Татьяна Мунгалова, 19.02.2018 4

Безотметочное обучение: плюсы и минусы. Почему сегодня российское общество не готово к безотметочному обучению


Действующая сегодня пятибалльная система оценивания давно перестала устраивать многих, именно в ней многие видят причину несостоятельности оценочной системы. Педагоги часто оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ или письменную работу, появляются «плюсы» и «минусы» рядом с «3», «4», «5». Иногда эмоции и вовсе выражаются восклицательными или вопросительными знаками. Но ведь в журнал такую отметку не выставишь. Да и дети (особенно в конце четверти или полугодия) нередко «бегают» за учителем, выпрашивая лучшую итоговую оценку.


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал

Мало того, выставляя одну и ту же отметку разным детям, учитель далеко не всегда может остаться объективным. Нет никакого секрета в том, что администрация школы, контролирующие органы «не погладят по голове» педагога, если у того будут неуспевающие по предмету. Вот и приходится «натягивать» тройку. И в то же время этот же учитель ставит ту же самую «тройку» ученику, который может учиться на «4» и «5», но неудачно ответил, что-то не выполнил и пр.

Родители тоже не остаются в стороне, поскольку им часто не понятно, почему ребенок получил ту или иную отметку, что нужно исправить, над чем поработать, чтобы успеваемость сына или дочери улучшилась. Или они просто не согласны с оценкой.

Поэтому сегодня идея безотметочного обсуждается все чаще. Мало того, первые классы уже несколько лет учатся по этому принципу, т.к. такая норма закреплена законодательно. Однако до сих пор даже у учителей, работающих с первоклассниками, нет четкого понимания, как обойтись без отметок. Вот и придумывают вместо баллов все, что угодно: картинки и печати, ленточки и ордена и т.д. – все, подскажет воображение учителя.

Но наша статья не ставит целью привести глобальные философские выкладки, это, скорее, попытка диалога с нашими читателями: как же нам оценивать знания учеников? И оценивать ли в традиционном понимании этого слова?

«Плюсы» безотметочного обучения

И исследователи-теоретики, и практикующие педагоги отмечают несколько неоспоримых достоинств введения безотметочного обучения.

  • Комфортное психологическое состояние ребенка. У ученика нет причины для возникновения стрессовой ситуации, нет страха получения отрицательной оценки, последующего за этим вероятного наказания со стороны родителей.
  • Ученики получают возможность не бояться откровенно сказать о том, что они чего-либо не знают, ведь за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция ситуации.
  • Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога. При этой системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его худшем проявлении — наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)
  • Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.
  • Ш.А. Амонашвили утверждает следующее: безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса. Т.е. по его мнению, ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради собственно получения знаний.

Труд Ш.А. Амонашвили об оценках: Основы гуманной педагогики. Об оценках (OZON.ru, Лабиринт). 

  • При правильной организации безотметочной системы обучения решаются вопросы личностного роста каждого ребенка. Дети учатся самооценке своих действий. Система позволяет выявлять индивидуальную динамику развития и качества усвоения предметного содержания, обученности каждого ребенка, не подразумевает сравнение его с другими детьми, их достижениями.
  • Учитель освобождается от роли надзирателя, становится наставником.
  • Уроки становятся менее «академическими», дети активнее выражают свои мысли по поводу каких-либо проблемных вопросов.
  • Отсутствие отметок позволяет формировать у учащихся учебную деятельность в полном объеме, т.к. исключение из нее любого из структурных элементов (таких, как контролирование и оценивание) делает ее неполноценной. В традиционной системе из целостности обучения исключаются непосредственно контролирование и оценивание процесса именно самим учащимся. Эти функции берет на себя педагог. Он контролирует, проверяет, указывает на ошибки и недоработки, высказывает свое видение работы ученика, оценивает ее. У ребенка нет необходимости делать это самостоятельно, поэтому у него нет внутренней мотивации к обучению. Если же контроль и оценивание своих достижений, успехов или неуспехов со стороны ребенка сопровождают весь процесс получения знаний, то этими действиями у ученика стимулируется уверенность в себе, вера в свои возможности, успешность обучения.
  • Отсутствие отметки положительно сказывается на знаниях, умениях, навыках учащихся. Это подтверждают педагоги и администрация тех школ, которые уже практикуют безотметочное обучение (например, коллектив модуля начальной школы вешняковской лингвистической гимназии №1389).

«Минусы» безотметочного обучения

Как у любой идеи, у обучения без отметок имеются свои отрицательные стороны. О них, в том числе, говорят педагоги, уже использовавшие в своей системе работы отсутствие отметок.

  • Отсутствие комплексного подхода в оценивании. Зачастую сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в ее применении.
  • Взаимоотношения с родителями тоже не совсем прозрачны. Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.
  • Для объективного контроля за достигнутыми результатами требуется разработать четкую и понятную всем участникам образовательного процесса систему проверки знаний. На это требуется дополнительно время и рядовым учителям, и методистам, и администрации учреждения. Систему должны понимать и дети, и родители.
  • Многие педагоги считают, что такая система «расслабляет детей и родителей», т.к. любой труд должен каким-либо образом оцениваться, поощряться, а в этой системе отсутствует привычное всем балльное оценивание деятельности.
  • А вот отзыв нашего читателя: «Нужно перевернуть сознание родителей, которые привыкли, что "5" — поощрение, "2" — причина для наказания РЕБЕНКА. Если не ставить отметки, это расхолаживает родителей: если нет «двоек», значит и нечего напрягаться. А чем заменить оценивание качества работы? Как показать ребенку, что его работа идеальна или требует серьезной доработки? Словами? Так эти слова со временем перейдут из разряда слов в разряд "отметки": "хорошо" - 4, "неудовлетворительно" - 2».
  • Вызывает затруднение и отчетность всех уровней: учителя перед администрацией, администрации — перед проверяющими и контролирующими органами. Какое качество знаний дает школа? Как его можно оценить?
  • Многие педагоги и родители отмечают сниженную мотивацию учащихся вследствие отсутствия внешней оценки (именно в виде отметки) их деятельности, выполнения конкретной работы или задания, поэтому взрослым приходится постоянно работать над повышением мотивационной составляющей.
  • Уровень самосознания личности учащихся не позволяет им объективно оценивать свои предметные знания, навыки и способности, опираясь только на самооценку. Не каждый взрослый владеет таким навыком, что уж говорить о детях. Поэтому спорно утверждение приверженцев обучения без отметок, что у детей развивается исключительно познавательный интерес, не подкрепленный внешней мотивацией со стороны педагога и родителей.
  • Педагоги, практикующие безотметочное обучение, также в качестве отрицательного момента отмечают, что в условиях классно-урочной системы, при работе с обычным классом (а не с небольшой группой детей) возникает дефицит времени, которое можно уделить персонально каждому ребенку на объяснение правильности выполнения его работы или имеющихся в ней недочетах.
  • Возникает также сложность, когда ребенок приходится переходить из одного образовательного учреждения в другое в силу различных причин. В этом случае неясно, в какой форме предоставляется информация о текущей или итоговой (за четверть, полугодие, учебный год) успеваемости ребенка.

Таким образом, в реализации идеи обучения без отметок есть много как положительных, так и отрицательных моментов. Понятно, что основной целью его применения считают гуманизацию образования, ориентацию на личностно-ориентированный подход в обучении. Однако для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное (относительно традиционного) отношение к оцениванию качества образования, а также была продумана сама система оценки деятельности учащихся и решены некоторые вопросы на законодательном уровне. А как считаете вы? Каков ваш опыт? Напишите в комментариях к статье.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Комментарии • 14:29, 05.12.2018
Можно подумать о замене пяти-бальной оценки на десяти-бальную. Тогда минусы и плюсы превратятся в баллы. Все мы ведь знаем, что по сути работают из пяти всего четыре балла.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Ant7770 • 18:15, 05.12.2018
Замена пятибалльной системы десятибалльной или другой – это замена мыла шилом, ибо это ничего не меняет в самом принципе оценивания. Нужно не бесполезными играми с количествами баллов заниматься, а изменять базис, на котором строится балльная система. Тогда и вопрос с количеством цифр отпадет сам собой…
avatar
2 Ant7770 • 21:15, 04.12.2018
Внимательно прочитал Вашу статью. Даже, я бы сказал, проработал ее с полной разборкой имеющейся информации. И поэтому, надеюсь, имею право ответить на Ваш призыв:
«А как считаете вы? Каков ваш опыт? Напишите в комментариях к статье».
Мой опыт в преподавательском деле изложен в статье «Двойная оценка»*, а здесь я бы хотел лишь в общем виде сказать следующее.
Отказ от отметочных систем в пользу безотметочных – это следствие безысходности. Это попытки решить проблемы, возникшие с применением отметочных систем посредством возвращения на архаичных уровень. Это то, что называется возвратом к традиции, проще говоря, к старому способу, когда новый в новых исторических условиях перестал удовлетворять их использователей. Это обычное явление в человеческой жизни, но это не значит, что оно правильное. Правильнее идти вперед, развивать то, что перестало удовлетворять нас, а не отказываться от нового. В статья я это показал на примере глубоко ошибочного отказа от социализма в пользу капитализма, а здесь приведу еще одну аналогию.
Первые автомобили были гораздо менее удобными и приятными средствами передвижения, нежели кареты. Обладали и меньшей проходимость, и воздух отравляли, а грохотали сильнее экипажей. Однако, было бы верхом глупости отказываться от них и возвращаться к каретам и подводам. Проблему неудовлетворенности новым нужно было решать именно путем его совершенствования, а не возвратом к старому. Никак иначе!
То же и с системами оценивания. Отметочная (читай: «балльная») схема перестала нас удовлетворять потому, что и люди изменились, и требования к ним – тоже. Но народ бросился решать возникшие проблемы путем отказа от этой системы, стал на путь отказа от оценок, что является явной деградацией системы образования. Ибо это было в прошлом, и его тянуть в настоящее нельзя. В чистом виде. Это можно делать только в составе новой, более совершенной системы. Сохранить старое, но именно как подчиненный момент нового.
Справедливости ради нужно сказать, что люди идут и по второму пути: пытаются усовершенствовать имеющиеся отметочные системы. Пятибалльную заменяют 10-, 12-балльной и т.д. А также отметки в виде цифр заменяют всяким детскими игрушками вроде тех, на которые Вы указали: «картинки и печати, ленточки и ордена и т.д.» Однако, все эти попытки, образно говоря, лежат в одной плоскости: они не затрагивают принцип, на котором строится как отметочная система, так и безотметочная. Ибо отметок может не быть, но оценка знаний учащегося всегда, все равно есть и должна быть.
А принцип этот заключается в том, что все используемые системы оценивания заточены под оценку РЕЗУЛЬТАТА работы ученика. И именно из этого возникают все коллизии при применении, скажем, балльной системы оценок. Все ее недостатки базируются именно на том, что оценивается лишь результат работы ребенка, а надо оценивать не только это, но и САМ процесс получения этого результата. То есть, нужно ввести в балльную систему ВТОРУЮ оценку. И тогда сами собой отпадут ее недостатки, и не будет никакой необходимости от нее отказываться в пользу архаичной безотметочной системы.
Последняя вполне может использоваться внутри, в составе балльной системы. Никто не запрещает учителю строго, объективно оценить и результат работы ученика, и его усилия по достижению этого результата и, при этом, погладить ребенка по голове и похвалить словами или укорить, пожурить, если он этого заслужил. Зачем противопоставлять системы, которые вполне могут сосуществовать? Которые можно использовать одновременно, а не только посредством обязательного отказа от другой. Ведь так теряется богатство, то положительное, что есть в противоположном подходе.
Нужно решать проблемы, используя философский подход: противоположности находятся в борьбе между собой именно потому, что в основе своей они весьма схожи. Общего у них гораздо больше, нежели различного, противоположного; и нужно осуществить синтез противоположностей, чтобы в высшей системе сохранить преимущества каждой из несовершенных по отдельности систем…

* /load/338-1-0-53317
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 dogged2003 • 07:11, 30.05.2018
Опыт преподавания 18 лет.
Давление администрации, учеников и родителей привело к следующей ответной реакции: на первом же занятии доводится до всех, что кто знает на 5 - получит 5, кто знает на 4 - получит 4, кто знает на 3 - получит три, и кто знает на 2 - получит 3!
А кто же получит 2? - только тот, кто имеет абсолютно реальные шансы на отчисление из школы - например, пропустил 5-6 месяцев, пил на уроке алкоголь, украл у директора пару мобильников, АКТИВНО МЕШАЕТ ПРГОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ....
Результат: кто хочет учиться - учится, кто не хочет - НЕ МЕШАЕТ! - И ВСЕ! довольны.