Защита рефератов

1


Итого:

30

















Содержание



Тема 1. Взаимосвязь общества и природы.

Стадии развития человека, его отношения с природой. Изменения природы в процессе труда. Процесс производства - это процесс взаимодействия человека и природы. Человек должен брать от природы, но и заботиться о ее охране.

Тема 2. Модель управления биоэкономической системой.

Смысл модели биоэкономической системы. Основные процессы, протекающие одновременно как в экономической, так и в экологической подсистемах. Получение максимального экономического эффекта в производстве, не разрушая окружающую среду.

Тема 3. Наука «Экология».

Содержание, предмет, задачи экологии.

Связь с другими дисциплинами. Почему нужно изучать экологию? Экологизация экономики.

Тема 4. Проблемы экологии в Российской Федерации.

Наиболее важные проблемы экологии в Российской Федерации: аварии на атомных станциях, загрязнения питьевой воды, промышленные загрязнения, выхлопные газы, исчезновение редких животных и растений.

Опустынивание - глобальная проблема российских регионов.

5 июня - Международный день охраны окружающей среды.

Тема 5. Природоохранное законодательство в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», основные аспекты закона. Указ президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах».

Тема 6. Общая характеристика природных ресурсов.

Понятие природных ресурсов. Различие «природных условий» и «природных ресурсов», классификация природных ресурсов по характеру использования: реальные, потенциальные.

С точки зрения ученых Человек вколючает ресурсы в производственный процесс, с этой точки зрения они разделяются: «исчерпаемые», «неисчерпаемые», «заменимые», «незаменимые». Экономическая оценка природных ресурсов.

Тема 7. Проблемы «Экономики природопользования».

Понятие науки «Экономика природопользования», ее сущность, основные и частные задачи. Экономические проблемы взаимодействия человека и окружающей среды.

Структура науки «Экономики природопользования». Связь науки с другими дисциплинами. Основные показатели в экономике природопользования.

Тема 8. Рациональное использование природных ресурсов:

- эколого-экономическая эффективность;

- охрана;

- воспроизводство.

Сущность эколого-экономической эффективности. Методические принципы определения эффективности производства.

Социальный, экологический и экономический эффект, методика расчета.

Сущность и понятие воспроизводства. Проблемы воспроизводства. Сущность природоохранных мероприятий. Эколого-экономическая эффективность воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Тема 9. Совершенствование хозяйственного механизма в природопользовании.

Хозяйственный механизм, его сущность и особенности. Хозрасчетные показатели природоохранной деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Стимулирование рационального природопользования.

Тема 10. Экономическая оценка рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Состав и значение земельных ресурсов в системе природопользования. Показатели состояния, охраны и использования земельных ресурсов.

Расходы на охрану земель от загрязнения отходами. Земельный фонд Российской Федерации, его эффективное использование.

Тема 11. Экономика рационального использования и охраны водных ресурсов.

Состав и значение водных ресурсов в системе природопользования, показатели использования и загрязнения водных ресурсов. Классификация качества воды.

Затраты на охрану водных ресурсов. Пути рационального использования и охраны водных ресурсов. Водные ресурсы регионов России и их рациональное использование.

Тема 12. Экономическая оценка использования и охраны воздушных ресурсов.

Значение воздушных ресурсов в системе природопользования. Выбросы вредных веществ в атмосферу. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Затраты на осуществление атмосферной деятельности. Показатели, характеризующие состояние и охрану воздушного бассейна в российской Федерации.

Тема 13. Экономика рационального использования и охраны лесных ресурсов.

Состав и значение лесных ресурсов в системе природопользования. Механизм рационального природопользования лесными ресурсами. Классификация лесного фонда.

Показатели наличия и состояния лесов в РФ. Показатели, характеризующие динамику лесных ресурсов. Экономический эффект от лесоохранных мероприятий. Пути рационального использования лесных ресурсов.

Тема 14. Размещение производства и окружающая среда.

Ресурсы и факторы производства. Ресурсы производства: природные материальные, трудовые, финансовые. Факторы производства: земля, капитал, труд. Сущность производства. Уровни производства. Разделение труда.

Рациональное и комплексное использование минерального сырья. Использование экономически безупречных технологических процессов (бездоменная металлургия, безотходная переработка). Совершенствование разделения труда.

Тема 15. О социально-экономическом сотрудничестве регионов Российской Федерации.

Разработка и реализация целевых межрегиональных программ. Федеральные целевые программы экономического, социально- политического развития регионов РФ.

Главное условие строительства - это забота о технической и экологической безопасности. Соблюдение федеральных и региональных законов РФ о защите окружающей среды.

Тема 16. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности. Причины позитивной мотивации. Методы позитивной мотивации. Методы негативной мотивации.













Список использованных источников:

  1. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»

  2. Земельный кодекс

  3. Семенова А. Экономика природопользования, КГАУ, 2006.

  4. Мамедов О. Современная экономика. Феникс. 2005.

  5. Горелов А. Экология. М., 2007.

  6. Гирусов Э. Экология и экономика природопользования. М., 2005.

  7. http://www.ref.by/refs/97/32499/1.html

  8. http://www.bestreferat.ru/referat-62391.html

  9. http://revolution.allbest.ru/economy/00001235_0.html














Полный текст материала Факультативный курс "Экологические проблемы современной экономики и рациональное природопользование"; 10-11 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емченова Маргарита Николаевна  Марго8417
23.02.2012 0 6316 910

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК