Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Методический прием для работы с родителями
Ценность приема
Проигрывание ситуаций относится к одним из наиболее популярных групповых методов психокоррекции. При использовании такого приема задействуются как вербальные, так и невербальные средства. Таким образом достигается ключевая цель — через влияние на эмоциональную сферу человека склонить его к изменению поведения, принятия осознанных личностных решений.
Путем применения данного приема родители получают возможность:
- взглянуть «со стороны» на поведение взрослых в семейных отношениях;
- побывав в роли ребенка, ощутить его эмоции и переживания.
Полученный опыт от подобных инсценировок позволяет лучше понять особенности детской позиции в семье.
Методика использования
Для использования этого приема необходима серьезная подготовка, которая должна включать анкетирование детей и родителей. В результате опроса нужно подобрать ситуации для ролевого проигрывания, которые отразят наиболее актуальные проблемы семейного воспитания:
- ребенок получил плохую оценку;
- конфликт между детьми в школе;
- ребенок был несправедливо наказан;
- первоклассник нечаянно разбил вазу в классе;
- ребенок плачет и т.д.
Для проведения проигрывания семейных ситуаций родителям нужно предложить разделиться на группы. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Родителям дается время на подготовку, чтобы они распределили роли и обсудили свои реплики и поведение во время разыгрывания ситуации.
Во время инсценизации каждая группа по очереди показывает свою сценку, а зрителям не разрешается комментировать ее ход.
После проигрывания ситуации родителям предлагается:
- дать оценку разным способам воздействия на ребенка;
- отметить наиболее удачные формы обращения к нему;
- заменить нежелательную форму поведения на более конструктивную.
При обсуждении ситуаций используются элементы тренинга: после разыгрывания предложенного родителями варианта развития ситуации уместно будет попросить их воспроизвести правильную модель поведения.
Прием ролевого проигрывания семейных ситуаций побуждает родителей к поиску взаимопонимания с детьми, обогащает арсенал способов взаимодействия взрослых с ребенком.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.