Урок литературного чтения по рассказу Л. Пантелеева "Новенькая"; 3 класс


Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградова. 3 класс:  учебник «Хрестоматия по литературному чтению в 3 классе: Вентана-Граф, 2014.

Класс: 3 класс

Тема урока: Л. Пантелеев « Новенькая»

Цели.

1.Продолжить формирование навыка чтения и образа детей военных лет

2. Содействовать воспитанию нравственных качеств детей, чуткого отношения к людям.

3. Продолжить развитие универсальных учебных действий:

  • личностные - нравственно-этическое отношение к людям, удерживание учебной задачи;
  • регулятивные - волевая саморегуляция, коррекция выводов и внесение дополнений;
  • познавательные – анализ, синтез, выдвижение гипотез;
  • коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы работы: практический, проблемный, словесный, деятельностный, частично-поисковый, наблюдение.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ (презентации), здоровьесберегающая технология, проблемное обучение, технология деятельностного подхода, дифференцированное обучение

Оборудование:

для учителя:

  • учебник «Хрестоматия по литературному чтению в 3 класс»
  • карточки с ключевыми словами
  • выставка книг Л. Пантелеева
  • портрет писателя

для учащихся:

  • учебник «Хрестоматия по литературному чтению  3 класс»
  • карточки с ключевыми словами
  • бортовой журнал

                                           ХОД   УРОКА.

Мотивационный.

–  Сегодня мы продолжим работу над произведением Л.Пантелеева «Новенькая»

–  Вспомните настоящую фамилию Л.Пантелеева. ( Пантелкин) Почему он её изменил? ( В целях конспирации)

–  Попробуйте по-другому озаглавить это произведение? ( Варианты детей)

 (Лучший заголовок дал автор, так как слово в  художественном произведении ёмко и незаменимо.)

–  Где можно встретить новенькую девочку?  (в игре, в музыкальной школе, в кружке…)

–  Можно ли по заголовку определить, о чём пойдёт речь? (Да.)

–  А каким будет произведение (Нет.)

–  Что для этого нужно?

–  Дома вы читали текст Л.Пантелеева « Новенькая» ,  готовили обложку к этому произведению и бортовой журнал. К какому жанру вы отнесли это  произведение? (Рассказ.)

–  Почему?

(Рассказ – это маленькое  произведение, где задействовано небольшое количество людей с острым сюжетом)

–  О ком пишет Л.Пантелеев? (В основном о детях.)

–  Какими были  его герои?

(волевые; упорные; отважные; мужественные; смелые; честные;  умеющие держать, данное ими, слово)

- Ребята, после урока я предлагаю вам подойти к выставке книг Л.Пантелеева  и, понравившуюся  книгу, взять в библиотеке для домашнего чтения.

Проблемный.

–  В  какое время происходили события, описанные  в  рассказе  Л.Пантелеева  «Новенькая»?  

    (В годы Великой Отечественной войны.)

–  Как вы догадались?

_ Подтвердите ответ текстом.

–  Какой большой праздник приближается?  (День Победы русского народа над фашистской Германией, 9 мая 1945 года)

В канун этого праздника я предлагаю в конце урока ответить на вопрос: «Какими были дети военных лет?»

Работа с информацией.

- Какие отрывки оставили след в вашей душе, и вы хотели бы их услышать ещё раз?

- Перечитайте их, но в последовательности, которая сохранит  смысл, цельность текста. При чтении попробуйте передать те чувства, которые испытывали герои.

(Выразительное чтение, понравившихся отрывков и их защита.)

- Кто главная героиня рассказа? ( Валя Морозова)

- Какой её показывает автор? (Чтение отрывков с комментированием)

- Что вы можете сказать об одноклассниках Вали?

- Обратитесь к бортовому журналу. (Бортовой журнал - это лист А-4, свёрнутый пополам по вертикали. На первой странице, сверху, написана фамилия автора, внизу - заголовок, в центре - рисунок, отражающий события в рассказе.

В развороте листа, на левой страничке - 2 цитаты из текста, на правой странице – объяснения, почему выбраны эти цитаты).

- О какой литературной героине мы с вами недавно говорили с таким же именем?  (Валентинка, из рассказа Л.Воронковой «Девочка из города»)

Аналитический.

Работа в парах.

- Сейчас вы будете составлять обобщенный образ детей войны, на примерах Валентинки и Вали Морозовой.

- На столах у вас лежат карточки. Возьмите карандаши и вычеркните те слова, которые обозначают качества людей, которыми не наделены дети военных лет и приготовьтесь ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Какими были дети военных лет?»

Карточка с названием качеств.

 Качества людей: умный, тщеславный, честный,  лживый,  подлый,  искренний,   уверенный в себе, нерешительный,  трусливый, малодушный,  вспыльчивый,  упрямый, ленивый,  жестокий, решительный, эгоистичный,  смелый,  храбрый,  добрый, злобный, заботливый, внимательный к другим, милосердный,  сострадательный серьёзный,  мрачный,  угрюмый,  хмурый.

- Докажите примерами (1 пара у доски). Остальные дети дополняют, исправляют, уточняют.

Рефлексия.

- Что нового вы открыли для себя о детях войны?

- Что удивило, заинтересовало, запомнилось?

-  Какие у вас возникали чувства во время работы над этими рассказами?

Домашнее задание: можно приготовить мультимедийную презентацию «Дети военных лет» или написать мини-сочинение  на эту же тему.


Полный текст материала Урок литературного чтения по рассказу Л. Пантелеева "Новенькая"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анисимова Людмила Алексеевна  Публикатор
25.11.2015 1 18264 672

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК