Марина Гладко, 15.05.2017 6

9 советов учителям, как рассадить учеников за партами и отвечать на претензии родителей


С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.


Обсудить статью (уже 6 коммент.) Опубликовать свой материал

Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя

Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:

  • состояние здоровья ребенка;
  • рост;
  • темперамент;
  • особенности характера;
  • а также на отношения между детьми.

Совет №1

Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.

Совет №2

Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.

Совет №3

Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке. Так, например,  если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте.

Совет №4

Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.

Рассадить детей за партами в классе

Совет №5

Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться не сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации

Совет №6

В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар. Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно.

Советы, как избежать проблем при рассаживании учеников за парты

Обычно дети не придают особого значения тому, за какой партой они сидят — для них важно, кто будет их соседом.

А вот родители акцентируют на внимание на том, где именно сидит ребенок. Многие из них обращаются к учителю с просьбой посадить их ребенка на первую парту. Они считают, что от этого зависит его успеваемость.

Конечно же, угодить всем одновременно не получится. В качестве выхода из такой ситуации рекомендуется в начале каждой четверти менять порядок рассаживания учеников. Это не только позволит каждому ребенку посидеть на первых партах, но и служит хорошей профилактикой против нарушения зрения или осанки.

Кроме этого, дети могут меняться местами за партами при выполнении отдельных видов работ на уроке. Чаще всего это происходит при использовании интерактивных упражнений, работе в группах.

Привлеките родителей к рассадке детей

Совет №7

Еще один отличный способ избежать недоразумений с родителями по поводу того, что их ребенок сидит на «плохой» парте — предложить им самим составить схему расположения детей в классе. Лучше всего сделать это на родительском собрании.

Для выполнения такого задания родителей нужно разделить на несколько групп и каждой раздать карточки с необходимой информацией об учениках без указания их фамилий. Взрослые должны, ориентируясь только на объективные данные, распределить места за партами. В завершение следует обсудить все полученные схемы и решить возникшие несогласованности.

Когда общая схема будет готова, назвать имена детей и подписать, кто, где будет сидеть. После этого никаких повторных обсуждений или дополнительных просьб не должно быть.

«Первая парта» теряет свою актуальность

Совет №8

Под конец собрания нужно успокоить всех родителей, особенно тех, кто окажется недовольным. Следует объяснить, что в ходе современного урока значительно изменились формы и методы работы с классом, и теперь доска и учитель не являются основным источником знаний.

Дети много времени на уроке работают в парах и группах, занимаются практической и познавательной деятельностью. Процесс познания происходит на основе универсальных учебных действий и компетенций. Как следствие, при обучении упор делается на самостоятельную работу и самоконтроль.

Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам

Совет №9

Также можно привести данные психологов и опытных педагогов о том, что обычно учитель в ходе урока больше внимания уделяет тем, кто сидит в центре класса и на задних партах. Он не находится все время за столом или возле доски, а передвигается по классу, ходит между рядами и постоянно контролирует работу каждого ученика.  

Мнение, что ученики, сидящие на задней парте, от этого будут плохо учиться, является предрассудком. Никакой взаимосвязи между этим нет. Важно добиться от родителей понимания в данном вопросе и никогда не идти у них на поводу.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
6 Комментарии • 07:30, 08.12.2019
Здравствуйте по поводу учитель больше уделяет внимания последним партам вы не правы и говорить об этом однозначно не стоит. Наша учительница последние парты игнорирует,это видно по не сделанным упражнениям в классе, в течении 1.5 лет не пересаживала на другое место. Просьбы родителя игнорировала. Вот такие бывают учителя!
[Материал]
avatar
5 Nadegda-vera • 06:51, 01.07.2017
Очень хорошая подборка советов , особенно для начинающих классных руководителей.
Заинтересовал "СОВЕТ №7". Непременно в новом учебном году попробую в провести нечто подобное ..., например , в ноябре.
Почему не в сентябре - нельзя, с учётом адаптационного периода.
[Материал]
avatar
4 75kovol • 19:07, 21.06.2017
Спасибо за советы. Многими пользовалась, очень эффективно.И проблем с родителями стало меньше
[Материал]
avatar
2 Dream • 00:21, 18.05.2017
"Совет №1
Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду." - законами о ПД и врачебной тайне это запрещается. Т.е., медсестра не имеет права разглашать медицинскую информацию. Чем пользуются родители некоторых психически неуравновешенных детей.

"Совет №5
Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации." - так они на уроке станут отношения выяснять.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 00:40, 18.05.2017
Спасибо за комментарий. По совету №5, думаю, моя опечатка - скорее всего, не сажать вместе. По пункту №1, думаю, что сам диагноз может быть неизвестен учителю, а вот рекомендации от врача доступны. Иначе как же учитель может следовать тем рекомендациям, о которых ему неизвестно. И некоторых слабовидящих и слабослышащих детей и так видно, без диагнозов.
[Материал]
avatar
1 olgasushenko81 • 00:24, 17.05.2017
Очень интересная статья. Спасибо!
[Материал]