Прием «Рядом с художником» как способ знакомства с автором литературного произведения
В условиях современной школы, направленной на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, учащиеся редко вникают в смысл изучаемых произведений. Еще меньше их интересует личность писателя или поэта, факты его биографии. Прием «Рядом с художником» позволяет увидеть в авторе личность, человека со всеми его достоинствами и недостатками, вызвать в школьнике эмпатию.
В чем заключается суть приема?
Педагог искусственно создает ситуацию сближения обучающихся с классиками с помощью заданий и вопросов, призванных развивать зрительное воображение и эмоциональное сопереживание художнику и его героям.
Прием лучше всего использовать:
- при изучении биографии незнакомого ранее писателя или поэта;
- при более глубоком рассмотрении жизнеописания автора, рассмотрения разных периодов его жизни и творчества (в старших классах);
- на завершающем этапе интерпретации произведения;
- на стадии рефлексии.
Наиболее эффективно совмещать данный способ с методикой проблемного обучения и дискуссиями.
При правильной организации в процесс обучения окажутся вовлеченными все школьники, присутствующие на уроке. Учитель должен снять боязнь неправильного ответа у учеников, так как интерпретация не может быть оценена положительно или отрицательно.
В данном случае оценивается:
- участие в обсуждении;
- способность перерабатывать информацию на основе личного восприятия;
- умение формулировать и высказывать свое мнение.
Примерные задания и вопросы учителя
Прием «Рядом с художником» поверхностно представлен в методической литературе. Поэтому преподавателю необходимо выстраивать ход урока, используя вопросы и задания, сформулированные самостоятельно.
Вот некоторые из них:
- Опишите портрет писателя: выражение лица, взгляд. Как вы думаете, какие черты характера присущи этому человеку? Представьте, о чем он думает. Хотели бы вы дружить с этим человеком? Почему?
- Вы видите два портрета поэта (к примеру, А. Блока — 1903 и 1921 гг.). Сравните их. Что изменилось в человеке за это время? Как вы думаете, с чем связаны эти перемены?
- Напишите письмо автору. Расспросите о том, что вас интересует больше всего.
- Составьте монолог от лица друга или родственника (например, брата, сестры, мамы и др.) писателя.
- Подумайте над монологом от лица героя произведения.
- Напишите письмо читателю от лица литературного героя (Е. Онегина, Г. Печорина, князя Мышкина и др.).
С использованием приема «Рядом с художником» учитель прививает определенные мыслительные, речевые навыки учащимися и открывает новые просторы для собственной творческой деятельности.
Об авторе: Плугару Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.