Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов.


Программа
элективного курса по биологии

для 9 класса

«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Автор: учитель биологии ВКК
Малётина Елена Петровна

Пояснительная записка.

Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов.
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.

Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.

Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.

Задачи курса:

по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;

-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;

учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.

Содержание программы.

1.Введение(1ч.)

Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

2.Здоровье и наследственность(3 ч.)

Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.)

Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.
Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,
Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».

4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)

Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколога».

Тематическое планирование.

№ п.п. Наименование тем курса Всего часов лек

ции Практические работы,экскурсии семинары Конференции Формы контроля
I Введение
1. Что такое здоровье?Социальная обусловленность здоровья. 1 +
II Здоровье и наследственность
2. Место человека в системе живой природы 1 + тест
3. Наследственность – важный фактор здоровья 1 +
4. Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья.Составление родословной. 1 +
III Природная,социальная среда и здоровье
5. Эндемические и природноочаговые заболевания 1 +
6. Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость 1 + тест
7. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. 1 +

8. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека 1 +
9. «Свалка по имени - Земля» 1 +
10. Оценка среды учебных помещений.Санитарно-гигиенические нормы.Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения» 1 +
11. Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка» 1 +
12. Научные основы озеленения интерьера 1 +
IV Здоровье-профессиональная забота врача и эколога.
13. Профессия врача 1 +
14. Профессия эколога 1 +
15. Выдающиеся медики и экологи 1 +
16-17. Итоговая конференция 2 + тест

Список использованной литературы.

1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.
4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.
8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.

Рецензия.

На программу элективного курса в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения, составленную Малётиной Е.П. (СОШ №5, г. Борисоглебск).

Программа содержит необходимые разделы: пояснительную записку с целеполаганием, основное тематическое содержание, список литературы. Содержание программы соответствует поставленным целям в пояснительной записке, вызывает интерес у учащихся по биологии.
Сочетание теоретического курса и практических работ обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию детей.
Практические работы предполагают активные методы: исследование, сравнение, игровые моменты.
В целом программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.

Рецензенты:


Полный текст материала Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малетина Елена Петровна  maletina
27.03.2010 0 24865 2536

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК