Интегрированный урок-концерт долганский язык и музыка "Таймыр мой бараксан"; 6 класс
Тема урока-концерта: «Таймыр мой бараксан!»
Цель:
- Познакомить детей с творчеством самобытных поэтов и композиторов Таймыра;
- Способствовать развитию интереса учащихся к изучению творческого наследия самобытных авторов, воспитанию у учащихся чувства любви к родному краю;
- Создать атмосферу эмоционального удовлетворения у детей.
Оборудование: фортепиано, барган, синтезатор, доска, деревянные музыкальные инструменты(ложки, трещотки, бубен), фонозаписи, портреты О.Аксеновой, Л.Ненянг, выставка рисунков «Земля моих предков», национальные костюмы (парки), сигнальные карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Дети заходят в класс под песню «Я с малых лет люблю Таймыр» на стихи О.Аксеновой.(фонозапись)
Слово учителя долганского языка (на долганском).
У.Д. Таймыр – наша малая родина, земля наших предков. Особое географическое положение самого северного полуострова России, суровые климатические условия позволяют здесь жить и работать самым сильным людям. Наша земля богата не только своими недрами, животным и растительным миром, но и талантливыми и одаренными людьми, с творчеством которых мы познакомимся на нашем уроке.
У-ся. (на долганском языке)
Выставка наших рисунков рассказывает о родном крае, поселке, близких нам людям, нелегком труде тундровиков, богатствах и красотах родной северной земли, воспетой в творчестве наших северных поэтов, прозаиков и музыкантов: О.Аксеновой, Л.Ненянг, А.Корюкова, В.Панчука, А.Рудинской, М.Чарду, В.Чарду, О.Уксусникова и многих других.
У-ся. (на долганском языке)
Мы гордимся великой поэтессой Огдуо Аксеновой, нашей землячкой. Это она обратилась к проблемам долганской письменности и с ее участием был составлен долганский алфавит. О.Аксенова – автор долганского букваря, по которому мы учились. Она подарила нам прекрасную поэму «Бахыргас», постановка которой состоялась на нашей школьной сцене в исполнении учащихся и педагогов.
Ученики читают стихотворения О.Аксеновой «Таймыру», «Признание в любви».
Слово учителя долганского языка (на долганском).
У.Д. – Читая стихи О.Аксеновой, невольно замечаешь, что все это происходило с тобой или с кем-то близким. В чем загадка поэтического слога поэтессы?
У-ся. (на долганском языке)
О.Аксенова родилась и выросла в тундре. Ее восхищало все: пробуждение природы, рождение олененка, посещение музея, общение с земляками. Впечатление об увиденном, превращалось в стихи.
Ученики читают стихотворения О.Аксеновой «Новости», «В музее».
Слово учителя музыки.
У.М. Красоты Таймыра вдохновляли многих композиторов и дарили слушателям новые песни. Незатейливые по содержанию и простые по форме песни Севера таят в себе немалые богатства: смысловые, речевые и интонационные. Назовите известных вам самобытных композиторов Таймыра, чьи песни вы поете?
У-ся. Мы поем песни В.Чарду, М.Чарду, О.Уксусникова, А.Рудинской.
У.М. Музыка давала новую жизнь стихотворениям поэтов, подчеркивая их музыкальность, ритмичность. Какими средствами выразительности пользуется М.Чарду в своей песне «Тугут»?
У-ся Быстрый темп движения, короткие длительности нот, мажорный лад – все это создает картину радости, веселья и восхищения чудом природы – маленьким олененком.
Звучит песня «Тугут» М.Чарду в исполнении мальчиков класса под аккомпанемент учителя на фортепиано. Дети сопровождают пение игрой на деревянных музыкальных инструментах.
Слово учителя долганского языка (на долганском).
У.Д Таймыр – земля холода, вечной мерзлоты, длинных, полярных ночей и короткого лета. Наш народ научился понимать причуды северного края по народным приметам, жить в мире и согласии, соблюдая обычаи предков. Какие приметы и обычаи вы знаете?
У-ся. (на долганском языке) рассказывают о приметах и обычаях , описанных в книге А.Рудинской «С природой на ты».
Ученица в парке читает стихотворение А.Рудинской «Родной уголок».
У.М Стихи А.Рудинской очень музыкальные. По-новому они звучат в песнях: «Нас не тянет на юг», «Талисман», «Зрителю», «Моя Хета» и др.
Группа девочек в парках поет песню «Инэ» на стихи А.Рудинской. Учитель сопровождает пение игрой на синтезаторе.
У.М Хочу обратить ваше внимание на творческий путь Матвея Чарду, самодеятельного композитора и поэта из п.Новая. Его жизнь была короткой, но творчество – богатое и яркое.
У-ся. (на долганском языке)
М.Чарду писал стихи и сочинял музыку, что далеко не каждому дано. Мне нравится стихотворение «Полярная ночь». Читает.
У.М. М.Чарду остро чувствует проявления жизни – будь этот любовь или разлука, реальность или мечты. Ответы на музыкальную викторину покажут, как вы знаете песни М.Чарду. На доске под номерами записаны названия песен, мелодию которых я буду играть на фортепиано. Каждой песне соответствует определенный номер.
1. «Я спешу к любимой»
2. «Еду я по тундре»
3. «Белая упряжка»
4. «Долганочка»
5. «Наша мастерица»
Звучат фрагменты песен. Учащиеся по сигналу учителя поднимают карточку с номером песни.
Вокальный дуэт девочек в парках исполняют песню на стихи М.Чарду «Заиграй, мой барган». Учитель играет на синтезаторе , учитель долганского языка на баргане.
Слово учителя долганского языка (на долганском).
У.Д Небо – белая берлога,
Снег следы запорошил.
И запуталась дорога,
Как клубок оленьих жил.
Автора ненецких сказок и легенд Любовь Ненянг вы знаете с детства, с ее сборником ненецких пословиц и поговорок мы познакомились на уроках родного языка. Стихи и песни Л.Ненянг нам так близки и понятны.
Ученица читает стихотворение Л.Ненянг «Моя снежная Родина».
Звучит фонозапись песни Л.Ненянг «Мне мой суженый сказал», девочки танцуют лирический танец в парках, остальные дети образуют круг и хлопками и ударами в бубен поддерживают танцоров.
Слово учителя музыки.
У.М. – Богата талантами таймырская земля, и замечательно то, что эти люди – наши земляки. Мы их первые слушатели и исполнители. Надолго запомнятся творческие встречи с автором и исполнителем песен О.Уксусниковым. Его песня «Эребил» стала визитной карточкой школьного вокального ансамбля.
Нам очень приятно, что премьеры песен «Хулустар» и «Алгыс» А.Рудинской, нашего самодеятельного поэта и композитора, состоялись в нашей школе.
Ученица читает стихотворение А.Рудинской «Нас не тянет на юг».
У.Д Вы - будущее Таймыра. Мы надеемся, что среди вас растут поэты и композиторы – творческий потенциал нашей земли. Вам хранить и приумножать сокровищницу талантов земли таймырской.
Какой оценкой вы оцените наш урок-праздник? Перед вами сигнальные карточки: красная – отлично, синяя – хорошо, зеленая – удовлетворительно.
Завершает урок-праздник песня « Таймыр мой бараксан» в исполнении всех участников урока. Учитель музыки, автор песни, играет на синтезаторе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кальчук Валентина Константиновна
→ Публикатор 09.11.2015 0 2734 251 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы