Разработка урока окружающего мира "Мой родной город"; 1 класс
Тема урока: Мой родной город. Окружающий мир 1 класс
Цель: познакомить с историей родного города, развивать умение ориентироваться в городской обстановке, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
- Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
- Личностные: формирование личного ( эмоционального) отношения к малой родине.
- Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
- Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт; формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.
- Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах общения и поведения при работе в группе.
Осваиваемые понятия: Мой город – это моя малая родина.
Оборудование: презентация, рисунки, ноутбуки ,иллюстрированный сборник легенд и преданий земли Тулунской, электронный диск «окружающий мир 1 класс», карточки.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
На соседа посмотрите,
Руку вы ему пожмите,
И присядьте поскорей.
- Что значит «урок пойдет нам впрок»?
- Как вы это понимаете?
- Для чего вы пришли на урок? (получить новые знания, учиться…)
- Что значит учиться?
- Учеба – это работа, значит, чтобы получить новые знания придется потрудиться.
- С каким настроением начнем урок, чтобы работа была успешной?
2. Актуализация знаний.
- От чего зависит прочность наших знаний?
- Вспомним, что изучили на прошлом уроке?
1) Выполнение заданий в парах. Раздаются конверты, в которых лежат картинки города и села.
- Распределите эти картинки на известные вам группы.
- Чем отличается город от села?
- Хорошо работали в парах – дружно. Пожмите руку своему соседу по парте за хорошую работу.
2) Индивидуальная работа – 2 человека у доски.
- Определите, чем отличается жизнь сельского (деревенского) человека от городского?
(на доске карточки, дети должны их распределить в два столбика: село и город)
ГОРОД |
СЕЛО |
Есть благоусройство Работают на промышленных предприятиях Большая численность населения Много рабочих мест, различных клубов, музеев, учебных заведений Свои традиции
|
Нет благоустройства Занимаются животноводством и растеневодством. Малая численность населения. Меньше рабочих мест, клубов, музеев, учебных заведений. Свои традиции. |
Проводится сравнительный анализ города и села.
- А чем отличается город от села?
- Как называют людей, которые живут в городе? (горожане)
- А в селе? (селяне)
- Как называют людей, которые живут в одном селе, городе? (односельчане, земляки)
- Что общего у этих слов? Чем отличаются?
- Где жить легче: в городе или деревне? А почему многие люди живут в деревне и не желают уезжать?
3. Выявление места и причины.
(на доске пословица) « ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА».
- Что написано на доске?
- Кто объяснит смысл? Что значит своя сторона? (Место, где ты родился.)
- Какой наш с вами город родной?
- Почему он так называется?
- У вас на партах карта Иркутской области (напечатана на листах). Найдите город Тулун и прикрепите флажок
- Как называют людей, которые живут в этом городе? (тулунчане)
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Ребята, а что же мы будем считать своей стороной?
- К чему мы отнесем свою малую родину? К городу или селу? А вы хорошо знаете свой город? Почему наш город так называется? Кто были первые жители? Давно ли появился наш город?
- Давайте проговорим, что мы хотим узнать на уроке. Какие цели перед собой поставим? (Узнать историю нашего города.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Что же нам поможет достигнуть цели урока, узнать историю нашего города? (книги, Интернет, рассказы взрослых)
5. Реализация построенного проекта.
- Кто знает, почему наш город так называется? (предположения детей)
- Встаньте, пожалуйста, кто получил задание заранее. Это наши исследователи. Они расскажут об истории Тулуна.
Сообщения учеников.
«Давно это было, так давно, что не помнит никто. На месте нашего города шумела вековая тайга, места были глухие и нелюдимые. И вот однажды пришли сюда люди. Уже много дней были они в пути, но вожак вёл и вёл людей в поисках лучшего места для поселения. Как-то к вечеру открылся перед ними с высокого косогора удивительный вид: далеко внизу простирались луга с сочной травой, голубой лентой извивалась река….
Старый вожак сидел у своей юрты и о чём-то думал. К деду прибежала внучка Бадарма и сказала: «Однако, дедушка, в тулуне жить будем, как в мешке». «Молчи, что ты понимаешь,- сказал дед. Лучше жить в тулуне, чем погибать от чужой стрелы в тайге». Потом приказал созвать всех к костру и сказал, что остаются они здесь жить, и стойбище своё будут называть Тулун, по-бурятски «кожаный мешок».
- Какой же народ первым поселился на нашей земле? (буряты)
- Как переводится слово Тулун? (кожаный мешок)
Физминутка
- Давайте отдохнём.
На слайде изображение журавля.
- А почему к нам прилетел сегодня журавль? (предположения ребят).
- Поможет нам в этом разобраться наш следующий исследователь.
Сообщение ученика.
Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит своё гнёздо рядом с жилищем человека. Это пример любви и верности родному дому.
ФИЗМИНУТКА.
Жура- жура- журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он , пролетая:
«Лучше нет родного края!»
- Почему вожак решил остановиться именно здесь? Что он увидел? (Внизу голубой лентой извивалась река)
- Почему города строились на берегах рек?
Работа в парах на ноутбуках. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.
-Прослушать текст и ответить на вопрос.
-На берегу какой реки построен наш город? (река Ия)
-Послушаем дальше наших исследователей.
«В стародавние времена на берегу красивой горной реки жил молодой охотник Арунай. И где бы он не охотился, ноги, словно сами, несли его к берегу реки. Арунай садился на камушек и часами любовался прозрачной водой. И ему казалось, что на свете нет больше никого - только он и красавица- река.
«Никто мне не нужен,- думал Арунай, -пусть всегда так будет: река и я».И вот однажды он увидел ,что с гор спускаются люди. Они спросили охотника,что это за место, а он ответил «Это хорошее место, самое лучшее место на земле. Здесь живём мы – река и я» Но люди не поняли и решили, что река так и называется Ия. С того дня река получила своё название».
- Объясните название реки?
-Наш город рос и развивался. Он прошёл трудный путь развития от бурятского улуса до города. В 1927 году село Тулун преобразовано в город. Город Тулун – это город шахтёров. Открывались и строились шахты по добыче угля. Строился Стекольный завод по изготовлению стекла для страны. Гидролизный завод по изготовлению топлива для самолётов. Строились школы, больницы, детские сады, дома многоэтажные, церкви многое другое.
7. Самостоятельная работа.
Работа в группах. У каждой группы картинки с изображениями зданий города Тулуна (вокзал, городская библиотека, ЦДО «Кристалл», мэрия, школа № 7, больничный комплекс)
Задание: Выберите те изображения, которые вы видели в нашем городе.
Расскажите по плану:
1) Что за здание?
2) Где видели?
3) Для чего?
Выступления групп.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Мы хорошо должны знать историю своей родного края, любить его, ведь все это необходимо для счастливой жизни человека.
Чтение учителем стихотворения.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.…
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- У каждого свой дом, который ему дорог. На какой улице находится ваш дом?
- Почему эти улицы так называются? Найдите вместе с родителями эту информацию.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Какие цели ставили? Мы их достигли?
- Трудно было получать новые знания?
- В чем возникло затруднение?
- Что особенно запомнилось?
- Подуйте каждый и определитесь, как бы вы закончили предложение и поднимите соответствующий прямоугольник.
Своей работой на уроке я ….
доволен – красный
не совсем доволен – синий
не доволен, потому что …. – зеленый
- Я согласна с вашим мнением. Вы мне очень помогли на уроке – новое знание мы открывали вместе, потому что я, задавая вам, вопросы опиралась на ваши знания и информацию наших исследователей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кобанова Светлана Викторовна
→ Публикатор 16.09.2015 0 16308 459 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы