Слайд 1
«КТО ВЫ, МИСТЕР ДЖАЗ?»
Урок музыки в 4 классе
Презентация подготовлена
учителем музыки
МОУ СОШ №1
р.п. Средняя Ахтуба
(Волгоградской обл.)
Алтуховой Анной
Викторовной 1
Алтухова Анна Викторовна
Учитель музыки
МОУ СОШ 1 р.п. Средняя Ахтуба
Волгоградской области.
УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
«КТО ВЫ, МИСТЕР ДЖАЗ?
Тема урока: «Кто вы, мистер ДЖАЗ?»
Цель: Знакомство с музыкальным стилем джаз.
Задачи: Образовательные: иметь представление об истории становления стиля, об основных джазовых жанрах.
Развивающие: развитие чувства ритма, исполнительского мастерства, воображения и музыкальной фантазии.
Воспитательные: способствовать формированию музыкального вкуса, формированию уважительного отношения к мнению другого человека, толерантности.
Музыкальный материал:
1. Спиричуэл «Go down, Moses»
2. Блюз «Куда идёшь?»
3. Регтайм Скотта Джоплина C-dur
4. Г. Гладков. Мистер Жук
Методический материал, оснащение:
1.Компьютер с акустической системой, мультимедийный проектор
2. Фортепиано или синтезатор
3. На доске на магнитах – Листки с названиями жанров и их определениями (Приложение 3)
4. Расчёска с натянутой на нёё бумагой
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:
1. Организационный этап
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» (на этом уроке в джазовом стиле).
Обратить внимание детей на танцующие воздушные шарики на экране (Слайд №2):
- Они делятся с нами хорошим настроением! И пришли они не одни!
2. Определение темы
- Сегодня у нас в гостях особый музыкальный стиль. Посмотрите на этот скрипичный ключ, какую музыку он вам напоминает? Кто вы, мистер?
Среди предположений детей наверняка будет «джаз». (Слайд №3) Записать тему в тетрадях и на доске.
3. Постановка цели, проблематика
Рассуждение с детьми: - Чтобы познакомиться с человеком, лучше его узнать, какие вопросы обычно ему задаём? - Как зовут? Когда родился? Откуда родом? Кто родители? Каков Ваш характер?
Чтобы узнать о джазе, зададим ему те же вопросы (Слайд №3).
4. Открытие новых фактов, способов музицирования
- Как вы думаете, ребята, откуда родом мистер Джаз? – Вы правы, из Америки. Но его родители – не американцы. Они приплыли в Америку на корабле. Посмотрите, вот на таком (Слайд №4). Вокруг – безбрежная синева Атлантического океана, на голубом небе лёгкие, воздушные облака, тёплый ветер наполняет белоснежные паруса. За штурвалом стоит высокий красивый капитан в белом мундире с золотыми пуговицами. Какая красота!
- Но что это? Вы слышите стоны? Спустимся вниз… (Слайд №5) В мрачном трюме, тесно прижавшись друг к другу, сидят полуодетые чернокожие люди. Так этот красавец-корабль везёт негров – рабов из Африки! Богачи американского Юга готовы купить их для работы на своих плантациях. (Слайд №6)
Бедные! Изнемогавшие от труда, потерявшие свободу, насильно разлучённые со своим домом и близкими! У них осталась всего «одна ниточка», связывавшая их с родиной. Это музыка.
- Музыка Африки. (Слайд №7) Что вы представляете под этим словом? Какая она? – Неудержимая, зажигательная, темпераментная, ритмичная! Но разве могли несчастные, измученные люди исполнять такие песни и танцы? – Нет. Их музыка изменилась (Слайд №8) В редкие часы отдыха негры пели песни-жалобы. Такую песню о тоске по родине, о нужде, о тяжёлом труде назвали блюзом (прикрепить на доске магнитом листок с названием ). Послушайте, как грустно звучит мелодия блюза.
Учитель на расчёске, обёрнутой бумагой, напевает мелодию блюза (Прил. 1). По возможности, гармонический аккомпанемент - на фортепиано.
- Я исполнила такую грустную мелодию, а вы улыбаетесь! Что вас удивило? Мой музыкальный инструмент? А ведь гребёнки, обёрнутые папиросной бумагой – типичные инструменты американских негров. Как вы думаете, почему они не играли на арфах и клавесине?
- Да, чернокожие музыканты делали себе инструменты из всего, что попадало под руки (рассмотреть Слайд №9): пустой кувшин, по которому стучали палочками, чулки, наполненные горохом. В дело шли стиральные доски, жилы, натянутые на высушенную тыкву с палкой. Кстати, так и появился американский инструмент банджо.
Придумайте и вы, каким образом мы можем сейчас сыграть музыку? - хлопать в ладоши, стучать по парте, щёлкать пальцами, топать ногами… Предлагаю вам подыграть мне на ваших «инструментах».
После объяснения и показа учителем (на «раз» - тихо топнуть носком ноги, на «два» - щёлкнуть пальцами) дети исполняют ритмический аккомпанемент. Учитель поёт куплет «Go down, Moses» ( Прил.2)
- Кто-нибудь слышал раньше эту музыку? Это очень известный спиричуэл. (прикрепить на доске листок с названием) Что за слово странное! Спиричуэл, как и блюз, - жанр (вид) музыки, появившийся в Америке среди бывших африканцев.
Ведь прошли уже годы, десятилетия. В памяти постепенно стирались воспоминания о стране предков (Слайд №10). Чернокожие рабы всё больше перенимали культуру «белых хозяев». Переняли они и религию - христианство, стали ходить в церковь и петь там хором религиозные, церковные гимны. Но эти песни-молитвы пели по-своему, с врождённым темпераментом и чувством ритма. Так и возникли негритянские духовные песни – спиричуэлс.
- Но неужели так грустно и закончится наша история? А как же воздушные шарики, праздник и хорошее настроение? Есть ли у Вас другая музыка, мистер? (Слайд №11)
Вот она! (при переключении Слайда №12 автоматически звучит музыка Регтайма С.Джоплина (Приложение 3). После нескольких тактов немного убавить громкость и обсудить характер музыки)
- Да, эта музыка бодрая, радостная, оптимистичная. Как вы думаете, почему она возникла? Что изменилось в судьбе негров? Свобода!
В результате гражданской войны рабов отпустили на свободу! В Африку они уже не вернулись и стали афроамериканцами. Теперь на праздниках, свадьбах, пикниках (Слайд №13) чернокожий народ уже не пел грустные песни, а танцевал под задорные регтаймы (прикрепить листок к доске).
Но посмотрите! (Слайд №14) В руках чернокожих музыкантов разве самодельные музыкальные инструменты? Настоящие! После войны многие воинские части и их полковые оркестры были распущены. Никому не нужные «военные» духовые инструменты – трубы, тромбоны, саксофоны - попали в лавки старьёвщиков. И там, за бесценок, их и смогли купить бывшие рабы.
- Не зная нот, не учась в музыкальных школах (Слайд №15), чернокожие музыканты в своём творчестве достигли высочайшего мастерства и виртуозности! Негры-рабы, кого «белые» американцы поначалу и за людей-то не считали, только благодаря таланту и усердию заставили признать и полюбить своё искусство.
Итак, к началу 20-го века (1900) эта особая афроамериканская музыка приобрела мировую славу и популярность и получила своё название – ДЖАЗ! (Слайд №16)
5. Закрепление знаний
-А теперь вспомним тему нашего урока (Слайд №17) и попробуем ответить на поставленные вопросы (совместно сформулировать и записать в тетрадь (Слайд №18))
-Чтобы правильно сделать следующее задание, вам понадобится помощь друга – работаем в парах! (Слайд № 19) К каждому названию джазового жанра нужно подобрать соответствующее определение (прикрепить магнитами к доске три листка с определениями в произвольном положении) и записать в тетрадь. Пожалуйста, не торопитесь писать, обсудите ответы с товарищем по парте! (выполнение задания - 2-3 мин)
- Теперь проверьте правильность определений (Слайд №20).
(На доске прикрепить названия жанров и их определения в верном соответствии).
- Если верны все три соответствия - поставьте в тетради «5», если верно одно – «4», если перепутаны все названия и определения – к сожалению, вы были невнимательны на уроке и пренебрегли советами друга – «3». (Обычно «троек» на этом уроке не бывает)
6. Практика, рефлексия
- А сейчас к нам опять вернулись танцующие джаз шарики! (слайд №21) На этот раз они пришли с мистером… Жуком! (это песня для более подробного разучивания на следующем уроке).
- У кого хорошее настроение – подпевайте! (Слайды с текстом - №22-25)
Во время исполнения песни дети передают по рядам листок, куда вписывают свою фамилию и полученную оценку.
7. Домашнее задание (Слайд №26)
Выучить названия и определения джазовых жанров (для всех);
Сделать из коробочки от «Киндер-сюрприза» маракас (по желанию)
8. Окончание урока (Слайд №27)
Спасибо за урок! До свидания!
Автор: Алтухова Анна Викторовна
→ Anna-musa 15.08.2015 0 11091 992 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы