Урок литературного чтения по рассказу Л. Пантелеева "Новенькая"; 3 класс
Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградова. 3 класс: учебник «Хрестоматия по литературному чтению в 3 классе: Вентана-Граф, 2014.
Класс: 3 класс
Тема урока: Л. Пантелеев « Новенькая»
Цели.
1.Продолжить формирование навыка чтения и образа детей военных лет
2. Содействовать воспитанию нравственных качеств детей, чуткого отношения к людям.
3. Продолжить развитие универсальных учебных действий:
- личностные - нравственно-этическое отношение к людям, удерживание учебной задачи;
- регулятивные - волевая саморегуляция, коррекция выводов и внесение дополнений;
- познавательные – анализ, синтез, выдвижение гипотез;
- коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Методы работы: практический, проблемный, словесный, деятельностный, частично-поисковый, наблюдение.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ (презентации), здоровьесберегающая технология, проблемное обучение, технология деятельностного подхода, дифференцированное обучение
Оборудование:
для учителя:
- учебник «Хрестоматия по литературному чтению в 3 класс»
- карточки с ключевыми словами
- выставка книг Л. Пантелеева
- портрет писателя
для учащихся:
- учебник «Хрестоматия по литературному чтению 3 класс»
- карточки с ключевыми словами
- бортовой журнал
ХОД УРОКА.
Мотивационный.
– Сегодня мы продолжим работу над произведением Л.Пантелеева «Новенькая»
– Вспомните настоящую фамилию Л.Пантелеева. ( Пантелкин) Почему он её изменил? ( В целях конспирации)
– Попробуйте по-другому озаглавить это произведение? ( Варианты детей)
(Лучший заголовок дал автор, так как слово в художественном произведении ёмко и незаменимо.)
– Где можно встретить новенькую девочку? (в игре, в музыкальной школе, в кружке…)
– Можно ли по заголовку определить, о чём пойдёт речь? (Да.)
– А каким будет произведение (Нет.)
– Что для этого нужно?
– Дома вы читали текст Л.Пантелеева « Новенькая» , готовили обложку к этому произведению и бортовой журнал. К какому жанру вы отнесли это произведение? (Рассказ.)
– Почему?
(Рассказ – это маленькое произведение, где задействовано небольшое количество людей с острым сюжетом)
– О ком пишет Л.Пантелеев? (В основном о детях.)
– Какими были его герои?
(волевые; упорные; отважные; мужественные; смелые; честные; умеющие держать, данное ими, слово)
- Ребята, после урока я предлагаю вам подойти к выставке книг Л.Пантелеева и, понравившуюся книгу, взять в библиотеке для домашнего чтения.
Проблемный.
– В какое время происходили события, описанные в рассказе Л.Пантелеева «Новенькая»?
(В годы Великой Отечественной войны.)
– Как вы догадались?
_ Подтвердите ответ текстом.
– Какой большой праздник приближается? (День Победы русского народа над фашистской Германией, 9 мая 1945 года)
В канун этого праздника я предлагаю в конце урока ответить на вопрос: «Какими были дети военных лет?»
Работа с информацией.
- Какие отрывки оставили след в вашей душе, и вы хотели бы их услышать ещё раз? - Перечитайте их, но в последовательности, которая сохранит смысл, цельность текста. При чтении попробуйте передать те чувства, которые испытывали герои. (Выразительное чтение, понравившихся отрывков и их защита.) |
- Кто главная героиня рассказа? ( Валя Морозова) |
- Какой её показывает автор? (Чтение отрывков с комментированием) |
- Что вы можете сказать об одноклассниках Вали? - Обратитесь к бортовому журналу. (Бортовой журнал - это лист А-4, свёрнутый пополам по вертикали. На первой странице, сверху, написана фамилия автора, внизу - заголовок, в центре - рисунок, отражающий события в рассказе. В развороте листа, на левой страничке - 2 цитаты из текста, на правой странице – объяснения, почему выбраны эти цитаты). |
- О какой литературной героине мы с вами недавно говорили с таким же именем? (Валентинка, из рассказа Л.Воронковой «Девочка из города») |
Аналитический.
Работа в парах.
- Сейчас вы будете составлять обобщенный образ детей войны, на примерах Валентинки и Вали Морозовой.
- На столах у вас лежат карточки. Возьмите карандаши и вычеркните те слова, которые обозначают качества людей, которыми не наделены дети военных лет и приготовьтесь ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Какими были дети военных лет?»
Карточка с названием качеств.
Качества людей: умный, тщеславный, честный, лживый, подлый, искренний, уверенный в себе, нерешительный, трусливый, малодушный, вспыльчивый, упрямый, ленивый, жестокий, решительный, эгоистичный, смелый, храбрый, добрый, злобный, заботливый, внимательный к другим, милосердный, сострадательный серьёзный, мрачный, угрюмый, хмурый.
- Докажите примерами (1 пара у доски). Остальные дети дополняют, исправляют, уточняют.
Рефлексия.
- Что нового вы открыли для себя о детях войны?
- Что удивило, заинтересовало, запомнилось?
- Какие у вас возникали чувства во время работы над этими рассказами?
Домашнее задание: можно приготовить мультимедийную презентацию «Дети военных лет» или написать мини-сочинение на эту же тему.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анисимова Людмила Алексеевна
→ Публикатор 25.11.2015 1 18264 672 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы