Екатерина Пашкова, 15.02.2018 16

«Родительский терроризм»: родители кричат, угрожают, выражаются нецензурно. Кто защитит педагогов?


Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».


Обсудить статью (уже 16 коммент.) Опубликовать свой материал

«Родительский терроризм» схож с понятием «потребительский терроризм» — явлением, когда клиенты, вооружившись законами, злоупотребляют своими правами: пишут жалобы, обращаются в суд. Отличие от добросовестного клиента в том, что жалобы и претензии добросовестного клиента имеют реальную основу, а не надуманы. Есть еще понятие «добросовестно заблуждающегося», который считает нарушенными свои мнимые права. Настоящий же «потребительский террорист» действует осознанно, пытаясь получить компенсацию, бонусы, выплаты. Мы добавим, что родитель-«террорист» некорректно себя ведет: повышает голос, оскорбляет, угрожает.

В мае 2017 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.

Обращение родителей сопровождались угрозами:

  • жалоб в вышестоящие инстанции — 88 случаев из 114;
  • применить физическую расправу — 5 случаев.

Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:

  • криками и истерикой родителей — 62 случая;
  • нецензурной лексикой — 27 случаев;
  • хлопанием дверями — 48 случаев.

В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.

Камеры видеонаблюдения, на которые возлагались большие надежды, помогают не всегда: «Родители в  школе стали жаловаться очень часто. Иногда настолько надуманные претензии, что просто диву даешься. Ребенок сочинил историю о том, как в столовой подрались мальчики, кровь лилась рекой, вызывали скорую, милицию, чуть ли не МЧС. Родители в ужасе прибежали в школу. Учительница удивилась такому происшествию, о котором никому неизвестно, показала им видеозапись, где четко видно, что ребенок сидит и ест за столом, учительница стоит рядом, все — как обычно. Папа стал настаивать на том, чтобы ему показали записи за предыдущие дни. Показали. Ушли неудовлетворенные со словами: "Наш ребенок нам не врет. Вы бы лучше признались...". Учительница развела руками — не смогла убедить. А потом от обиды плакала весь вечер».

По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.

Большая часть жалоб связана с:

  • неудовлетворенностью выставленной оценкой («почему снизили оценку»);
  • требованиями выполнения домашних заданий, чтения («слишком много/мало задают»);
  • частотой и качеством опроса («моего ребенка не спрашивают»);
  • пересадкой на другую парту («посадите моего ребенка за первую парту»);
  • отсутствием индивидуального подхода к ребенку («вы не любите моего ребенка»);
  • задержкой ребенка после уроков для занятий с ним;
  • замечаниями учителя к ребенку (об отсутствии, опоздании и проч.);
  • высоким темпом урока («мой ребенок не успевает, вы должны дополнительно заниматься с ним после уроков»).

Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:

  • людей, кто стал свидетелем или пострадал от действия или бездействия школы, педагогов, сотрудников. К сожалению, случаи такие нередки: избиения детей, антисанитария, оставление без присмотра, нарушение правил перевозки и т.д, и т.п. Такие случаи, как правило, рассматриваются полицией или прокуратурой, часто есть показания свидетелей, заключение медиков и т.п.
  • «добросовестно заблуждающиеся» — как правило, родители, которые «лучше всех» знают, как обучать и воспитать детей. Примеры их жалоб: снизили оценку за исправления, много (или мало) домашнего задания, «придирки» и «замечания» ребенку за опоздания и пропуски уроков, не так смотрят, не то говорят, учатся не по тому учебнику, не те методики и т.д.

С такими родителями можно говорить, и часто из «врагов» учителей и школы они могут стать «друзьями» и первыми помощниками.

«Всегда призываю родителей к сотрудничеству. Практика показывает, что сначала родители встают в позу, обижаются, потом приходят с просьбой о помощи и сами начинают помогать», — пишет учитель за 50, который очень часто сталкивается с жалобами родителей.

Зачастую жалобы и проблемы «добросовестно заблуждающихся» и не проблемы вовсе, а просто неинформированность и неумение нормально построить свои отношения со школой, маневрируя между молотом (своими вопросами и претензиями) и наковальней (боязнь репрессий по отношению к ребенку). Такие жалобы и претензии можно и нужно уметь если не предотвращать, то минимизировать: опытные педагоги и директора знают, какие вопросы волнуют родителей из года в год и могут заранее разъяснять их. Большую роль играет анкетирование, целенаправленное построение отношений с родителями.

Директор школы, пользовательница Pedsovet.su, советует: «Надо заниматься воспитанием родителей, чтобы на шею не садились, с первого класса. Заниматься просвещением: открытые педсоветы устраивать, круглые столы, семинары и выставки "Семья и школа — партнеры". Сейчас для этого много возможностей через попечительские и управляющие советы. А директору вполне можно давать интервью и писать заметки в местную районную прессу, где бы объяснялись цели и задачи школы, место родителей и школы в системе учебно-воспитательного процесса. Мы все: учителя, ученики и родители — участники образовательного процесса, задача учительского корпуса инициировать создание диалога. В рамках диалога родители себя должны чувствовать равными партнерами. Эти задачи большинство школ не решает, а все обсуждение скатывается к мелкоделию без какой-либо системной работы в этом русле».

Однако часть родителей забывает о собственных обязанностях, пытаясь полностью переложить всю ответственность за воспитание детей на школу/сад, предъявляя массу вопросов и требований. В большинстве случаев все эти проблемы ложатся на плечи конкретных учителей: ни школа не защищает учителя, ни управление образованием — школу. «Такая школа — социальный инвалид. Ничему она не научит, ничего не даст. Дело не в защите учителя, а в том, что на всех участников образовательного процесса распространяется вся мощь законодательства в сфере образования, семьи и молодежи, охраны детства», — продолжает директор.  

  • настоящие представители касты «родительских террористов», для которых важен процесс и эффект разборок: в отличие от магазина у школы деньги порой не отсудишь, но можно реализовать себя как активного родителя, разрядиться, выплеснуть энергию, почувствовать себя уважаемым человеком, почувствовать свою власть. «Собака выглядела настолько жалко, что ее хотелось пнуть», — вот, видимо, такие же чувства испытывают родители, думая об учителях и школе. Директора и чиновники от образования поддакивали: «Родитель всегда прав, а мы (учителя) всегда виноваты, даже если не виноваты. И даже если на учителя прямо клевещут, директор разбираться не будет, скажет, что я не следственный орган, чтобы улики собирать, а вы, учитель N, его сами спровоцировали».

«Мама ученицы записывает на диктофон все разговоры с учителем и родительские собрания, а потом "цепляется" к каждому слову, по любому поводу звонит директору школы в любое время суток», — пишет учитель за 40 со стажем работы более 20 лет — налицо «родительский терроризм».

«Неработающая мама ходит в школу почти ежедневно и терроризирует учителя и воспитателя уже четвертый год. Повесила ребенку на руку какой-то записывающий браслет, каждый день учиняет "разборки", оскорбляя воспитателя словесно, угрожая уволить, выгнать всех из школы... Явно неадекватна. Но отпора не получает, поэтому распоясывается все больше», — сообщает еще один учитель-стажист старше 50 лет.

Вечное признание родителей правыми, потакание их необоснованным жалобам и придиркам и есть провоцирование подобных жалоб. Школа, директор, учитель должны максимально грамотно выстроить свою работу и не давать повода жалобщикам предъявлять требования и претензии. Именно поэтому многие сейчас подстраховываются: требуют с родителей письменный отказ от вакцинации, вызывают на родительское собрание письмом с описью и уведомлением, записывают телефонные разговоры, хранят контрольные работы, листочки и т.д. Вся документация образовательного учреждения должна быть в идеальном порядке и должна соответствовать действительности: в уставе, должностных инструкциях и договорах должны быть прописаны все мелочи, на которые могут не обратить внимание большинство родителей, но обязательно придерутся профессиональные жалобщики. Правда, договора и уставы необходимо неукоснительно соблюдать и самим работникам учреждения.

Но важно не только, чтобы школа выполняла возложенные на нее функции, часто нужно просто «не выносить сор из избы», а внутри пусть происходит что угодно: «Родителям разрешили жаловаться на учителей, очень часто вопрос решается не в пользу учителя, даже если учитель подтверждает свою правоту документально. Как правило, ответ вышестоящих организаций следующий: "Вы не смогли решить/замять этот конфликт сами, поэтому будете наказаны». Главное замять. Главное наказать (самого беззащитного), а остальное уже неважно.

Отсутствие полноценного разбирательства по жалобе, заведомое признание учителя/школы виновными во всех возможных ситуациях — слабость руководства.

«…Сейчас учителя никто не собирается защищать от полицейского и чиновничьего произвола потому, что абсолютно бесправным стал руководитель образовательной организации, которого в любой момент можно уволить без какого-либо обоснования. А незащищенный учитель проявляет рабскую психологию и подло мстит ученикам… До тех пор, пока наше государство не возьмет на себя ответственность за подрастающее поколение, до тех пор, пока в государственной думе и других властных структурах не перестанут перекладывать ответственность за все неудачи и преступления на школу, учителя не смогут достойно выполнять свою работу. А хуже от этому всем нам и каждому в отдельности», — сказал в своем интервью Педсовет.су профессор, д.п.н. Николай Борытко.

«Мне кажется, что таким образом родители пытаются загладить свою вину перед ребенком. Работа, усталость, нехватка времени — все это приводит к тому, что родители почти не видят своих чад. К тому же в школе сейчас работает много случайных людей (государство сделало все, чтобы талантливые люди уходили из школы)», — говорит учительница со стажем больше 20 лет, и добавляет: «Я бы в первую очередь разобралась в себе. Что-то, возможно, сделано не так. Я — взрослый человек, специалист, но допустила такую ситуацию».

Подчас мы ждем, что родители сами по себе, по своим внутренним побуждениям и мотивам будут разговаривать вежливо, корректно. Но в качестве зарисовки приведем статистику РИА Новости:

  • 36 тысяч женщин ежегодно терпят побои мужа;
  • 20 тысяч детей ежегодно становятся жертвами родителей;
  • 12 тысяч женщин ежегодно гибнет от домашнего насилия;
  • 2 тысячи детей ежегодно кончают жизнь самоубийством, пытаясь избежать домашнего насилия;
  • 10 тысяч подростков ежегодно убегают из дома.

  

Нажмите для увеличения

Сколько наших учеников и их родителей среди этих семей? Кто к нам приходит учиться, на беседу? Подчас эти дети и сами родители выросли в отсутствии нормальных человеческих отношений и не знают, что такое спокойный разговор, диалог, уважение, любые слова они принимают на свой счет и сразу начинают «защищаться» и проявлять агрессию.

Усугубляет дело отработка «анонимок», когда полные отчеты запрашиваются по заявлениям от вымышленных имен, в которых содержатся неполные и недостоверные данные.

«На нашу школу пишут жалобы и уже не одну, пишут и подписываются вымышленным именем. Пишут о том, что нужно организовать проверку, что в школе есть педагоги с недостойным поведением и т.д.».

«Понимая, что сами не выполняют во многом родительские обязанности, они сразу начинают угрожать — позвоню... напишу... вам покажут... нажалуюсь.... И ведь действительно, не хочется связываться с такими родителями, т.к. замучаешься потом писать объяснительные. Если бы на анонимные жалобы не реагировали вышестоящие организации, да еще и привлекли бы к ответственности за необоснованные жалобы, тогда бы можно было говорить, что учителей тоже защищают власти. А пока получается, что родители всегда правы...».

Видимо, проблема жалоб сейчас настолько остро стоит в различных инстанциях, что в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» внесли поправки: с теми, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам по одним и тем же вопросам, переписку можно приостанавливать, также было расширено понятие «анонимная жалоба».

В целом обращение органом не рассматривается, если:

  • оно является нечитаемым;
  • в обращении содержатся угрозы или нецензурная брань;
  • на аналогичные обращения давались неоднократные письменные ответы по существу;
  • обращение является анонимным.

Тем более не стоит давать пояснения и начинать разбирательства с родителями, некорректно обращающимся к учителю по телефону или лично. Все спорные вопросы лучше вести в присутствии третьих лиц, с завучем, а разговоры записывать на диктофон.

Также стоит знать, что родители могут «злоупотреблять правом», то есть осуществлять гражданские права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, заведомо недобросовестно осуществлять гражданские права и действовать в обход закона (см. 10 ГК РФ). В определении Верховного суда РФ по делу № 32-КГ14-17 было дано следующее разъяснение: «Злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность». Родителям, действующим недобросовестно, мешающим полноценной работе школы и педагогов, забывшим о своих собственных обязанностях в отношении ребенка, можно напомнить о такой статье ГК РФ и при необходимости обращаться в суд.

Что вы думаете о родительских жалобах? Какие случаи были в вашей школе? Поделитесь в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
16 Комментарии • 21:35, 29.11.2019
И в нашей школе администрация стоит на стороне родителей ,дети которых постоянно нарушают дисциплину, а сами родители забывают о своих обязанностях. Мало того, администрация поучает этих родителей писать клевету на учителя, а потом об'являет дисциплинарное взыскание и увольняет по статье. Дожили!Легче избавиться от педагога?
avatar
15 Melnikov_Rafael • 17:39, 08.01.2019
Между прочим, в суровые сталинские времена особо отличившихся учеников оформляли в колонию для малолетних преступников. Это так, к слову.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Комментарии • 12:32, 27.12.2018
Согласно на все сто с автором.Работаю в школе давно, но то о чем пишет автор на самом деле стало набирать обороты. Родители почему-то стали считать, что их чадо постоянно обижают не столько одноклассники, сколько учителя.Постоянно родители приходят или звонят порой минуя учителя прямо директору, а то и выше.Очень много драгоценного учительского времени уходит на выяснения сути.Пора уже доверять учителю!
avatar
13 Комментарии • 15:58, 24.12.2018
Неплохо было бы ввести закон,по которому лицо, подавшее заведомо необоснованную или ложную жалобу более двух раз в течение календарного года в бой госорган лишается права на рассмотрение любой его жалобы или обращения в течение следующего текущего года
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Комментарии • 09:23, 22.12.2018
Наша учительница била и обзывала детей в прошлом году.И ничего с ней сделать нельзя, блатная.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
11 magiraajigabulova1762mm • 19:42, 06.11.2018
В нашей школе был случай, когда 3 родителей-подружек, написали жалобу на учителя из-за того.что что одна из учениц пожаловалась ,что дома нет условий для чтения.Учительница написала директору школы докладную на то.что от ученицы поступил сигнал об отсутствии условий дома..на что,директор вместе с соц.педагогом проигнорировали жалобу учителя и девочки...И тут же родители .узнав,что учитель вторгается в их личное семейное пространство, пришли на разборки к учителю и написали докладную на нее со всей выдуманной грязью...А директор на их жалобу сразу отреагировал...и давай устраивать целое педагогическое расследование с комиссией, которая состоит из кумовства и семейной династии..И кто виноват? Конечно,учитель..выговор.За что? Все 36 лет работающий учитель без единого дисциплинарного взыскания....Но учитель ,долго не оправдываясь ,решила защитить свое трудовое право через суд...подав иск против директора,.который выиграла..Но директор .не согласившись с решением 1(районной) инстанции,решил апеллировать в вышестоящий (краевой)суд.Тоже проиграл...А с родителями -подружками работа еще впереди...В школах,где реально работающая администрация,там всегда найдут все формы работы по защите прав учителя..
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 Комментарии • 22:11, 05.11.2018
Такое явление, как "жалоба от родителей", являющаяся банальным терроризмом, по сути глупа ( кто же станет учить твоего ребенка?) и преступна ( вместо конструктивного разрешения вопроса - оскорбления, угрозы, лживые домыслы). Управление образованием поставило работу так, что дрожащий администратор ОУ распинает и без того униженного преподавателя, доводит дело до его увольнения или инфаркта. Нет тела- нет дела! И так каждые полгода! Идет дискриминация педагогических лучших кадров. В угоду кому? Кто создал и поддерживает эту порочную практику? Кому выгоден преступный развал системы образования?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 dogged2003 • 11:06, 20.05.2018
Цитата из комментария:..."А младшая недавно сказала: "Что толку, мама. Учишь -2, не учишь тоже. Не могу я написать за 10 минут тест из 16 вопросов по профилю истории.." К слову, курс у нас, типа базовый, но учебник -профиль, потому что "остальные еще хуже". Задают по 3-6 параграфов, потому что "не успевают".
Вопрос: и так говорят все 30 человек в классе? Или остальные успевают?
Если ВСЕ так загружены-перегружены, почему нет единого родительского гнева, который, однозначно, изменил бы ситуацию?
Если это проблемы одного-двух учеников , то надо ими и заниматься, а не напрягать учителей, да и родителей, которых данная ситуация устраивает.
avatar
7 tair1558 • 17:45, 02.03.2018
Я бы еще добавила и про учительский терроризм, ибо с ним столкнулась...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Екатерина_Пашкова • 20:30, 02.03.2018
Вы можете написать свою статью, выслать на info@pedsovet.su
avatar
6 tbm • 11:37, 25.02.2018
Я считаю, что в любом конфликте виноваты обе стороны. В том числе в столкновении учителей и родителей. Причем ни одна из них не собирается уступать. В итоге страдает ребенок.
НЕ всегда родители бывают не правы. Нередки и ситуации, когда учитель ведет себя недостойно, или преподает слабо. Или вообще отыгрывается на детях из-за своих собственных проблем. Конечно, в идеале, нужно составить диалог, выяснить все вопросы мирным путем. Но если этого не получается, то одной из сторон нужно просто уйти. Либо ребенка перевести в другую школу, либо учителю перестать работать в этом классе.
avatar
5 Звездочка1839 • 21:40, 23.02.2018
Я думала, что это проблема только Украины. Что в этом хаосе, в котором находится вся страна, что-то перевернулось с ног на голову: родители учат учителей, как правильно учить их детей и оценивать их знания, обвиняют учителей во всех грехах и позволяют себе агрессивно высказывать свою точку зрения, часто переходя все допустимые нормы общения.Действительно, невозможность учителям доказать свою правоту,безнаказанность родителей приводят к тому, что волна неконструктивных жалоб растет, а учителя, недопускающие по отношению к себе неподобающего поведения уходят из школы.Слишком много прав у родителей, а учителя превращены государством в слуг, в обязанности которых входит доставление удовольствия родителям и их самым чудесным в мире чадам. Обязанности родителей не контролируются,а обязанностей учителей становится в каждым годом все больше. Дети, являющиеся в данной ситуации сначала зрителем, видят, что родительская власть сильнее, а значит разрешено грубить учителям, не подчиняться их требованиям, а своими наговорами иногда доводят до того, что учителей увольняют из школы. Страшно представить, что за поколение детей мы с вами вырастим, если сейчас норма унижение учителя снимать на телефон. О каких знаниях может идти речь? Кто из нормальных учителей останется работать в школе или надумает в неё пойти работать как молодой специалист?
avatar
3 маус3526 • 19:23, 16.02.2018
Вся статья - это просто констатация 100% существующего факта. Факта родительского терроризма, нарастающего как 9-й вал. Верю в ваш портал и надеюсь, что дадите рецепт - как эту волну "слегка" погасить... Учитель
avatar
2 nnk3137 • 17:43, 15.02.2018
Я больше 25 лет работаю в школе, и только в период "оптимизации" образования появилась эта тенденция, когда главное требование администрации к учителям, касающееся общения с родителями, полностью соответствует фразе из "Грозы" Островского: "Милые, не рассердИте, голубчики, не рассердИте!"
Появилось особое родительское развлечение - угроза написать в департамент, в прокуратуру, мэру (нужное подчеркнуть). Есть и еще одно веяние времени - родительские чаты, где в словах никто не стесняется. Учитель теперь, словно кусок мяса в лавке: не понравился этот - дайте нам другого, третьего. Школа же обязана нам!
К сожалению, практически утрачено желание понять учительскую позицию. Есть, конечно, и в нашей среде те, кто достоин родительского недоверия. Но об этом нужно разговаривать, а не угрожать и унижать.
avatar
1 tair1558 • 15:42, 15.02.2018
Я не педагог, "клиент", как теперь принято. Или, как в этой статье "добросовнстно заблуждающийся" родитель. Только меня никто так и не поигласил к диалогу....
Я согласна с многим в статье, в первую очередь, с необходимостью корректного диалога...
НО!
Мой опыт показывает, что нет этого диалога. Задаешь вопрос -в ответ тишина... Что ж удивляться, что кто-то начинает истерить,писать и т.п...
Школа глубоко больна, в этом причина многого. Да, учтитель на переднем плане, и ему достается. Но ведь и он зачастую отыгрывается на учениках или просто действует по схеме: "презентация-тест-2". И уставшмй родитель в ночи пытается что-то растолковать своему чаду, пользуясь невообразимо отвратительным учебником... Это не так? Я пишу только то, с чем сталкивалась сама и вижу в своем окружении... Результат такого образования: тотальное незнание ничего, бесконечное репетиторство и ненависть к школе... А что еще может быть при таком подходе? Даже страшнее - опустошенность, ощущение безнадежности у подростков (у вас же на сайте об этом!). А дальше -топор? Суицид?
Все это - тоже школа. Моя старшая дочь -одна из лучших учениц сильной школы выпуска 2001(я вообще никак не вмешивалась и не контролировала, может, пару раз что-то объяснила) не желает близко подойти к своей школе, внучка учится на СО...
А младшая недавно сказала: "Что толку, мама. Учишь -2, не учишь тоже. Не могу я написать за 10 минут тест из 16 вопросов по профилю истории.." К слову, курс у нас, типа базовый, но учебник -профиль, потому что "остальные еще хуже". Задают по 3-6 параграфов, потому что "не успевают". В этом кто виноват-дети, родители? Я понимаю,что не учителя составляют программы. Но и не вижу, чтобы с их стороны что-то делалось, чтобы этот кошмар изменить. Вот и идет негатив...
Врагу не пожелаешь учиться в наших школах. Это не учеба, а бесконечная каторга!
При этом после современной школы, "дающей навыки", выходит тотально неграмотная и незнающая молодежь (работаю среди молодых, вижу. Элементарно числительные не умеют писать, проценты не знают... Все хорошисты-отличники, студенты и молодые специалисты).
После "советской зубрежки" ситуация была как-то лучше... И учителей я своих помню и благодарна им...
Так за что любить современную школу? Закончить и забыть как непрерывный кошмар.
Извините за резкость, но все - правда.
А родители просто не знают, как защитить своих детей, вот и пускаются во все тяжкие...
avatar
4 магаданка6560 • 20:57, 16.02.2018
Учителя - всего лишь СТРЕЛОЧНИКИ, вершины айсберга, видимые на поверхности... За все приходится расплачиваться им... Увы! Впрочем, как и врачам, -людям которые отдают себя в оказании помощи другим людям, их так же оскорбляют, бьют, унижают, судят! Все теперь знают, как учить и лечить... А какие инструкции и указы спускаются сверху, никого не интересует.