Рабочая программа элективного курса «Основы фермерства» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Основы фермерства»
для учащихся 10 класса
Хидиятуллина Елена Николаевна,
учитель химии-биологии
МБОУ « Алан-Бексерская СОШ»
Высокогорского муниципального района РТ
Программа курса
Пояснительная записка
У России и Татарстана большой потенциал для развития сельского хозяйства. Необъятные просторы, люди, умеющие трудиться и любящие свою Родину. Но в данный переходный период, когда коллективные хозяйства старого типа распадаются, а фермерских хозяйств ещё недостаточно, актуально воспитание у молодёжи желания заниматься сельским хозяйством. Крестьянские хозяйства обеспечивают порядка половины общего объёма сельхозпродукции, спасают народ от безработицы, создавая рабочие места. Государство признало - без крестьян не будет сильной России. Страна объявила о масштабной поддержке частных аграриев. Фермерство официально назвали экономической и социальной силой, опорой страны и даже важнейшим источником «развития российских территорий, возрождения нашего села и его лучших традиций». Об этом, выступая в Тамбове на ХХII съезде фермеров России, заявил президент РФ Владимир Владимирович Путин.
Программа данного курса рассчитана на учащихся 10 класса, которым предстоит окончательно определиться с выбором профессии. Они имеют общие знания о строении и функционировании животных и растений, понятии порода, сорт и методах селекции. Но в базовых программах данным вопросам уделяется недостаточно внимания, особенно практической стороне животноводства и растениеводства.
Для реализации программы необходимо типовое оборудование - компьютер, проектор, доступ к Интернету, сельскохозяйственный инвентарь.
Программа предусматривает различные виды деятельности, в том числе лекции, практические работы, проектные работы, просмотр видео и презентаций, экскурсии. Осуществляется межпредметная связь биологии с химией, экономикой, экологией.
Формы и методы контроля - устный опрос, викторина, визуальная оценка практических навыков, оценка проектных работ, отзывы за которые помещаются в портфолио.
Объём курса- 34 часа.
Цель данного элективного курса: формирование первичных знаний основ фермерства, воспитание сознательных тружеников села.
Задачи курса: - формирование основ экономических знаний на примере создания бизнес-планов;
- развитие интереса и углубление знаний по животноводству, растениеводству, видам сельскохозяйственной техники, охране труда.
- продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся: планировать работу и поэтапно осуществлять ее, работать с дополнительной литературой, пользоваться различными источниками информации;
- развитие самостоятельности и организаторских способностей;
- воспитание уважения к умственному и физическому труду, как гаранту стабильности в обществе;
- оказание помощи в выборе профессии;
- воспитание уважения ко всему живому и чувства патриотизма.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
понятия фермер, ЛПХ, КФХ, государственных мер по поддержке фермерства;
особенности содержания, кормления, разведения различных видов домашних животных и приёмы ухода за культурными растениями;
основные районированные породы и сорта;
виды сельскохозяйственной техники;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
составлять бизнес-план по производству сельскохозяйственной продукции;
выращивать рассаду овощных и цветочно - декоративных культур;
осуществлять основные виды ручной работы по обработке почвы и уходу за растениями;
рассчитывать нормы внесения удобрений, средств защиты растений;
применять полученные знания на практике;
работать с научно-популярной литературой и другими
информационными источниками;
работать в группе и самостоятельно;
Конечным результатом данного курса является создание проекта по интересующему направлению сельскохозяйственной деятельности.
Содержание программы:
Тема 1. Введение (1 час).
Понятие фермерства, ЛПХ, КФХ, государственных мер по поддержке фермерства.
Тема 2. Бизнес-план (3 часа).
Демонстрация примеров и последовательность разработки бизнес-планов по производству сельскохозяйственной продукции.
Тема 3. Животноводство (15 часов).
Особенности содержания, кормления, разведения различных видов
домашних животных, разнообразие пород. Животноводство Татарстана.
Экскурсия на животноводческую ферму.
Тема 4. Растениеводство (11 часов).
Условия, необходимые для выращивания культурных растений, приёмы выращивания и ухода, сортовое разнообразие, виды защищённого грунта.
Мелиорация, удобрения, средства защиты растений.
Практическая работа. Выращивание рассады.
Практическая работа. Весенние работы в овощеводстве.
Практическая работа. Весенние работы в плодоводстве.
Тема 5. Сельскохозяйственная техника (2 часа).
Назначение и классификация сельскохозяйственных машин. Комплексная механизация сельскохозяйственных работ.
Экскурсия в коллективное хозяйство.
Тема 6. Защита проектов (2 часа).
Обоснование выбора направления сельскохозяйственных работ, защита бизнес-планов.
