Юлия Плугару, 19.06.2017 2

Прием «Рядом с художником» как способ знакомства с автором литературного произведения


Методический прием «Рядом с художником» ориентирован в основном на учащихся среднего звена и старших классов. Его лучше использовать на вводных уроках по изучению творчества писателя, а также на заключительных занятиях при выявлении позиции обучающегося по отношению к автору и его произведению.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

В условиях современной школы, направленной на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, учащиеся редко вникают в смысл изучаемых произведений. Еще меньше их интересует личность писателя или поэта, факты его биографии. Прием «Рядом с художником» позволяет увидеть в авторе личность, человека со всеми его достоинствами и недостатками, вызвать в школьнике эмпатию.

В чем заключается суть приема?

Педагог искусственно создает ситуацию сближения обучающихся с классиками с помощью заданий и вопросов, призванных развивать зрительное воображение и эмоциональное сопереживание художнику и его героям.

Прием лучше всего использовать:

  • при изучении биографии незнакомого ранее писателя или поэта;
  • при более глубоком рассмотрении жизнеописания автора, рассмотрения разных периодов его жизни и творчества (в старших классах);
  • на завершающем этапе интерпретации произведения;
  • на стадии рефлексии.

Наиболее эффективно совмещать данный способ с методикой проблемного обучения и дискуссиями.

При правильной организации в процесс обучения окажутся вовлеченными все школьники, присутствующие на уроке. Учитель должен снять боязнь неправильного ответа у учеников, так как интерпретация не может быть оценена положительно или отрицательно.

В данном случае оценивается:

  • участие в обсуждении;
  • способность перерабатывать информацию на основе личного восприятия;
  • умение формулировать и высказывать свое мнение.

Примерные задания и вопросы учителя

Прием «Рядом с художником» поверхностно представлен в методической литературе. Поэтому преподавателю необходимо выстраивать ход урока, используя вопросы и задания, сформулированные самостоятельно.

Вот некоторые из них:

  • Опишите портрет писателя: выражение лица, взгляд. Как вы думаете, какие черты характера присущи этому человеку?  Представьте, о чем он думает. Хотели бы вы дружить с этим человеком? Почему?
  • Вы видите два портрета поэта (к примеру, А. Блока — 1903 и 1921 гг.). Сравните их. Что изменилось в человеке за это время? Как вы думаете, с чем связаны эти перемены?
  • Напишите письмо автору. Расспросите о том, что вас интересует больше всего.
  • Составьте монолог от лица друга или родственника (например, брата, сестры, мамы и др.) писателя.
  • Подумайте над монологом от лица героя произведения.
  • Напишите письмо читателю от лица литературного героя (Е. Онегина, Г. Печорина, князя Мышкина и др.).

С использованием приема «Рядом с художником» учитель прививает определенные мыслительные, речевые навыки учащимися и открывает новые просторы для собственной творческой деятельности.

Об авторе: Плугару Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 Ириска0358 • 22:41, 21.12.2018
Если найти подходящий материал, то этот метод можно использовать частично и в начальном звене.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 kucherenkonataliy • 14:09, 24.06.2017
Хорошо находить единомышленников в методах обучения учащихся средней школы.
[Материал]