Что такое моделирование на уроке? Пример использования моделирования на уроке истории
Любой проект включает в себя начальную фазу, куда входят стадия концептуальная, моделирования, конструирования, технологической подготовки. В этом случае сам школьный урок выступает как прагматическая модель, являющаяся способом организации действия.
Виды моделирования на уроке
- Предметное (постройка предмета, объекта из планок, кубиков и т.п.).
- Графическое (таблица, чертеж, график, стилизованный рисунок).
Модель должна:
- отражать количественные отношения действительности;
- замещать соответствующие реальные объекты, явления, процессы;
- давать новую информацию об изучаемом предмете или явлении.
Приведем пример стадии моделирования на интегрированном уроке по технологии (ИЗО) и истории.
Тема: «Дух предпринимательства преобразует экономику». 7 класс
Цель: Показать, что мануфактура — предприятие нового типа, позволившее увеличить производительность труда.
Задачи:
Создать модели «мануфактурного производства» и мастерской ремесленника, изготовить маски «ремесленниками» и «рабочими мануфактуры».
Сравнить время и силы, потраченные работниками двух моделей производства.
Оборудование:
- Столы и парты, расставленные полукругом.
- Бумага цветная, картон, тесьма, мелкие украшения.
- Клей, ножницы, тетради.
Ход урока
Класс приглашается в зал, столы расставлены полукругом. Два учителя работают синхронно.
Дается необходимая вводная часть, или дети сами могут прочитать о мануфактуре по учебнику. Учитель истории: «Какие вопросы у вас возникли после чтения?». Учащиеся говорят о новом способе производства и вспоминают старый — ремесленный. Формируют вопрос: «Почему появляется производство нового типа — мануфактура? В чем отличие нового способа от старого?». Учитель: «Как проверим?». Учащиеся: «Практикой!». Класс делится на две команды. Одна — «Ремесленники», вторая — «Рабочие мануфактуры».
Начало стадии моделирования. Члены первой группы получают индивидуальные задания. Каждый из них — ремесленник, изготавливающий маску для карнавала. Учитель технологии напоминает алгоритм изготовления такой модели. Учащиеся выбирают модель маски, различающуюся по назначению и принадлежности. Все необходимое участники имеют у себя на столе: картон, цветную бумагу, клей, ножницы, тесьму, украшения. Тут, собственно говоря, стадия моделирования плавно перетекает в стадию конструирования маски. Поэтому лишь упомянем о том, не сбиваясь с темы.
Вторая группа делится по принципу мануфактуры: каждый работник выполняет отдельную операцию. Главный принцип мануфактуры будет смоделирован путем разделения «работников» по выполнению части целого, в данном случае, этапов создания маски. Кто-то занят только резкой картона по контуру, кто-то — украшением, далее подгруппа вдевает тесемочки и т. д. По истечении некоторого времени видно, что при отработке навыков дело идет все быстрее. В то время как изготовление маски от начала до конца одним человеком, занимает больше времени.
Результаты очень показательны: количество масок, изготовленных на мануфактуре в 1,5 раза больше продукции ремесленников. Это очень удивило детей, что привнесло необходимую эмоциональную составляющую. Кроме того, заметно, что эти маски лучшего качества и аккуратнее. Учащиеся делают вывод о более высокой производительности труда на мануфактуре, записывают определения в тетрадь. Вместе с тем подчеркивается общее в типах производств: ручной труд.
В конце урока делается групповая фотография в масках.
Анализ урока
На практике смоделирован труд рабочих на мануфактуре XVI-XVII вв. и труд ремесленника. Требовалось показать преимущество мануфактурного труда перед ремесленным. При каком способе производства выше производительность труда? Создание масок — пример моделирования объекта, создание процесса производства на мануфактуре и в мастерской ремесленника — пример моделирования явления. Как видим, все основные принципы, упомянутые выше, были соблюдены: количество этапов создания изделия на мануфактурном производстве, соответствие модели происходившим в обществе процессам зарождения капиталистических отношений, получение новых знаний о производительности труда.
На следующих уроках моделирование ситуаций будет создавать проще, т.к. дети уже привыкнут к такому способу решения учебных задач. Очень кстати здесь прием «Альтернативная история»: что было бы, если… Одна группа может создавать модель развития Руси без монголо-татарского ига, другая — воссоздает обстановку реальности XIII — XIV вв.
Учащимся нравятся такие занятия, они с удовольствием используют навыки, полученные на других уроках, в процессе моделирования.
Об авторах:
- Узких Наталья Владимировна, учитель технологии и ИЗО МАОУ СОШ №8 г. Полевского.
- Скобелева Елена Леонидовна, учитель истории МАОУ СОШ №8 г. Полевского.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.