Тематический план
№ |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Дата |
|||
1 |
Введение. |
Лекция. Эвристическая беседа |
|
|||
Бизнес-план. |
||||||
2 |
Демонстрация примеров и последовательность разработки бизнес-планов. |
Лекция. Групповая работа |
|
|||
3 |
Разработка бизнес-планов по производству животноводческой продукции. |
Групповая работа. Обсуждение результатов. |
|
|||
4 |
Разработка бизнес-планов по производству растениеводческой продукции. |
Групповая работа. Обсуждение результатов. |
|
|||
Животноводство. |
||||||
5-6 |
Особенности содержания, кормления, разведения КРС. |
Лекция. Круглый стол. |
|
|||
7 |
Разнообразие пород КРС.
|
Презентация. Лекция. |
|
|||
8 |
Особенности содержания, кормления, разведения коз и овец. |
Беседа с элементами объяснения. |
|
|||
9 |
Разнообразие пород коз и овец. |
Презентация. Лекция. |
|
|||
10 |
Свиноводство. |
Презентация. Лекция. Викторина. |
|
|||
11 |
Птицеводство. |
Беседа. Работа с дополнительными источниками информации. |
|
|||
12 |
Разнообразие пород домашних птиц. |
Презентация. Лекция. Викторина. |
|
|||
13 |
Коневодство. |
Презентация. Лекция. |
|
|||
14 |
Рыбоводство. |
Презентация. Лекция. |
|
|||
15 |
Кролиководство |
Презентация. Работа с дополнительными источниками информации. |
|
|||
16 |
Пчеловодство. |
Презентация. Лекция. |
|
|||
17 |
Разведение нетрадиционных видов животных (пушных зверей, страусов и других) |
Презентация. Лекция. |
|
|||
18 |
Животноводство Татарстана. |
Презентация или видеофильм. |
|
|||
19 |
Экскурсия на животноводческую ферму. |
Экскурсия. |
|
|||
Растениеводство. |
||||||
20-21 |
Полевые культуры (зерновые и зернобобовые, картофель, технические и кормовые) |
Презентация. Работа с дополнительными источниками информации. |
|
|||
22 |
Цветочно-декоративные культуры. |
Презентация. Беседа. |
|
|||
23-24 |
Овощеводство. Сортовое разнообразие. |
Презентация. Работа с демонстрационным материалом. Викторина. |
|
|||
25 |
Рассада. Виды защищённого грунта. |
Презентация. Демонстрация. |
|
|||
26 |
Практическая работа. Выращивание рассады. |
Практическая работа. |
|
|||
27 |
Плодоводство. |
Презентация. Работа с дополнительными источниками информации. |
|
|||
28 |
Практическая работа. Весенние работы в плодоводстве. |
Практическая работа. |
|
|||
29 |
Мелиорация, удобрения, средства защиты растений. |
Лекция. Решение задач на приготовление растворов. |
|
|||
30 |
Практическая работа. Весенние работы в овощеводстве. |
Практическая работа. |
|
|||
Сельскохозяйственная техника. |
||||||
31 |
Назначение и классификация сельскохозяйственных машин. Комплексная механизация сельскохозяйственных работ. |
Лекция. Презентация. |
|
|||
32 |
Экскурсия в коллективное хозяйство.
|
Экскурсия |
|
|||
Защита проектов. |
||||||
33-34 |
Обоснование выбора направления сельскохозяйственных работ, защита бизнес-планов. |
Конференция Результаты проектных работ |
|
Рекомендуемая литература и другие информационные источники
1. Борисенко Е.А. Разведение сельскохозяйственных животных.- М.: Колос, 1967.
2.
Породы племенных сельскохозяйственных
животных и птицы, распространенные в
Российской Федерации /
Каталог.- М.: ФГНУ «Росинформагротех»,2006.
3. Харчук
Ю. Справочник
современного фермера. Птицеводство,
животноводство, коневодство. -М.: Подворье,
2007
4. Гусева К.М. Приусадебное животноводство.- М.:1971.
5. Вагин Е.А., Зусман Н.С. Приусадебное кролиководство.- М.: Колос,1973.
6. Вавилов П.П., Гриценко В. В., Кузнецов В. С. и др. Растениеводство. М.: Агропромиздат, 1986.
7. Долгачева В.С. Растениеводство. М.: Академия, 1999.
8. Трунов Ю. Плодоводство и овощеводство. Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений. М.: КолосС, 2008.
9. Андреев. Ю.М. Овощеводство. М.: ПрофОбрИздат, 2002.
10. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Агрономия. М.: Академия, 2004.
11. Тарасов А.К. Ботаника. Зоология. Химия. Смоленск.: Русич, 1999
12. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград.: Учитель, 2001
13. Клепнина З.А., Капралова В.С., Трайтак Д.И. и др. Трудовое обучение: сельскохозяйственные работы. Пробное учебное пособие для 5-7 классов средней школы. М.: Просвещение,1991
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хидиятуллина Елена Николаевна
→ ОсеНь2013 27.03.2013 0 5967 749 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.