Презентация "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"; 5 класс


Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

учителя математики

МБОУ «СОШ №25» г. Киселевска

Баулиной Анны Юрьевны



Предмет: математика

Тип урока: объяснение и первичное закрепление учебного материала

Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 5

Технологии: учебная мультимедийная презентация, электронный учебник

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.


Цель урока:

Изучение теоретических способов сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формирование вычислительных навыков по решению задач на сложение и вычитание дробей.

Задачи урока:

  • Образовательные: вывод правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формирование учебных компетенций по отработке вычислительных навыков;

  • Развивающие: развитие логического и творческого мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи, активизация познавательной деятельности, совершенствование навыков устного счёта;

  • Воспитательные: формирование общеучебных компетенций: целеустремленности, самостоятельности, коммуникационной культуры, доброжелательного отношения друг к другу.

Методы:

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный.

Структура урока.

  1. Организационный момент (2 мин.).

  2. Повторение. Устный счет (5 мин.)

  3. Ознакомление с новым материалом. (8 мин.)

  4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. (20 мин.)

  5. Итог урока, домашнее задание. (5 мин.)



Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы урока, постановка цели урока и его задач.

  1. Повторение. Устный счет

На экране высвечиваются 7 кружков с буквами и дробями.

- Ребята, если вы расставите дроби в порядке возрастания, то узнаете, как называли дроби в старинные времена (ломаные числа).

Учащиеся выбирают на доске наименьшую дробь, после чего дробь и буква перемещается на нужное место в строке.

Устное решение задач:

    1. В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в июле 31 день. Какую часть года составляет февраль, а какую – июль? (28/365 и 31/365).

    2. Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть килограмма весит это яблоко? (200/1000)

    3. Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую – учится? (9/24 и 5/24).

4. Ознакомление с новым материалом

Ребятам предлагается решить задачу двумя способами:

Из 11 теплиц 4 засажены помидорами, а 2 огурцами. Какая часть теплиц занята огурцами и помидорами?

Учащиеся решают задачу первым способом. Сначала находят общее количество теплиц, занятых огурцами и помидорами (4+2=6), а затем определяют, какую часть это число составляет от общего количества теплиц (6/11).

- Ребята, а как можно еще решить данную задачу? Ответьте, какую часть от общего количества теплиц занимают теплицы с огурцами? А с помидорами? Значит для того чтобы найти часть теплиц, занятую огурцами и помидорами достаточно сложить получившиеся две дроби. Но как это сделать? Для этого нужно знать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

(Переход к слайдам, демонстрирующим объяснение материала)

- При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют без изменения.

З апишем правило сложения с помощью букв:



(учащиеся записывают формулу в тетрадь)

- Давайте рассмотрим примеры.

(рассматриваются анимационные примеры, позволяющие наглядно увидеть правило сложения дробей)

- Складывать дроби мы с вами научились, а как же вычитать дроби?


-При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.


З апишем правило вычитания с помощи букв:


(учащиеся записывают формулу в тетрадь)

- Давайте рассмотрим примеры.

(рассматриваются анимационные примеры, позволяющие наглядно увидеть правило вычитания)

5. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Решение задач

На слайде размещено поле, состоящее из 4 ячеек разных цветов. Ребята выбирают понравившуюся ячейку. Каждая ячейка содержит свое задание.

  • Красная ячейка.

  • Два червяка пообедали яблоком и решили на закуску съесть грушу. Эту же самую грушу уже едят Коля и Вова. Какую часть груши будут делить между собой два червяка, если Коля съест 2/7 груши, а Вова 3/7?

Решение:


(Доля груши, съеденная мальчиками)






(Доля груши, доставшаяся червякам)

Ответ: 2/7


  • Жёлтая ячейка.

Р ешите уравнения:

1) (Ответ: 7/12)

2) (Ответ: 12/16)



3) (Ответ: 4/19)





4) (Ответ: 11/25)





  • Синяя ячейка.

Для посадки леса выделили участок площадью 300 га. Ель высадили на 3/10 участка, а сосну – на 4/10 участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?

Решение:

(доля участка, занятая елью и сосной вместе)

(га)

Ответ: 210 га

  • Розовая ячейка.

В первый день турист прошёл 5/14 всего пути, а во второй день 7/14 – всего пути. Известно, что за эти два дня турист прошёл 36 км. Сколько километров составляет весь путь туриста?


Р ешение:


(км) – одна часть



(км) – прошли туристы за остальные дни

(км) – общий путь


Ответ: 42 км


6. Итоги урока. Домашнее задание. Рефлексия урока.


  1. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?

  • Что на уроке было самым сложным, простым?

  1. Выставление оценок ученикам, которые активно работали на уроке.

  2. Ребята записывают домашнее задание (№1039, 1041ж),з) учебника, работа с электронным учебником).

  3. Рефлексия урока. Ученики высказывают свое отношение к уроку (рисуют смайлик):

  • отличный, захватывающий, интересный, заставляющий радовать – улыбка;

  • нормальный, обычный – полоска;

  • скучный, работа без интереса, бесполезный – нарисовать опущенные уголки губ.

- Спасибо ребята за отличную работу на уроке. Урок закончен, вы свободны.



Слайд 1
Баулина Анна Юрьевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» Киселёвского городского округа, Кемеровской области учитель математики
Слайд 2
Тема урока:
Слайд 3
Цель урока:
Слайд 4
12 31 5 31 23 31 3 31 1 31 17 31 30 31
Слайд 5
12 31 5 31 23 31 3 31 1 31 17 31 30 31
Слайд 6
12 31 1 31 5 31 23 31 3 31 17 31 30 31
Слайд 7
12 31 1 31 5 31 3 31 23 31 17 31 30 31
Слайд 8
12 31 1 31 23 31 3 31 5 31 17 31 30 31
Слайд 9
23 31 1 31 3 31 5 31 17 31 12 31 30 31
Слайд 10
30 31 23 31 1 31 3 31 5 31 12 31 17 31
Слайд 11
30 31 1 31 3 31 5 31 12 31 17 31 23 31
Слайд 12
В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в июле 31 день. Какую часть года составляет февраль, а какую – июль? 28 31 365 365
Слайд 13
Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть килограмма весит это яблоко? 200 1000
Слайд 14
Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую – учится? 9 5 24 24
Слайд 15
Задача Из 11 теплиц 4 засажены помидорами, а 2 огурцами. Какая часть теплиц занята огурцами и помидорами? Решите задачу двумя способами. 4 2   11 11
Слайд 16
Запишем правило сложения с помощью букв: a b a b   c c c
Слайд 17
1 1 1 1 4     4 4 4 4 4
Слайд 18
2 2 2 2 8     8 8 8 8 8
Слайд 19
Какая часть рисунка закрашена? 3 5 1  5 4  5
Слайд 20
Какая часть кувшина занята соком? 1 2  5 5  3 5
Слайд 21
Запишем правило вычитания с помощью букв: a b a b   c c c
Слайд 22
Какая часть рисунка закрашена? 4 5  2 5 2  5
Слайд 23
Какая часть кувшина занята соком? 5 4  5 5  1 5
Слайд 24
Слайд 25
2 7 2 3 5 1)   7 7 7 Доля груши, съеденная мальчиками 3 ? 7 7 5 2 2)   7 7 7 Доля груши, доставшаяся червякам
Слайд 26
5 2 x  12 12 Ответ: 7 12 7 18 p 25 25 11 Ответ: 25 15 3  y 16 16 7 11 z  19 19 Ответ: 12 16 Ответ: 4 19
Слайд 27
3 10 4 10 3 4 7 1)   (доля участка, занятая елью и сосной вместе) 10 10 10 2)(300 : 10) 7 210 (га) Ответ: 210 (га)
Слайд 28
5 14 7 14 5 7 12 1)   14 14 14 14 12 2 3)   14 14 14 2)36 : 12 3 (км) 4)3 2 6 5)36  6 42 (км) (км)
Слайд 29
• Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? • Что на уроке было самым сложным, простым?
Слайд 30
1. №1039, 1041 ж) з) (учебник) 2. Работа с электронным задачником
Слайд 31
Слайд 32
Спасибо за активную работу на уроке!!!

Полный текст материала Презентация "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баулина Анна Юрьевна  БАЮ
03.11.2015 1 25143 4014

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК