Урок русского языка "Наблюдение за словоизменением имен существительных"; 4 класс
Данный урок – изучение нового материала. Предназначен для учеников 4 класса. УМК «Школа 2100», учебник «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
В ходе урока ученики знакомятся с понятием «падеж», наблюдают за изменением окончаний существительных, учатся изменять слова по падежам в ходе самостоятельной поисково-практической деятельности.
Задачи урока
- Образовательные: закрепить правописание некоторых словарных слов, вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном, формировать первичные представления об изменении существительных по падежам, умение изменять существительные по падежам;
- Развивающая: развивать умение извлекать информацию из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую, наблюдательность, мышление, умение анализировать и делать выводы, высказывать свои предположения;
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему зрению, интерес к уроку русского языка, познавательную активность, умение работать в группе и в паре сообща.
Фрагмент
- Желаем успеха большого во всем и везде!!! Здравствуйте!!! - Прочитайте высказывание, записанное на доске: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» - Как понимаете? - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно достаем и используем его. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее для того, чтобы освоить новые. |
2.1. Беседа - Посмотрите внимательно на доску, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира, подумайте, что объединяет все эти объекты? (Наши помощники – органы чувств) (язык, нос, рука, уши) - Хорошо, а с точки зрения русского языка? - А какого органа чувств не хватает? (глаз) - А какую роль глаза играют в жизни человека? Конкретно, чем помогают нам на уроках русского языка? - Девизом нашего сегодня урока будет: «Берегите зрение с молоду!» - В русском языке сложено не мало пословиц, поговорок, крылатых фраз о глазах. Ведь именно пословицы и поговорки являются источниками народной мудрости. Я предлагаю вам поработать в группах, собрать пословицу и объяснить ее смысл. РАБОТА В ГРУППАХ
2.2. Словарная работа - О каком словарном слове идет речь подумайте и запишите словарные слова столбиком.
Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках будто еж, Вот и назван…….........(ежевика).
- Проверьте, правильно ли вы записали словарные слова? - Какое слово «лишнее»? Объясните. - Какой части речи оставшиеся слова?
2.3. Кластер - Давайте вспомним всё, что мы уже знаем об имени существительном (приложение 1).
- Посмотрите, один из сундучков закрыт. Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое, неизвестное об имени существительном. Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке? - Вернемся к словарным словам. Обведите первые буквы словарных слов, какое слово получилось? (падеж) - Знакомо ли вам это слово, как оно может быть связано с именами существительными? - Что еще предстоит выяснить сегодня на уроке? |
- Тема нашего урока сегодня: «Падеж. Изменение существительных по падежам» - Что узнаем на уроке? |
4.1. Наблюдение за словоизменением имен существительных - Предлагаю вам поработать в группе и понаблюдать за выделенными именами существительными в тексте. Человек воспринимает информацию об окружающем мире глазами. Мы недостаточно ценим свои глаза. Находятся глаза во впадинах черепа – глазницах. Радужная оболочка придает цвет глазам. Считается, что по цвету глаз можно определить характер человека. Люди с зелеными глазами приятны в общении, они нежны и преданны, стабильны, общительны. Это хорошие и добрые друзья. Вокруг глаз располагаются ресницы, которые защищают от ветра, пыли и яркого света. О глазах в русском языке сложено не мало пословиц и поговорок. - Прочитайте выделенные слова? Какое по вашему мнению является «лишним» и почему? Какое из слов стоит в начальной форме? - Дополните запись выделенными словами из текста, запишите к ним вопрос. Воспринимает (чем?) ________ глазами По цвету (…….) _________ глаз Придает цвет (…) _________ глазам Люди с (….) __________ с глазами Не мало пословиц о (……) ______ о глазах - Посмотрите внимательно на данные слова, что же происходит? - Выделим основу и окончание. Что же меняется основа или окончание? - В зависимости от чего существительные меняют свои окончания? (в зависимости от вопроса) - Как называется такое изменение имен существительных? - Такое изменение называется изменением по падежам. ОТКРЫВАЕТСЯ ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА: Изменяются по падежам Служит для связи слов в предложении В русском языке 6 падежей У каждого падежа свои вопросы - Прочитайте несколько советов.
- Какие ошибки вы заметили? - Почему же существительные меняют свои окончания? - Какой из этих советов является неправильным? ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ - Вернемся еще раз к предыдущему тексту. - За каким изменением имен существительных мы наблюдали? (за изменением по падежам) - В зависимости от чего существительные меняют свои окончания? - Для чего это необходимо нам знать? - Проверим наши выводы с выводами авторов учебника (стр.85 упр. 118) - А вот и он Малыш-падеж. 4.2. Знакомство с падежами (грамматическая сказка) - Я расскажу вам сказку про названия падежей, а вы мне в этом поможете. Он еще не родился, а родители уже думали, какое имя ему дать и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Он очень любил задавать вопросы: Кто? Что? Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫМ, спрашивал Кого? Чего?. Пока он был малышом, всё что бы не захотел ему давали, за это его назвали – ДАТЕЛЬНЫМ. Теперь его интересовало Кому? Чему? Но малыш-падеж был и большим озорником, за всякие проделки его винили, стал он называться – ВИНИТЕЛЬНЫМ и возмущался Кого? Что? Вскоре он подрос, стал творить добрые дела и называться стал ТВОРИТЕЛЬНЫМ и любил интересоваться Кем? Чем? Взрослым стал предлагать свою помощь, о нем заговорили и называли теперь ПРЕДЛОЖНЫМ, а он в свою очередь стал думать О ком? О чем? - Посмотрите, сколько же падежей в русском языке? (6) - Повторим их еще раз. - У каждого падежа есть свои падежные вопросы. Как вы думаете, почему их именно по два? 4.3. Игра «Я начну, а ты продолжи…» У: именительный Уч: кто? Что? У: дательный Уч: кому? Чему? |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Татьяна Владимировна
→ Публикатор 25.09.2015 0 4223 466 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы